Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 7 oC

В далеком 1997 году на выборах в Госсобрание (Ил Тумэн) РС (Я) II созыва по Мухтуйскому избирательному округу № 18 убедительную победу одержала правовед Федора Николаевна Захарова. До своего избрания народным депутатом РС (Я), она уже имела опыт как юридической, так и управленческой деятельности – работала заместителем начальника Главного управления Администрации Президента РС (Я) по работе с территориями и кадрами, заместителем начальника Главного государственно-правового управления Администрации Президента и Правительства РС(Я).

В далеком 1997 году на выборах в Госсобрание (Ил Тумэн) РС (Я) II созыва по Мухтуйскому избирательному округу № 18 убедительную победу одержала правовед Федора Николаевна Захарова. До своего избрания народным депутатом РС (Я), она уже имела опыт как юридической, так и управленческой деятельности – работала заместителем начальника Главного управления Администрации Президента РС (Я) по работе с территориями и кадрами, заместителем начальника Главного государственно-правового управления Администрации Президента и Правительства РС(Я).

Вообще, вся деятельность Федоры Захаровой так или иначе связана с Ил Тумэном – она была народным депутатом РС (Я), представителем президента и правительства в парламенте Якутии, два срока получала доверие парламентариев - назначалась Уполномоченным по правам человека в РС (Я), а также работала начальником Государственно-правового управления Госсобрания (Ил Тумэн).

- Федора Николаевна, вы стали депутатом Палаты Представителей Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я) II созыва в один из самых сложных периодов развития республики – в декабре 1997 года. В каких условиях приступили к работе? Какие задачи предстояло решить парламентариям вашего созыва?

- Действительно, это был очень сложный для всей страны период, в том числе и для нашей северной республики. Тяжелым было это время как в экономическом, так и в социальном плане. И в это непростое время я решила баллотироваться в народные депутаты - именно в Палату Представителей. Потому что было ясное представление, что Палата Представителей работает на постоянной, профессиональной основе. И я, в общем-то, таким и представляла парламент, поэтому согласилась выдвигаться по своему родному Ленскому району.

А Мухтуйский избирательный округ № 18 охватывал всю территорию Ленского района. Выборы были в декабре, а в тот год холода стояли прямо трескучие, под 50 градусов, что для Ленского района было чрезвычайным событием. И в этих условиях я встречалась со своими избирателями – зачастую в холодных зданиях, на рабочих местах, ездила по всему району, знакомилась с ситуацией непосредственно на местах. Я должна была знать конкретную проблематику наслегов, социально незащищенных слоев населения, в целом, знать, чем живет и «дышит» Ленский район.

На выборах моими конкурентами были одни мужчины, я была единственной женщиной. Но почему-то была уверена, что выиграю, хотя мало кто верил, кроме моих единомышленников, в мою победу. И на удивление, я уверенно выиграла эти выборы и стала одним из десяти молодых депутатов Госсобрания (Ил Тумэн) II созыва!

PHOTO 2024 02 22 12 59 41

Когда мы приступили к работе в парламенте, поскольку я – юрист и ко всему подхожу системно, решила вначале ознакомиться с тем, что уже было принято первым созывом. И посмотрев на это, уже с точки зрения законодателя, я поняла, что работы - непочатый край.

А заседали мы, члены Палаты Представителей, три раза в неделю, был принят план законотворческой деятельности. Возглавляли постоянные комитеты депутаты, имеющие большой опыт работы - Филипп Гаврильевич Охлопков, Николай Гаврильевич Захаров, Александр Николаевич Жирков, Юрий Александрович Готовцев, Александр Григорьевич Подголов и другие. Я работала в постоянном комитете по законности, органам государственной власти и местному самоуправлению, который возглавлял Петр Иванович Брызгалов. Кроме этого, входила в состав комиссии по конституционному законодательству парламента, членами которой были 11 депутатов.

В Палате Представителей Госсобрания (Ил Тумэн) мы проводили большую работу именно по законотворческому оформлению перехода на местное самоуправление, боролись, если можно так выразиться, с прокурорскими протестами на текст Конституции (Основного закона) РС (Я) и очень интенсивно работали по каждой поправке, по каждому предложению народных депутатов по Основному закону, куда вносились предложения по местному самоуправлению.

Также меня включили в состав комиссии парламента по изданию сборника законов Республики Саха (Якутия) под председательством Александра Николаевича Жиркова и комиссии по федеральному законодательству, которую возглавлял заместитель председателя Палаты Представителей Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я) Александр Васильевич Власов.

Надо отметить, что через наш постоянный комитет по законности, органам государственной власти и местному самоуправлению проходило очень много вопросов, в том числе, все кадровые вопросы, поэтому работы было очень много. Но мне было интересно работать. Также большое внимание уделялось работе с избирателями, их обращениями. Со своими вопросами и проблемами ко мне обращались не только избиратели Ленского района, но и приходили из других районов республики. И я, конечно, никому не отказывала, старалась по возможности помочь людям.   

Конечно, горжусь тем, что мне довелось работать с такими опытными политиками, имеющими огромный авторитет в обществе, как Юрий Николаевич Прокопьев, Филипп Гаврильевич Охлопков, Юрий Александрович Готовцев и др.

- Именно в то время, когда вы были народным депутатом РС (Я), 17 мая 1998 года в Ленском районе, который вы представляли, произошло стихийное бедствие – наводнение. Что вы предприняли как народный избранник?

- Да, наводнение произошло вначале в моем родном п. Орто-Нахара, а на следующий день затопило и г. Ленск. Мне пришлось очень быстро реагировать. Наводнение произошло в субботу, поэтому уже в этот день я вышла на связь с правительством и приступила к оказанию конкретной помощи в такой неординарной ситуации. Обратилась к федеральному законодательству, ведь, судя по масштабам, это было стихийное бедствие федерального значения. Отработала этот вопрос с правительством, а в понедельник пришла на планерку в Палату Представителей и озвучила свое мнение.

А к тому времени первый Президент республики Михаил Николаев издал распоряжение о создании рабочей группы, куда включил и меня. Я вылетела в Москву и там отрабатывала вопросы с представителем Госсобрания (Ил Тумэн) в Госдуме РФ Андреем Васильевичем Кривошапкиным. Мы стали готовить документы - нужно было подготовить постановление Госдумы об объявлении наводнения в Ленском районе стихийным бедствием федерального значения – только тогда республике могла быть оказана помощь из федерального центра.

Правительство РС (Я) должно было подготовить очень много документов – определить размеры зоны стихийного бедствия, его последствия, степень и масштабы разрушений зданий, сооружений и т.д. Регион должен был представить расчеты сначала в Правительство РФ, а затем и в Госдуму. И на все это отводились считанные дни, поэтому приходилось работать и днем, и ночью. Как раз к тому времени из командировки вернулась депутат Госдумы Зоя Афанасьевна Корнилова и с ее помощью мы подготовили проект постановления Государственной Думы. Затем состоялась встреча с Председателем Госдумы ФС РФ Геннадием Николаевичем Селезневым. И с представления информации З.А. Корниловой проект постановления Госдумы об объявлении ситуации в Ленском районе стихийным бедствием федерального значения был принят. Это стало большим событием для всех жителей Ленского района, пострадавших от наводнения.  

- Какие важнейшие законы были приняты парламентариями II созыва? Работа над какими законопроектами вам запомнилась больше всего?

- Я бы сказала, что в нашем созыве принятие каждого закона, каждой поправки совершенно демократично обсуждалось. Вспоминается, как принимался закон о пожарной безопасности. На мой взгляд, да и по мнению самой противопожарной службы, им уделялось очень мало внимания. Необходимо было принимать меры по дополнительному финансированию этой службы. И мне удалось доказать, что средства необходимы. Вспоминается также принятие закона об участковых уполномоченных, законов, которые касались местного самоуправления – все они обсуждались с интересом и принципиально. Скажем, по закону о местном самоуправлении были вообще категорические противоречия между Палатой Республики и Палатой Представителей. Проводились и парламентские слушания, и круглые столы, и дебаты в СМИ. В конечном итоге был достигнут консенсус о том, что местное самоуправление на уровне улусов и наслегов подчиняется району.

Что касается Конституции (Основного закона) РС (Я), я помню, как шли жаркие споры, как работала согласительная комиссия между Палатой Республики и Палатой Представителей, причем, все это освещалось в средствах массовой информации, т.е. это обязательно доводилось до сведения населения.

В 2002 году мы приняли закон «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)». Между прочим, когда он вносился, я выступила против его принятия! (смеется) Просто потому, что не была внесена поправка в Конституцию (Основной закон) республики. Ну, а кто знал, что ждет меня впереди - что позже я стану этим самим Уполномоченным? Но даже, если бы и знала, я принципиально свою точку зрения не поменяла бы. Закон был принят, но потом Президент Якутии наложил на него «вето». И только позже, когда мы внесли поправку в Конституцию, ему дали «зеленый свет».

PHOTO 2024 02 22 13 15 05 2

В целом, какие бы законы ни принимались, по всем я принимала самое активное участие.

- Как в те годы шло взаимодействие парламента с органами исполнительной власти?

- Взаимодействие шло очень сложно! Также было противостояние между частью Палаты Республики и первым Президентом Якутии по некоторым вопросам, и это не секрет. Этот отразилось и когда уже был избран второй Президент - Вячеслав Анатольевич Штыров. В целом, двухпалатность парламента очень мешала, стопорила работу в тех сложнейших условиях, когда надо было оперативно принимать решения. Это мешало развитию республики, особенно в экономическом и социальном плане.

Но, считаю, что мы, парламентарии II созыва, очень много сделали, совместно с исполнительными органами власти, по социальной защите населения – здесь мы выступали единым фронтом, только в деталях были какие-то разногласия, которые регулировались.

- Вы, наверное, помните, что именно народные депутаты республики II созыва, в сентябре 1999 года, приняли решение о создании парламентской газеты «Ил Тумэн»?

- Конечно! Выше я уже упомянула о нашей работе по Конституции РС (Я), что вот это информирование населения – это был качественный рывок, прогресс в отношении взаимодействия населения с законотворческим органом и здесь, конечно, свой печатный орган должен был быть и на двух государственных языках. О чем мы находили общий язык с Александром Николаевичем Жирковым, который возглавлял в то время постоянный комитет по науке, образованию, здравоохранению и культуре. И конечно, очень хорошо помню, как мы обсуждали этот вопрос много раз, и когда было принято решение об открытии своего печатного органа, мы вздохнули с облегчением.

- Когда вы стали народным депутатом республики, у вас уже был опыт депутатской работы – в 1990-1992 годах вы же работали заместителем председателя Ленского райсовета. Помог ли этот опыт во время работы в Ил Тумэне?

- Спасибо за этот вопрос, не ожидала, ведь многие не знают об этом факте из моей биографии. Я же была первым представителем из народа саха, тем более, женщиной, молодым депутатом, которая была избрана заместителем председателя Ленского райсовета депутатов по советской и правовой работе на постоянной, освобожденной основе. Это был, скажем так, качественный шаг в отношении местных кадров.

А как я стала депутатом райсовета – это вообще отдельная история. Выборы тоже проводились на альтернативной основе. А на финишной прямой я оказалась с кандидатами-мужчинами и вышла победителем. И когда уже была избрана депутатом райсовета, вдруг мне предложили стать заместителем председателя. Я просто оторопела, потому что не ожидала такого поворота событий. Во многом благодаря поддержке тогдашнего председателя Ленского райсовета Александра Петровича Жукова, я смогла вникнуть в суть работы районного совета.

А работы было много – это же было начало 1990-х годов, перестроечное, самое тяжелое время. Ко мне обращалось очень много людей, и я чувствовала себя на своем месте – выезжала к лесопромышленникам, которые бастовали, ехала к речникам, которые месяцами не получали зарплату, добиралась до отдаленных населенных пунктов района, где были проблемы с поставками продовольствия. Мы много занимались социальной защитой населения, организовывали помощь многодетным, распределяли продуктовые наборы ветеранам – в общем, работы было непочатый край.

В то время я приобрела и первый политический опыт, который был связан с признанием суверенитета республики. Это было жаркое, политическое время, когда под знаменем демократов и в Ленском, и в Мирнинском районах многие выступали против - была такая группа и в нашем райсовете. И мне пришлось проводить работу с каждым индивидуально. Также мы выезжали в трудовые коллективы, встречались с руководителями, провели много встреч. Таким образом, мы добились, чтобы районный совет поддержал Декларацию о государственном суверенитете республики. А потом мне предложили поехать в Мирнинский район, где от имени Ленского района я выступила на сессии районного Совета и сумела все-таки перетянуть на свою сторону многих. И я очень рада, что была причастна к этой работе, поддержке такого политического движения республики и поддержке первого Президента на выборах. Этот политический капитал мне пригодился во время работы в администрации президента и в парламенте Якутии.

- Какие наказы дали вам избиратели Мухтуйского округа? Какие проблемные вопросы удалось решить?

- Наказов было много, начиная с выплаты зарплат и пенсий, заканчивая вопросами строительства социальных объектов. Так, просили «пробить» многолетний, многострадальний вопрос по строительству Пеледуйской средней школы в каменном варианте, посодействовать, чтобы по линии движения «Добрых дел», в с. Чамча построили новое здание школы. Кроме этого, меня просили оказать помощь пострадавшим от наводнения в Ленске. Так, для них был построен жилой дом и люди получили возмещение в связи с утратой имущества. Все эти наказы были выполнены.

- Каким было взаимодействие парламента Якутии с федеральным центром?

- Я входила в состав комиссии по федеральному законодательству, которую возглавлял Александр Васильевич Власов. А в то время на отзыв по принимаемым федеральным законам отводилось всего 30 дней. Мы эту работу делали на соответствующем уровне, всегда взаимодействовали с нашими республиканскими органами. А к законам, которые несли финансовое бремя, в Правительство РФ обязательно надо было представлять финансово-экономическое обоснование, которое готовило республиканское правительство, поэтому здесь шло хорошее взаимодействие.

У Ил Тумэна был постоянный представитель в Госдуме, поэтому работали через него, а также через Постоянное представительство РС (Я) и общественные объединения по Дальнему Востоку, в которые входили руководители обоих палат нашего парламента.

- На ваш взгляд, как должна строиться работа парламента сегодня?  Ваши пожелания в связи с 30-летием Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я).

- Это, действительно, большой юбилей, который дает нам право оглянуться назад, учесть ошибки, проанализировать успехи и с этим двинуться дальше, вперед.

Вот уже на протяжении многих лет я остаюсь при своем мнении: парламент республики должен быть профессиональным, он должен работать на опережение и отстаивать интересы жителей республики. Не будем забывать, что Республика Саха (Якутия) - самый северный, очень самобытный, с трудными природно-климатическими условиями, регион Дальнего Востока. А современные процессы, которые идут и в глобальном мире, и в нашей стране, наносят большой ущерб как здоровью, экологии, так и экономике. А на Крайнем Севере это ощущается во много раз тяжелее. Поэтому это должна быть профессиональная, ежедневная, кропотливая работа в очень тесном взаимодействии со всеми исполнительными органами государственной власти и, конечно, с коллегами – парламентами регионов и Государственной Думой.

На мой взгляд, сегодня парламентариям нельзя отходить от профессиональной юридической, законотворческой основы. Например, сегодня я не вижу каких-то примеров борьбы за права граждан, отстаивания их интересов, как это делали мы, и в Верховном суде Республики Саха (Якутия), и в Верховном суде Российской Федерации, в Конституционном суде – вот этой профессиональной защиты я как-то и не вижу. Возможно, она где-то там ведется, но ее не видно. А без профессиональной юридической, законотворческой базы парламентаризм не будет давать те результаты, на которые надеется избиратель. Мой опыт работы как в Палате Представителей, так и в последующем в тех областях, которые взаимодействовали с Ил Тумэном, говорит о том, что эта составляющая должна быть стержнем, вокруг которого должна строиться вся работа парламента.

Также хотелось бы пожелать: хотя в современном мире есть и соцсети, и множество других каналов общения, но все-таки есть большая категория людей, которая предпочитает встречи с депутатами на местах - в трудовых коллективах, в сельских клубах и т.д. – поэтому необходимо поддерживать такую связь со своими избирателями.

Кроме этого, нужно поддерживать свою газету «Ил Тумэн» - и в финансовом, и в организационном плане. И, конечно, необходимо, чтобы информация о работе парламента была ежедневно на слуху.     

PHOTO 2024 02 22 13 01 14

-Сколько женщин-парламентариев работало в вашем созыве? И ваши пожелания прекрасной половине человечества в связи с весенним праздником 8 Марта…

- Нас, женщин-народных депутатов Республики Саха (Якутия), было 12! Удивляет, что ошибки допускаются даже в официальных изданиях. В Палату Представителей сразу было избрано 7 женщин - кроме меня, это М.В. Белозёрова, У.А. Винокурова, Р.С. Гурьева, А.Д. Марфусалова, Е.Н. Мещан, позже присоединилась З.А. Корнилова, а в Палате Республики были Т.Ю. Пахомова, М.К. Пирская, А.И. Поисеева, Л.А. Тирская.

Все эти женщины внесли огромный вклад в политическую, экономическую и социальную жизнь республики. Очень хорошо находили общий язык по вопросам социальной защиты населения, детей, инвалидов, по принципиальным разногласиям умели находить точки соприкосновения, по острым вопросам - не только между собой, но и в палатах. Недаром мужчины-коллеги в нашей палате признавались, что мы вносим в работу терпение, взаимоуважение и компромиссы.

Пользуясь случаем, хотела бы поздравить женщин-коллег и всю прекрасную половину республики с нашим весенним праздником Жизни, Любви и Надежды!

Ирина РОМАНОВА

Фото предоставлено Ф.Н. Захаровой

Газета "Ил Тумэн", 7 марта 2024 года

  • 3
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Праздники и даты

9 мая в Якутске

Программа* праздничных мероприятий, посвященных 79-й годовщине Победы в Великой…
06.05.24 16:36