В совещании приняли участие представители министерств и ведомств, общественных организаций.
Председатель постоянного комитета Андрей Находкин напомнил, что согласно Указу Президента РФ до 1 сентября 2024 года Правительство Российской Федерации должно представить в Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам блок национальных проектов, в том числе национальный проект «Экологическое благополучие».
В Указе Президента РФ установлены следующие целевые показатели и задачи:
- формирование экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более чем 50 процентов таких отходов;
- поэтапное снижение к 2036 году в два раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека;
- ликвидация до конца 2030 года не менее чем 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде;
- снижение к 2036 году в два раза объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты; сохранение лесов и биологического разнообразия, устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий для экологического туризма во всех национальных парках.
Андрей Находкин отметил, что по информации Министерства экономики РС (Я) от 25 июня 2024 года, в предложения по мероприятиям для разработки национального проекта «Экология» вошли только предложения, представленные Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я). Между тем, предложения Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) по мероприятиям по снижению в два раза объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты и формированию экономики замкнутого цикла, о ликвидации до конца 2030 года не менее чем 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, еще не направлены.
В связи с чем, он попросил профильные министерства проинформировать о подготовке и сроках внесения сводных предложений в адрес Министерства природных ресурсов и экологии РФ для включения в нацпроект «Экологическое благополучие» и попросил озвучить предложения, уже имеющие проектно-сметную документацию.
Первый заместитель министра экономики РС (Я) Мария Аргунова представила сводные предложения профильных министерств. Она проинформировала, что для расширения сети пунктов Росгидромета по наблюдению за состоянием окружающей среды на территории республики, в т. ч. в части наблюдения за состоянием водных объектов и атмосферы, в 2022 г. ФГБУ «Якутское УГМС» проводило мониторинг поверхностных вод на 36 реках, 2 озерах, 1 водохранилище и 1 лимане, в 65 пунктах наблюдений, 82 створах.
Предлагается разработать комплекс мер по участию крупных предприятий-природопользователей в реализации функций по предоставлению данных, в том числе оперативных, в части производственного экологического мониторинга в комплексную систему мониторинга качества окружающей среды, в т. ч. в рамках федеральной государственной информационной системы состояния окружающей среды.
В целях обеспечения безопасности на крупных производственных объектах и в населенных пунктах в связи с процессами изменения состояния многолетней (вечной) мерзлоты, в т. ч. деградации вечномерзлых грунтов, предлагается реализовать на территориях промышленного освоения Республики Саха (Якутия) пилотные проекты по мониторингу состояния многолетней (вечной) мерзлоты.
Кроме того, предлагается включить мероприятия по оздоровлению бассейна реки Лены в разрабатываемый федеральный проект по экологическому оздоровлению водных объектов России. Река Лена — это крупнейшая река в мире, полностью протекающая в районе вечной мерзлоты. Согласно данным государственного мониторинга водных объектов, вода реки Лены и ее притоков вызывает серьезную обеспокоенность, и оценивается как «грязная» и «очень загрязненная».
В руслах рек Ленского бассейна имеется 285 единиц затопленных судов. В 32 населенных пунктах, расположенных на берегу реки Лена, отсутствуют канализационно-очистные сооружения. В зоне затопления находятся более ста населенных пунктов, в большинстве из которых происходит берегоразрушение. Вопрос оздоровления бассейна реки Лена неоднократно поднимался на федеральном уровне.
Кроме того, по словам Марии Аргуновой, предлагается рассмотреть возможность принятия региональных программ в субъектах РФ на основе создания федеральной программы по экологическому оздоровлению водных объектов с возможностью возмещения ранее понесенных затрат на уплату лизинговых платежей из федерального бюджета в рамках данной программы.
На сегодняшний день наиболее остро стоит вопрос обновления объектов водоотведения на территории республики. Более 80 проц. канализационно-очистных сооружений региона работают с износом, так как введены в эксплуатацию в 1970-80-х гг. В большей половине населенных пунктов канализационно-очистные сооружения отсутствуют. Экологическую опасность несет слив неочищенных сточных вод, объем которых увеличивается пропорционально росту населения и строительства систем водоснабжения, в т. ч. в рамках ФП «Чистая вода». Для реконструкции существующих и строительства канализационно-очистных сооружений и сетей централизованных систем водоотведения в 34 муниципальных районах и 2 городских округов, необходимый объем инвестиций, составляет более 42,12 млрд. рублей. Как отметила первый замминистра экономики, реализация данных мероприятий за счет федеральных программ на текущий момент отсутствует, также за счет средств государственного и муниципальных бюджетов реализовать эти мероприятия в кратчайшие сроки невозможно.
Что касается ликвидации до конца 2030 года не менее 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в рамках реализации Указа Главы РС (Я) от 12 марта 2024 г. №245 «О новой редакции Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2018 г. №2 «Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)» в проект паспорта «Снижение НВОС» включены следующие мероприятия: ликвидация хвостохранилища Депутатского ГОК; ликвидация хвостохранилища Батагайской ОФ №418 (Верхоянский район); ликвидация хвостохранилища Лебединской ЗИФ (Алданский район); ликвидация хвостохранилища Батагайской обогатительной фабрики № 418 п. Батагай; ликвидация хвостохранилища ГОК «Джугурдзолото» п.Аллах-Юнь (Усть-Майский район). Объемы необходимых средств станут известны после разработки ПСД.
По строительству к 2030 году не менее 400 объектов обращения с твердыми коммунальными отходами, стоит отметить, что на проектирование и строительство объектов обработки, захоронения и обезвреживания ТКО прямое финансирование федеральным бюджетом не предусмотрено. Отсутствие должного уровня финансирования не позволяет проводить мероприятия комплексно, региональные бюджеты не имеют возможности охватить финансированием весь перечень мероприятий (разработку проектно-сметной документации, инженерные изыскания, прохождение экспертиз, строительство объектов) во всех муниципальных образованиях. Ввиду высокой стоимости перспективных объектов обращения с ТКО, на сегодняшний день Правительством РС (Я) прорабатываются вопросы по пересмотру перспективных объектов по обращению с ТКО на менее капиталоемкие проекты.
В целях создания устойчивой системы обращения с ТКО на территории Республики Саха (Якутия) запланировано строительство ряда объектов (мусоросортировочные комплексы, мусоросжигательные комплексы с линией сортировки ТКО, мощности по переработке вторичных фракций).
Сумма требуемых капитальных вложений на строительство планируемых объектов по обращению с ТКО оценочно составляет более 18 млрд. рублей. Источники финансирования по объектам строительства не определены, кроме двух объектов на территории г. Якутска. Основным риском проектов является отсутствие финансирования.
Республика Саха (Якутия) относится к территориям Крайнего Севера и приравненных к ним районам, 13 муниципальных районов из 36 расположены на территории Арктической зоны РФ, площадь которых составляет около 50 проц. всей территории республики. Кроме того, республика является самым крупным по площади субъектом РФ, в котором вместе с низкой плотностью населения имеются огромные расстояния между населенными пунктами, что усложняет деятельность по обращению с ТКО. Поэтому республика предлагает разработать отдельный раздел в Национальном проекте «Экология» для регионов Российской Федерации со значительной долей труднодоступных территорий с выделением финансирования.
По сохранению лесов, уделив особое внимание восстановлению лесопарковых зон вокруг городов и промышленных центров, предлагается увеличение средств субвенций на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений для обеспечения выполнения работ по переходу к эксплуатации ФГИС ЛК. При этом, как отметила Мария Аргунова, площадь земель лесного фонда в Республике Саха (Якутия) 254 млн. га и лесоустроительная документация имеется только на бумажном носителе. Согласно письму ФГБУ «Рослесинфорг» оцифровка материалов лесоустройства составит 1 395 871 567,00 рублей.
Предлагается разработка механизмов и программ поддержки развития туристской инфраструктуры на региональных ООПТ. В настоящее время из федерального бюджета для развития туризма на региональном уровне предусмотрена поддержка представителям малого и среднего предпринимательства, также федеральным ООПТ в виде грантов и субсидий. А вопрос финансирования на развитие туризма региональных ООПТ остаются за пределами каких-либо программ, так как, находятся под управлением региональных органов исполнительной власти. Тем не менее, региональные ООПТ, обладая уникальными природным и историко-культурными объектами, нуждаются в развитии туристской инфраструктуры наравне с развитием Федеральных ООПТ. В системе ООПТ Республики Саха (Якутия) региональные ООПТ занимают 55 проц., а федеральные 3 проц. Поэтому предлагается увеличить количество федеральных особо охраняемых природных территорий, нарастающим итогом, единиц.
Кроме того, предлагается рассмотреть вопрос о проведении за счет средств федерального бюджета научных исследований в Восточно-Сибирском море и Лаптевом море по определению качественного и количественного состояния морских водных биологических ресурсов, оценки потенциала добычи и переработки. Территорию республики омывают море Лаптевых и Восточно-Сибирское море, районы которых могут быть перспективными для прибрежного рыболовства. Общая протяжённость морской береговой линии превышает 4,5 тысяч километров. Открытие нового вида экономической деятельности в республике позволит создать новые рабочие места и повысит продовольственную безопасность страны в условиях санкций западных стран.
В ходе обсуждения было отмечено, что финансирование мероприятий по линии Минстроя России (относительно строительства канализационно-очистных сооружений) возможно в рамках иных механизмов государственной поддержки, в том числе за счет средств, направляемых публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» в качестве субсидий на финансовое обеспечение модернизации коммунальной инфраструктуры.
После обсуждения вопроса председатель комитета Андрей Находкин отметил, что до 1 сентября 2024 года Правительство Российской Федерации должно представить в Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам блок национальных проектов, в том числе национальный проект «Экологическое благополучие». В связи с чем, он попросил обеспечить подготовку и внесение предложений Республики Саха (Якутия) в национальный проект «Экологическое благополучие», на основании предложений Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
Источник iltumen.ru
- 2
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0