Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 8 oC

Жителям Крайнего Севера можно смело ставить знак равенства между понятиями транспорт и авиация. И это действительно так. Если в западной части «нашей необъятной» человек может выбрать, на чем ему добраться из одного региона в другой – автомобилем, автобусом, поездом или, наконец, самолётом, то у нас, как правило, «только самолётом можно долететь». 

Становясь пассажирами и заходя в салон авиалайнера, мы мало задумываемся над тем, что безопасность нашего полёта обеспечивается слаженной работой множества служб. И одна из них так и называется – служба авиационной безопасности или, коротко, САБ. 

Жителям Крайнего Севера можно смело ставить знак равенства между понятиями транспорт и авиация. И это действительно так. Если в западной части «нашей необъятной» человек может выбрать, на чем ему добраться из одного региона в другой – автомобилем, автобусом, поездом или, наконец, самолётом, то у нас, как правило, «только самолётом можно долететь». 

Становясь пассажирами и заходя в салон авиалайнера, мы мало задумываемся над тем, что безопасность нашего полёта обеспечивается слаженной работой множества служб. И одна из них так и называется – служба авиационной безопасности или, коротко, САБ. 

На работу большинства сотрудников, отвечающих за безопасность, внимание обращает не каждый — и это при том, что от покупки билета, взлета и посадки в другом аэропорту, мы и наши вещи становимся объектами пристального внимания и «САБовцев», и их хитроумной техники. Чем же они занимаются и как умудряются оставаться практически незамеченными? Об этом мы поговорили с начальником службы авиационной безопасности Мирнинского авиапредприятия Александром Александровичем Аникиным. 

— Авиационная безопасность — это состояние защищенности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, — приводит специальное определение  Александр Александрович. 

-- Вначале я хотел бы провести короткую экскурсию в историю появления службы, и рассказать, когда, зачем и при каких обстоятельствах она появилась. 

Несмотря на стремительное развитие авиации в нашей стране, долгое время советские граждане не сталкивались с какими либо правонарушениями в области авиации. Так было и до войны и спустя многие послевоенные годы. 

Первый в Советском Союзе акт незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации произошел лишь 25 октября 1958 года. Это была попытка захвата самолёта Ан-2 в одном из северных аэропортов. Тогда обошлось без жертв. 

Второй случай произошёл спустя целых 12 лет. 15 октября 1970 года был захвачен и угнан в турецкий аэропорт Трабзон самолет АН-24. Тогда было ранено три человека и убита бортпроводница Надежда Курченко. Руководству страны стало понятно, что назрела необходимость в создании специализированной службы, которая бы занималась решением этих вопросов. 

В июле 1973 года по распоряжению Совета министров СССР в Министерстве гражданской авиации было создано Управление режима, предназначенное для комплексного решения задач по предупреждению и пресечению попыток угона воздушных судов за границу и  совершения других преступных действий против гражданской авиации. 

На этом этапе были созданы первые нормативные документы по досмотру пассажиров, а также по предотвращению захватов и угонов воздушных судов за границу. Были усилены меры по охране авиационной техники и особо важных объектов авиации, по сохранению государственной и служебной тайны. 

Тогда же перед учёными и промышленностью поставили задачу создать и внедрить в аэропортах технические средства для проведения досмотра. В 1978 году появились первые образцы отечественных стационарных металлоискателей, а в 1980 — первые рентгено-телевизионные интроскопы. 

В аэропортах были определены и оборудованы зоны ограниченного доступа, специальные контрольно-пропускные пункты, предназначенные для контроля доступа транспортных средств и людей на территорию и многое другое. 

Постепенно в  гражданской авиации внедрялись специальные технические системы, которые способны обнаружить не только металл, оружие и взрывчатые вещества, но и защитить периметры объектов, здания и помещения, выявить авторов анонимных сообщений об угрозе взрывов или других терактов. 

В связи с ростом международного терроризма и использованием террористами современных достижений науки и техники, вопросы безопасности стали приоритетными в деятельности аэропортов. 

-- Что вы можете назвать главной задачей службы авиационной безопасности на современном этапе её существования? 

— Сегодня обеспечение авиабезопасности — это весьма обширный комплекс задач. Главная задача нашей службы заключается в том, чтобы на борт самолета не попало ничего, что может создать угрозу безопасности полета, жизни и здоровью пассажиров и членов экипажа. 

IMG 20210810 153837 мал

Начинается всё задолго до рейса с предполетного осмотра пустого воздушного судна, которое готовится к вылету, чтобы убедиться, что там нет ничего постороннего. Затем осуществляются досмотр, охрана и сопровождение буквально всего и всех, кто поднимается на борт. Это касается не только пассажиров их багажа и ручной клади. Досмотру подвергается почта и груз, бортовое питание и другие вещи — пледы, журналы и многое другое. 

К чести нашей службы отмечу, что за многие годы нашей работы в Мирном не было ни одного серьёзного случая, которые поставили бы под угрозу безопасность пассажиров, воздушных судов или сооружений аэровокзала. 

Конечно, бывают самые разнообразные случаи, но, как правило, они решаются оперативно, спокойно и без особых эксцессов. Например, люди в спешке забывают свои сумки. Бывает, оставляют вещи и выходят покурить, надеясь, что никто не покусится на их чемоданы. А ведь это головная боль для любого транспортного узла, ведь каждый оставленный без присмотра предмет рассматривается нами как потенциально опасный. Неоценимую помощь в таких ситуациях оказывает разветвленная система видеонаблюдения аэропорта. Сотрудники транспортной полиции и службы авиабезопасности сразу прибывают к такому багажу, ищем хозяина и приводим к оставленным предметам. Правда, в последнее время люди стали более ответственно относиться к таким моментам и этих случаев становится всё меньше. 

Работа в системе авиационной безопасности очень сложна и ответственна. Она требует от наших сотрудников развития таких качеств как дисциплина и внимательность, требовательность и принципиальность. Вместе с тем надо понимать, что мы работаем с людьми, и первых, кого видят пассажиры заходя в здание аэровокзала, это сотрудников нашей службы. 

У пассажиров должны остаться только положительные впечатления от общения с нашими работниками. Поэтому такие качества как человечность и приветливость для наших сотрудников тоже не пустые слова. 

Итак, вы прошли в здание аэровокзала, пошли регистрацию, сдали багаж и зашли в секцию предполётного досмотра. Вас снова встречают наши сотрудники, которые просят предъявить паспорт и посадочный талон. Это не только проверка вашего права пройти на борт воздушного судна. Одновременно инспектор САБ оценивает ваше поведение. Если пассажир проявляет признаки нервозности, неоправданно взволнован или не может вразумительно ответить на обычные для потенциального пассажира вопросы, то он удостоится повышенного внимания со стороны всех инспекторов группы досмотра. 

Ещё один инспектор общается с пассажирами у интроскопа, где происходит выкладка вещей, рассказывает, что следует положить и в какие лотки. Кстати, размер лотков не случаен: они выполняют еще и функции шаблона для проверки габаритных параметров ручной клади. Если сумка, которую вы выбрали в качестве ручной клади, туда не поместится, значит, придется сдать её в багаж. Часы, ремни, шляпы, электронные устройства — все это следует снять для быстрого и максимально комфортного прохождения процедуры. 

IMG 20210810 154030 мал

Интроскоп, или рентгено-телевизионная установка «видит» сквозь оболочку багажа всё, и особое внимание обращает на органические предметы, ведь взрывчатка — это тоже органика. 

Система автоматического обнаружения угроз дополнительно выделит для инспектора красным те предметы, которые могут быть взрывчаткой, а могут оказаться и сыром, шоколадом или колбасой из ближайшего магазинчика. Чтобы выяснить, что же находится в багаже на самом деле, требуется большой опыт. 

Кстати, о багаже. Пока хозяева проходят разные виды контроля, чемоданы по конвейеру едут в багажное отделение, где они тоже обязательно проходят через интроскоп, который проверяет их внутреннее содержание. Оттуда его загружают и отвозят на погрузку в самолет. 

Каждое изображение, которое формируется приборами, просматривается сотрудниками. Инспекторы службы авиабезопасности за ограниченное время анализируют разные характеристики багажа, чтобы определить, нужен ли чемодану дополнительный досмотр со вскрытием. В подобном случае он отправится в специальную комнату, где эту процедуру проведут в присутствии владельца. В багажном отделении имеют дело исключительно с закрытым багажом! 

-- В целом, какие то технические новшества, которые могут облегчить работу инспекторов, поступают на вооружение? 

-- Конечно. В этом году мы серьезно обновляем парк систем видеонаблюдения с более совершенными алгоритмами обнаружения потенциальных угроз. Впоследствии ждём поступления другого оборудования нового поколения. 

Например, запрет на провоз более 100 миллилитров жидкости в ручной клади появился вместе с изобретением жидкой взрывчатки, которую достаточно тяжело обнаружить. Но сейчас уже существует оборудование для эффективного контроля провозимых жидкостей. По мере массового оснащения всех аэропортов таким оборудованием запрет на провоз жидкости более 100 миллилитров в ручной клади будет постепенно сниматься. 

IMG 20210810 155132 1 мал

-- Какие требования предъявляются для работы в САБ? 

-- Поскольку эта деятельность весьма ответственна и специфична, то к сотрудникам САБ при приёме на работу предъявляются очень жёсткие требования и многие кандидаты отсеиваются на самых начальных этапах проверки. Проверяются анкетные данные и личные качества будущего сотрудника, его физическое, психологическое здоровье и стрессоустойчивость, а также умение быстро ориентироваться в стрессовой ситуации. 

Сотрудники САБ  постоянно проходят плановые аттестации, дополнительное обучение, повышают квалификацию и получают допуски к различным новым видам работ. 

Мы постоянно проводим тренировки, в ходе которых порой до автоматизма отрабатываются действия сотрудников, алгоритмы взаимодействия с различными силовыми структурами. 

Сотрудники САБ не имеют привычных офисным работникам уютных кабинетов с мягкой мебелью и обстановкой. Их ежедневный труд связан с постоянными перемещениями по различным зонам аэропорта и объектам. Работа, так сказать, на ногах. 

IMG 20210810 155724 мал

Вся наша деятельность направлена на то, чтобы пассажиры на протяжении всего своего авиапутешествия чувствовали себя безопасно и спокойно. Если эта цель достигнута, значит наш труд принёс свои плоды и мы в полной мере чувствуем удовлетворение от своей работы. 

  • 3
  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением