Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 2 oC

Рынок труда в Якутии полон парадоксов. У нас высокий уровень безработицы среди местного населения, но на вахты и сезонные работы к нам едут не только со всей России, но и из целого ряда стран бывшего СССР. И число их в разы выше всех безработных республики.

 

Рынок труда в Якутии полон парадоксов. У нас высокий уровень безработицы среди местного населения, но на вахты и сезонные работы к нам едут не только со всей России, но и из целого ряда стран бывшего СССР. И число их в разы выше всех безработных республики.

 

Считается, что у нас продвинутое средне-специальное образование: студенты колледжей регулярно радуют победами на различных соревнованиях по профессиональному мастерству. И есть даже бывший министр профессионального образования Якутии Дмитрий Глушко, который сегодня занимает должность первого заместителя министра просвещения РФ, курирующего среднее профобразование. Однако самый большой дефицит на рынке труда республики именно в простых рабочих специальностях -  плотниках, каменщиках, бетонщиках, слесарях, токарях и т.д.

Все хвалят нашу республиканскую систему высшего образования, к примеру, медицинскую, но какой из полярных улусов ни возьми - везде требуются врачи, и их ищут буквально по всей России.  Да что там врачи, учителей в отдельные деревенские школы набирают по контрактам из Алтайского края, Бурятии, Калмыкии. Значит, есть потребность.

Сама система организации занятости в Якутии напоминает о несчастном ребёнке, у которого семь нянек. Каждый из членов правительства РС (Я) считает нужным упомянуть о существующей проблеме и своём вкладе в её решение. Проблема безработицы не сходит с повесток заседаний. У нас даже есть целое министерство труда, где, по сути, проблемой трудоустройства населения и не занимаются. У них другие полномочия.

Есть государственный комитет по занятости населения, у которого полномочий выше крыши, но нет реальных рычагов воздействия ни на одну из отраслей реального народного хозяйства, будь то промышленность, строительство, аграрный сектор, сфера образования... 

Пандемия и системные проблемы

На рынок труда, безусловно, плачевным образом повлияла пандемия коронавирусной инфекции, во время которой были закрыты или сократили численность сотрудников сотни предприятий рынка услуг и сферы торговли.

Но и без этой напасти в Якутии имеют место быть системные проблемы. К примеру, высокая безработица в сельской местности. В деревнях на сегодня просто нет ни былых крупных предприятий, ни объёмов производства. Небольшим фермерским или крестьянским хозяйствам от силы требуется несколько наёмных работников. А в учреждениях муниципальной власти, больницах, школах и т. д. требуются квалифицированные люди со специальным или высшим образованием. Но местное активное и образованное население стремиться переехать в города. Заменят их специалисты по контрактам закрепить которых на местах долгий период очень сложно. Уровень общей безработицы на селе, по официальным данным, выше 8,5%. Скрытая безработица и того выше.

Свою роль на рынке труда играет огромная территория республики, и отсутствие приемлемой логистики. Грубо говоря, во многих случаях вахтовику из Башкирии или Кемеровской области куда проще и даже дешевле доехать до места работы в Нерюнгри, на Чаянду или Талакан, чем якутянину…

Ну и, собственно, дисбаланс территориального размещения трудовых ресурсов. 54,6% всего населения республики проживает в центральных районах республики. Здесь до сих пор нет крупного производства, не считая разве что цементного завода в Мохсоголлохе, и ряда предприятий поменьше. И самый высокий уровень безработицы, который в сельской местности достигает 8,8%.

А вот в районах промышленного освоения угля, нефти, газа, золота проживает 23,1% населения. Там тоже есть безработица, но её уровень не превышает 4,8%.

 DSC 7714

Не выдерживаем конкуренции

На рынке труда есть и масса других проблем, присущих всей стране. Это и демография, когда пенсионеров всё больше, а молодёжи - меньше. И отток трудовых ресурсов из республики, когда молодые специалисты после учёбы в центровузах остаются работать в тех городах страны, где учились. Либо просто уезжают из республики, потому что объективно, в других регионах можно найти более комфортные условия жизни, труда и дальнейшего карьерного роста.

Появилась ещё и такая проблема: местные предприятия уже перестают выдерживать конкуренцию по уровням оплаты труда. Можно утверждать, что рабочие специальности в Газпроме, Сургутнефтегазе оплачиваются выше, чем такие же в Сахатранснефтегазе или ЯТЭКе.

Путейщик, живущий в Нерюнгри и работающий на ветке РЖД, получает куда больше коллеги, работающего рядом на «Железных дорогах Якутии». Но это уже не о безработице, а о том, что «что-то не так в королевстве датском». Зарплаты в Якутии всегда были выше и должны быть таковыми, потеря этого преимущества в дальнейшем может привести к ещё большим проблемам и на рынке труда, и в целом экономике республики.     

 

Справка:

По последним представленным данным Федеральной службы государственной статистики численность рабочей силы в Якутии в январе – декабре 2020 года составляла 501,6 тыс. чел., и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года уменьшилась на 0,2 тыс. человек. Численность занятых в экономике уменьшилась на 2,4 тыс. человек и составила 464,6 тыс. человек. Общая численность безработных составила 37,0 тыс. чел. Уровень общей безработицы составил 7,4% от численности рабочей силы.

По сравнению с итогами 2019 года на рынке труда Республики Саха (Якутия) численность занятых в экономике снизилось на 2,4 тыс. чел., численность безработных выросла на 2,6 тыс. чел., уровень безработицы увеличился на 0,5 %.

 

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Общество

Үлэ киһитэ Дмитрий Саввин

“Үлэ киһитэ” бириэмийэны ыраах Аартыка улууһуттан сылдьар үлэһит, хара тыа ыллыктарын…
02.05.24 09:54