Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 25 oC

Законопроекты депутатов о миграции устанавливают новый режим высылки для мигрантов-нарушителей, а также вводят понятие «реестр контролируемых лиц». В целом они расширяют полномочия полиции в миграционной сфере.

Законопроекты депутатов о миграции устанавливают новый режим высылки для мигрантов-нарушителей, а также вводят понятие «реестр контролируемых лиц». В целом они расширяют полномочия полиции в миграционной сфере.

Госдума приняла пакет законопроектов, ужесточающих контроль в сфере миграции, сообщается на сайте нижней палаты парламента. В пакете два законопроекта: один вносит изменения в несколько федеральных законов о миграции, другой — в КоАП.

Что предлагается в законопроектах

В них прописано введение нового правового режима высылки мигрантов, а также устанавливаются обязательства для них при пребывании в России — например, бережно относиться к окружающей среде, уважать многообразие укладов жизни в России, уважать традиционные духовно-нравственные ценности и так далее.

Под режим высылки будут попадать мигранты, которые не имеют законных основания для нахождения в стране, в том числе те, кто совершил правонарушения. Параллельно планируется создать реестр контролируемых лиц, в котором будут содержаться сведения о таких людях. После исключения этих сведений из реестра действие режима высылки будет прекращаться.

Для тех, кто попал в реестр, предусмотрен ряд ограничений. Им запрещено покупать недвижимость и транспортные средства, управлять машинами, брать кредиты, свободно перемещаться по территории России, вступать в брак, оформлять новые счета в банках, тратить с уже существующих счетов более 30 тыс. руб. в месяц.

Кроме того, сокращаются сроки временного пребывания мигрантов в России. Если сейчас они могут находиться в стране не более 90 суток в течение полугода, то поправками устанавливается, что 90 дней мигрант сможет находиться в стране в течение года.

В целом предложенные поправки в законодательство расширяют полномочия сотрудников МВД в сфере миграции. Так, именно МВД будет определять порядок применения и прекращения режима высылки, а также осуществлять контроль за людьми, внесенными в реестр контролируемых лиц.

Попавшие в реестр должны будут информировать полицию о своем местонахождении, в том числе отправлять фото с отметкой о геолокации. Кроме того, они должны сообщать о дате, месте и маршруте самостоятельного выезда из России. При неоднократном нарушении этих требований «будет приниматься решение о депортации».

Сотрудники полиции смогут запрашивать информацию о таких людях, в том числе составляющую банковскую, налоговую, коммерческую тайну, включая данные о движении денежных средств на их счетах. Они смогут вести за ними наблюдение, в том числе с использованием технических средств, использовать данные мобильных устройств и геолокации, а также получат доступ в жилые помещения, где проживают или находятся в данный момент такие люди.

Помимо этого, авторы законопроектов планируют разрешить отдельным органам внутренних дел принимать решение об административном выдворении мигрантов за пределы России. Сейчас такое решение может принимать только суд.

В пояснительной записке говорится, что полиция уже осуществляет депортацию иностранцев, которая сходна с механизмом административного выдворения. «Проект федерального закона <...> направлен на унификацию механизмов депортации и административного выдворения иностранных граждан и сосредоточение полномочий по их высылке у органов внутренних дел (полиции)», — говорится в документе. Его авторы также отмечают, что это позволит сократить временные и финансовые затраты, связанные с доставлением иностранцев в суды, и «оперативно удалять» с территории России тех, кто нарушает закон.

Авторами законопроекта указаны депутаты от всех пяти думских фракций, в том числе член комитета по госстроительству, первый замглавы фракции «Единой России» Дмитрий Вяткин и первый замглавы комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.

Как законопроекты обсуждали в Думе

Представляя законопроект во время заседания, Дмитрий Вяткин подчеркнул, что режим высылки носит «обратимый характер» для мигрантов: «Например, иностранный гражданин просрочил срок пребывания на нашей территории, не заявил об этом в органы внутренних дел. Этот режим может вводиться автоматически: как попал иностранный гражданин в реестр лиц, находящихся под контролем, так он может оттуда быть исключен в случае, если он урегулирует все вопросы, связанные с законностью его пребывания на нашей территории».

Запреты, которые будут налагаться на мигранта в случае попадания в реестр контролируемых лиц, не позволят ему после нарушения миграционного законодательства «вести вполне обычную жизнь, скрываясь от государства и от ответственности за нарушение миграционных правил», пояснил Вяткин.

Соавтор законопроектов Константин Затулин объяснил необходимость предлагаемых изменений недостатками миграционной политики, «которые вышли наружу за последние годы». Он подчеркнул, что в условиях проведения военной операции на Украине и конфликта с блоком НАТО «требуются жесткие меры, не позволяющие рассматривать Россию как проходной двор и злоупотреблять ее гостеприимством».

Он также отметил, что поправка о сокращении разрешенного срока пребывания в России (90 дней в течение года) была внесена «для препятствия попыткам незаконного трудоустройства и по сути нелегальной трудовой миграции».

«По требованию, исходящему от наших избирателей, в законопроекте детализируются условия пребывания иностранцев в России, основанные на уважении к нашим законам, традициям и духовно-нравственным ценностям», — пояснил Затулин другую поправку.

В ходе заседания депутатов, представлявших законопроект, спросили, потребуется ли дополнительное финансирование на введение и использование режима высылки. Пока авторы и правительство считают, что дополнительных денег не требуется, отметил Затулин. «Все расходы, связанные с высылкой, и так финансируются в соответствии с запросом. Если есть повод для высылки, значит, это должно быть профинансировано в соответствии со статьями бюджета, который регулирует миграционный процесс», — пояснил он.

В ходе заседания в Думе депутат от КПРФ Алексей Куринный спросил авторов законопроекта, почему соответствующий документ внесло в Думу не МВД, и отметил, что некоторые его положения, например создание реестра контролируемых лиц, будут требовать затрат.

Дмитрий Вяткин пояснил, что МВД не является субъектом законодательной инициативы и не может самостоятельно вносить законопроекты, но это может делать правительство. Он также напомнил, что правительство анонсировало масштабный законопроект по миграции, но пока его не внесло.

«Знаете, как выражаются, [давайте] есть слона по частям. Мы отработали этот законопроект, следующий будет, я очень на это надеюсь, внесен правительством, но вы знаете, что когда требуется оперативность для решения тех или иных вопросов, то мы работаем в одной связке с нашими коллегами из исполнительных органов власти и, на мой взгляд, достаточно успешно», — добавил Вяткин.

МВД представило некоторые положения своего законопроекта в начале апреля. Ведомство предложило ввести обязательную дактилоскопию и фотографирование для всех приезжающих в страну иностранцев, создать цифровой профиль иностранца, в котором были бы собраны данные о нем из разных систем, ввести единый миграционный документ вместо нескольких разных, выдаваемых сейчас, и так далее.

Ряд новаций, предложенных МВД, схожи с теми, которые предложили депутаты. Так, ведомство также предложило сократить сроки безвизового пребывания в России с 90 суток в течение полугода до 90 суток в течение года, ввести соглашение о лояльности, в котором каждый въезжающий мигрант обязывался бы соблюдать ряд обязательств при нахождении на территории России, ввести режим контролируемого пребывания, а также ряд штрафных мер за нарушения.

Источник rbc.ru

  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением