У нас действует Пушкинская карта.
Спешите: начало в 13.00
Танцует звездный состав:
Иванушка – заслуженный артист РС(Я) Павел Необутов
Василиса Прекрасная – Александра Ларева
Брат Василисы – Айтал Ефимов
Жар-птица – заслуженная артистка РС(Я) Динара Гасанбалаева
Баба-Яга – Аркадий Посельский
Кащей – Николай Попов
Леший – Леонид Попов
Кикимора – Екатерина Никитина
Царь – Афанасий Максимов.
Там чудеса, там леший бродит…
Полный восторг с момента открытия театрального занавеса! Сказка, да и только!
Пожалуй, мой отзыв на премьерный балет «В Тридевятом царстве» потонет в восклицательных знаках, и это доставляет мне искреннюю радость, как и спектакль - детскому зрителю, да и взрослым. Во-первых, давно не было на сцене традиционных расписных колоритных декораций прекрасной ручной работы по эскизам художника, заслуженного деятеля искусств РС (Я) Саргыланы Ивановой. Они напоминают чудесные иллюстрации В. Васнецова, отсылающие к пушкинским строкам: «Там русский дух… там Русью пахнет!»
А герои из русских народных сказок впервые оказались на балетной сцене нашего театра.
Сказочный микс известных сюжетов претворяется хореографом и автором либретто, заслуженной артисткой РФ Екатериной Тайшиной динамично и остроумно. В очередной раз она проявляет неординарный режиссёрский подход.
Главная тональность сказочного балета - праздничная, радостная в торжестве простых жизнеутверждающих истин, за которые борются главные герои Иванушка, Василиса Прекрасная и её брат Стёпка. Большой плюс хореографа - довольно редкое умение создавать яркие, выразительные характеры своих героев, минуя накатанные шаблоны. Это вообще отличительная черта дарования Е. Тайшиной.
А героев и персонажей в балете множество! В сказочном калейдоскопе кого только нет: народ, скоморохи, глупый и трусливый Царь, охочий до девичьей красы, который является со свитой из трех хитрых бабок-мамок и воеводы. Тут же обитатели лесной чащобы Леший, Кикимора, Кащей во главе с Бабой-Ягой.
Конечно же, и «Избушка там на курьих ножках... И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…». Из морских волн выплывают пленительные, но коварные Русалки, «пособницы» вражьих сил. Появление персонажей по-волшебному феерично и неожиданно — кажется, ну вот и всё! Но нет, вдруг с верхней падуги «прилетает» чудо Жар-птица! По залу прокатывается восхищённо-взволнованный возглас - ведь так высоко! Да она не одна, а на сцене уже целая стайка Жар-птиц - зрелище невиданное и завораживающее!
Спектакль получил удачное воплощение во всех своих компонентах, гармонично сочетающихся друг с другом, несмотря на неожиданность музыкального материала, основанного на известных произведениях совершенно разных русских композиторов.
В балете звучат узнаваемые фрагменты «Бабы-Яги» Мусоргского, «Шахерезады» Римского-Корсакова, «Жар-птицы Стравинского - произведения, в общепринятом и привычном смысле не совсем для детского спектакля.
Тайшина сама отбирала музыку к балету. И оказалась права: сказка обрела широту и глубину симфонического дыхания музыкальной классики и, притом, в звучании симфонического оркестра, а не фонограммы.
Такому прекрасному результату предшествовала кропотливая работа оркестра во главе с дирижёром-постановщиком Павлом Васьковским, и музыка нашла искренний отклик в сердцах детского зрителя.
Участвовать в таком спектакле — большое творческое удовольствие, это чувствуется по излучаемой исполнителями энергетике и полной самоотдаче. Полнокровен экстраординарный дуэт Василисы Прекрасной и Иванушки, который в первых показах был воплощен лауреатом международных и всероссийских конкурсов Анастасией Платоновой, находящейся на пике профессиональной формы и обладающей обаятельным артистизмом, и нар. артистом РС (Я), лауреат международных конкурсов и приза «Душа танца» Сарыалом Афанасьевым, вложившим в партию широту своего мастерства и харизму живого и непосредственного Иванушки.
Была очень интересна и другая пара — ведущая солистка Мария Кузьмина, наделившая свою Василису застенчивой женственностью, и лауреат международного конкурса Валерий Аргунов, который уверенной амплитудой танца подчёркивает решительную мужественность своего героя.
Любопытен и забавен Стёпка, братишка Василисы в выразительном исполнении Владимира Данилова и Айтала Ефимова, каждый из них был по-своему убедителен технически, актёрски и показал свою перспективность.
Трудно отдать предпочтение кому-либо из артистов — Аркадию Посельскому или Афанасию Максимову, создавшим колоритный образ Бабы-Ягы.
Необычно подан балетмейстером самый «страшный и всемогущий» персонаж — Кащей, в спектакле он лишь «заместитель» Бабы-Яги и находится под её пятой, хотя сохраняет повадки своего величия и даже корону. Замечательно и с юмором передают эту заданную балетмейстером интерпретацию Кащея солисты Владимир Данилов и Николай Попов.
Яркой экзотичной фигурой во вражью компанию входит Леший - в разных составах это солисты Леонид Попов и Михаил Дмитриев, и у каждого из них гротесковый образ изобилует интересными отличительными чертами и деталями.
Украшением этой лесной «банды» можно считать Кикимору: она очень даже очаровательна как в исполнении Жанны Гаврильевой, так и Екатерины Никитиной.
Но и в сказке деньги тоже решают всё! Царь подкупает лесных чудищ, чтобы они коварным чародейством силком привели в царские палаты Василису Прекрасную. Типаж придурковатого, по-стариковски суетливого Царя - отличная находка, предоставляющая обоим исполнителям — Афанасию Максимову и Станиславу Местникову - широкую возможность актёрской импровизации средствами пластического шаржа и мимики. Оба солиста замечательно проявили комедийный дар и меру художественности.
От Царя неотделима свита, а это ещё три разных портрета - забавное трио Бабок составили Анастасия Прокопьева, Таисия Кобякова, лауреат республиканского и дипломант росс. конкурсов Зоя Дансарунова. Взбалмошность Царя и его окружения уравновешивает статный, солидный Воевода в исполнении заслуженного артиста РС (Я) Рената Хона.
Жар-птица! Кто бы мог не мечтать прикоснуться к этому феерическому образу?! Чисто классическая партия Жар-птицы сочинена якутским балетмейстером с сохранением лёгкого флёра фокинского шедевра. Блестяще станцевала эту партию заслуженная артистка РС (Я) Динара Гасанбалаева, воплотив в Жар-птице её магическую загадочность и вместе с тем царственность. Как всегда, она была эффектна и полётна в каскадах аллегро, создав впечатляюще яркий образ.
Изумительное зрелище представляет собой небольшой кордебалет Жар-птиц, радуя стилистически единым исполнением и чистотой танца.
Спектакль буквально озаряет свежесть композиций, игровых сцен, общих и групповых танцев. Так, первая картина приглашает в русскую сказку красочной каруселью народного гулянья, всё здесь бурлит жизнью и весельем, состязаются в удали молодцы... В царских палатах потешные скоморохи выделывают немыслимые коленца, лебёдушками плывут красные девицы...
Волшебны танцы русалок с метафоричными приливами и отливами волн-рук, волнообразными изгибами корпуса, струящимся рисунком построений.
Над роскошными костюмами и декорациями балета на славу потрудились золотые руки театра — мастера производственных цехов, а работники художественно-постановочной части обеспечили чёткую слаженность сценической техники и световой программы.
В этом густонаселённом героями и персонажами спектакле каждому артисту нашлось, в чём себя проявить. И в этом общем процессе подготовки премьеры, в трудоёмкой репетиционной работе с труппой, необходимо воздать должное педагогам-репетиторам: заслуженной артистке РФ Наталье Христофоровой, народному артисту РС (Я) Игорю Мясоедову, заслуженной артистке РС (Я) Ирине Пудовой, отличнику культуры РС (Я) Надежде Баллыевой. Благодаря их труду новый спектакль театра вышел к зрителю тщательно отработанным и дышал вдохновением, творческим обновлением каждого артиста.
Приглашаем увидеть этот замечательный спектакль в новом звездном составе в День защиты детей!
Лира ГАБЫШЕВА,
заслуженный деятель искусств РС (Я)
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0