– С какими нарушениями законодательства в сфере добычи полезных ископаемых Вы чаще всего встречаетесь в своей практике?
– Зачастую эти нарушения связаны с нарушением лицензионных условий пользования недрами, такие как: несвоевременная сдача предусмотренной законом отчетности, нарушение сроков разработки проектной документации, несоблюдение объемов добычи предусмотренных такой документацией.
К примеру, в текущем году за осуществление деятельности в отсутствие проектной документации по нашим мерам 11 золотодобывающих организаций привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
В другом случае в связи с невыполнением установленного уровня добычи золота за 2019 год АО «Якутскгеология» привлечено к административной ответственности с назначением штрафа на сумму 150 тыс. рублей.
– Что делать недропользователю, если он понимает, что не может соблюсти определенные техническим проектом объемы добычи полезных ископаемых? Как не стать нарушителем?
– Необходимо отметить, что в силу Закона «О недрах» недропользователь, если он понимает, что в силу различных причин не может выполнить объемы добычи полезных ископаемых, установленные техническим проектом, вправе обратиться к распорядителю недр – в Управление по недропользованию по республике (Якутнедра) и поставить вопрос о внесении соответствующих изменений в технический проект и календарный план работ.
– Какие еще нарушения допускаются недропользователями?
– Встречаются и более серьёзные нарушения, которые при определенных обстоятельствах могут повлечь уголовную ответственность. Участки недр в целях добычи полезных ископаемых предоставляются в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
В случае, если недропользователь вышел за пределы границ горного отвода и осуществил там добычу, в зависимости от объемов добычи и стоимости сырья свыше 2 млн. 250 тыс. руб., такая добыча расценивается как пользование недрами в отсутствие лицензии, а лицо, её совершившее, подлежит уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) с назначением наказания вплоть до ареста на срок до 6 месяцев.
Кроме того, необходимо отметить, что добыча полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, то есть при наличии у недропользователя лицензии на геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, до постановки запасов полезных ископаемых на баланс осуществлять промышленную эксплуатацию месторождения и добычу полезных ископаемых нельзя.
Все полезные ископаемые, изъятые из недр в ходе геологического изучения в виде проб, должны храниться в опломбированном виде у недропользователя и после окончания стадии геологического изучения могут быть истребованы территориальным фондом геологической информации.
Так, в текущем году в ходе проверки лицензионных дел природоохранной прокуратурой выявлен факт незаконной добычи юридическим лицом золота, в отсутствие лицензии на добычу и его реализации на сумму 26 млн. рублей. По материалам проверки возбуждено и расследуется уголовное дело по ст. 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценных металлов), по которой предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком до 5 лет.
– В условиях нашей республики пользование недрами зачастую осуществляется в лесах. Какие нарушения, связанные с использованием лесных участков, встречаются в деятельности недропользователей?
– Недропользователями не всегда соблюдаются требования пожарной безопасности в лесах. В этой связи наша работа носит упреждающий характер.
Так, в преддверии пожароопасного сезона недропользователям внесены представления, по которым приняты меры по противопожарному обустройству лесов, обеспечению наличия необходимого противопожарного инвентаря.
За несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах статьей 8.32 КоАП РФ также установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 млн. руб.
Необходимо понимать, что в случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности статьей 261 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.
Так, в 2020 году имеется случай возгорания лесного массива в Томпонском районе в результате проведения взрывных работ работниками угольного разреза. В настоящее время по данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 261 УК РФ.
– Имеются ли какие-то специфические нарушения в зависимости от отраслей добывающей промышленности?
– На территории республики крупные месторождения угля сосредоточены в Нерюнгринском районе. В этой связи на постоянном контроле находятся вопросы состояния охраны атмосферного воздуха.
В указанной сфере налажен обмен информацией с органами Роспотребнадзора, которые осуществляют контроль за превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ.
К примеру, по результатам проверки, проведенной с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по республике, нами пресечено непринятие холдингом «Якутуголь» надлежащих мер по предупреждению выбросов в атмосферный воздух, выразившееся в отсутствии санитарно-защитной зоны вокруг угледобывающего комплекса.
По внесенному представлению, предприятием организована работа по установлению границ санитарно-защитной зоны.
В нефтедобывающей отрасли зачастую вред наносится почве.
Так, в Мирнинском районе по факту разлива нефти при эксплуатации внутрипромыслового нефтепровода на Иреляхском месторождении по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ст. 254 УК РФ (порча земли). Причиненный почве ущерб в размере 22 млн. рублей возмещен полностью.
В указанной связи недропользователи должны понимать необходимость налаженной системы производственного и экологического контроля на предприятиях. Добросовестное исполнение ответственными лицами своих обязанностей, а также усиленный контроль за их работой со стороны руководства предприятия - залог не только хорошей репутации и финансового состояния компании, но и экологического благополучия республики и отсутствие претензий со стороны контролирующих и надзорных органов.
– Другим актуальным вопросом для недропользователей республики является сбор ископаемых мамонтовой фауны. Какие нарушения наиболее распространены при добыче палеонтологических ископаемых?
– Несмотря на прямой запрет законодательства на использование технических средств, нередки случая использования высоконапорных мотопомп с целью размытия берегов водного объекта для облегчения извлечения ископаемых мамонтовой фауны. Вместе с тем, согласно ст. 11 Водного кодекса РФ пользование водными объектами осуществляется на основании договоров водопользования, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В указанной связи использование высоконапорных мотопомп с целью размыва берегов водного объекта образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, то есть самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий и влечет наложение административного штрафа до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя сроком до 90 суток.
В случае если безлицензионным сбором нанесён ущерб в размере 2 млн. 250 тыс. руб. и более, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 171 Уголовного кодекса РФ (незаконное предпринимательство).
В случае если бивни мамонта или иные ископаемые были собраны незаконно, они изымаются в пользу государства.
Так, например, по заявлениям Якутской природоохранной прокуратуры свыше 170 кг ископаемой мамонтовой кости признано судом собственностью государства и передано на хранение в музеи мамонта республики.
И.о. природоохранного прокурора, младший советник юстиции С.Н. СТЕПАНОВ
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0