Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 2 oC

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) 1 апреля состоялся «Час эксперта» Кряжкова Владимира Алексеевича, доктора юридических наук, профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на тему «Конституционный контроль в субъекте Российской Федерации: состояние, перспективы, международный опыт».

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) 1 апреля состоялся «Час эксперта» Кряжкова Владимира Алексеевича, доктора юридических наук, профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на тему «Конституционный контроль в субъекте Российской Федерации: состояние, перспективы, международный опыт».

Владимир Кряжков был научным консультантом Президиума Верховного Совета СССР (1988 г.), руководителем отдела советского строительства и местного самоуправления ВНИИ советского государственного строительства и законодательства (1989 г.), советником члена Совета Безопасности СССР (1991 г.), экспертом аппарата Государственного советника по правовым вопросам при Президенте СССР (1991-1992 гг.),  советником Конституционного Суда РФ (1992-2010 гг.). Принимал участие в работе над проектами федеральных и региональных  законов, касающихся конституционной юстиции и коренных малочисленных народов Севера. С 2007 г. по наст. время – профессор кафедры конституционного и административного права факультета права НИУ ВШЭ.

Владимир Кряжков рассказал о ходе внесений изменений в законодательство РФ по вопросу обеспечения конституционного контроля в субъектах РФ. Так, после внесения изменений в Конституцию РФ, 8 декабря 2020 года вышел закон "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы". Законом предусматривается, что до 1 января 2023 г. будут упразднены конституционные (уставные) суды субъектов РФ. При этом регионам предоставляется право создавать конституционные (уставные) советы, действующие при законодательных (представительных) органах субъектов РФ.
Эксперт подчеркнул, что субъекты вправе создавать  конституционные (уставные) советы. Иными словами субъекты могут и не создавать такие органы государственной власти. Как сообщил эксперт, по состоянию на конец 2020 года в Российской Федерации было 12 конституционных и 3 уставных суда. 

Эксперт считает, что отрицательное решение по созданию советов будет свидетельствовать об утрате субъектами прерогатив по обеспечению верховенства своих законов и их защите собственными средствами. «Если есть основной закон, он должен исполняться всеми на территории республики. Создание органа конституционного контроля - это есть потребность, вытекающая из сути  основ конституционного строя. Создание органов конституционного контроля – очень важно и необходимо для государственного конституционного строительства субъекта РФ», - подчеркнул Владимир Алексеевич.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» позволяет субъектам РФ самостоятельно создавать любой государственный орган со своими полномочиями. Владимир Кряжков напомнил, в 1991-1996 создавались комитеты конституционного контроля и создавались суды в субъектах РФ. Это была прерогатива самих регионов. В качестве примера докладчик также привел опыт советского периода и зарубежные примеры. В 70-х годах были созданы коллегии и советы при Верховном Совете СССР.  В 1972 году при парламенте Венгрии была учреждена коллегия – конституционный правовой совет с ограниченными полномочиями, который мог приостанавливать решения законодательных органов. В Финляндии также действует конституционная комиссия с особым статусом, которая выделена в конституции страны. Комиссия готовит отзывы на законопроекты, а также выносит решения о соответствии законопроектов Международной конвенции по правам человека. Комиссия вправе готовить рекомендации по процедурным вопросам, а по конституционным вопросам решения комиссии являются обязательными.

Кряжков считает, что выражение «конституционные (уставные) советы создаются при парламенте субъекта» не означает их ограниченность. Владимир Алексеевич считает, что необходимо признать конституционный совет "самостоятельным и постоянно действующим органом".  «Создание такого органа при парламенте гарантирует его защищенность и самостоятельность», - отметил он. Эксперт предлагает закрепить положение о конституционном совете в основном законе республики и принять отдельный конституционный закон.

Профессор выдвинул предположение, что состав совета должен представлять Глава субъекта, а утверждать членов - парламент. Это повысит авторитет создаваемого государственного органа. Способ формирования совета предлагается на смешанной основе. Так, часть членов конституционного совета (председатель, заместители) можно назначать на профессиональной основе, а часть будет работать на общественных началах. Как сообщил Кряжков, в Германии конституционные суды формируются на общественных началах. «Членов совета можно было бы назвать конституционными советниками. Это связано с функциями создаваемого органа», - сказал он. По срокам полномочий эксперт предложил увязать их с полномочиями избираемого парламента или главы региона.

«Чем должен конституционный совет заниматься? Конституционный совет может осуществлять проверку принимаемых парламентом законов по запросам депутатов до их подписания главой. Возможно наделить совет правом проверки и иных нормативных актов, в том числе и Главы РС(Я)», - сказал эксперт. По мнению эксперта, совет должен осуществлять нормоконтроль в полном объеме. При этом решения совета должны иметь обязательный характер. Полномочия совета необходимо прописать в основном законе субъекта РФ и в конституционном законе.

Завершая свое выступление, Владимир Кряжков отметил, что Республика Саха (Якутия), создав такой конституционный совет, может выступить пионером для других субъектов.

Заместители Председателя Ил Тумэна Виктор Губарев и Антонина Григорьева задали уточняющие вопросы Владимиру Кряжкову. Эксперт согласился с предложением Антонины Афанасьевны, что совет должен рассматривать обращения граждан, общественных объединений по различным вопросам. Петр Гоголев задал вопрос о возможности совета по собственной инициативе выдавать заключения  нормативных актов. Владимир Кряжков напомнил, что в советский период конституционный комитет выдавал такие заключения. "Председатель Комитета конституционного надзора СССР Сергей Алексеев даже сетовал, что органы государственной власти не обращаются за такими решениями", - напомнил он. Эксперт выразил мнение, что в случае возможности вынесения таких решений, есть опасность , что конституционный совет может быть втянут в политический процесс. «Зауживать деятельность комиссии крайне ошибочно, т.к. загруженность конституционных (уставных) судов была небольшая. В среднем конституционные суды субъектов выносили 7-9 решений в год. Кстати, наибольшее количество решений выдавал Конституционный Суд Якутии», - сказал Кряжков.

В свою очередь Дмитрий Миронов поблагодарил коллегу за интересные предложения. «Нам необходимо  создать окончательную интеллектуальную модель конституционного совета. Наша задача сделать работающую модель», - подчеркнул он. Дмитрий Николаевич считает, что при этом не должны допускать ошибки и пытаться "реанимировать" конституционные суды. «Это абсолютные новые полномочия, новый расширенный порядок работы, новый способ формирования», - добавил он.

По предложению Председателя парламента Петр Гоголева Дмитрий Николаевич также выступит экспертом по данной теме в ближайшее время.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Общество

Үлэ киһитэ Дмитрий Саввин

“Үлэ киһитэ” бириэмийэны ыраах Аартыка улууһуттан сылдьар үлэһит, хара тыа ыллыктарын…
02.05.24 09:54