Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 13 oC

Правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов, направленных на регулирование завоза грузов на территории Крайнего Севера.  Цель законопроектов — создать правовые и организационные основы северного завоза.  

Правительство внесло в Госдуму пакет законопроектов, направленных на регулирование завоза грузов на территории Крайнего Севера.  Цель законопроектов — создать правовые и организационные основы северного завоза.  

Напомним, что «Северный завоз» обеспечивает продуктами, товарами первой необходимости, лекарствами, строительными материалами жителей 25 северных субъектов Российской Федерации, 206 муниципальных районов, более трех миллионов граждан. Ежегодный объем перевозок по Северному морскому пути только в рамках «северного завоза» составляет более 3 миллионов тонн грузов жизнеобеспечения.

В настоящее время финансовая поддержка северного завоза осуществляется регионами и муниципалами. За счет своих бюджетных средств они предоставляют бюджетные кредиты юридическим лицам, отобранным для поставки грузов. Большинство субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территориях которых расположены районы с ограниченными сроками завоза, являются глубоко дотационными. Методика же распределения дотаций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации не учитывает фактор длительного кассового разрыва, возникающего на срок оборачиваемости северного завоза.

Отсутствие в законодательстве четкого определения понятия «северный завоз» и его механизмов, которые отвечали бы современным условиям, не позволяют сформировать единый алгоритм для осуществления поставки грузов в удаленные районы Крайнего Севера.

Более половины завоза всех жизнеобеспечивающих грузов в России, или 1,7 млн. тонн приходится на Республику Саха (Якутия). Ежегодно предприятиями на финансирование мероприятий по завозу жизнеобеспечивающих грузов в удаленные и труднодоступные районы направляется за счет собственных и привлеченных источников более 40 млрд. рублей.

Республика Саха (Якутия), на которую приходится порядка 50 процентов  северного завоза, много лет настаивала, что поставка грузов  в северные регионы страны  должна осуществляться на законодательной основе. Благодаря согласованным действиям и системной работе депутатов Государственного Собрания Ил Тумэн, Главы республики, сенаторов от республики, депутатов Госдумы, Совета Федерации ФС РФ проделана большая работа по разработке федерального законопроекта. Проект федерального закона «О северном завозе» разработан Минвостокразвития по поручению президента России.

Законопроект предусматривает распределение полномочий по управлению северным завозом между всеми уровнями власти, определение грузов северного завоза, развитие сети логистической инфраструктуры, создание единого морского оператора северного завоза и федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза.

Документ разграничивает сферы ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в организации северного завоза. Населенные пункты, относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов, располагаются в 25 субъектах РФ.

Так, к полномочиям региональных органов власти относятся участие в проведении единой государственной политики в сфере северного завоза; организация, координация и планирование северного завоза; определение порядка создания стратегического запаса грузов жизнеобеспечения, правил и нормативов формирования необходимого и достаточного количества грузов жизнеобеспечения, а также порядка определения мест размещения стратегического запаса грузов жизнеобеспечения, в том числе определения организаций, осуществляющих хранение такого запаса.

Органы местного самоуправления в свою очередь должны участвовать в планировании северного завоза, обеспечивать своевременное размещение информации о мероприятиях в сфере осуществления северного завоза, проводимых органом местного самоуправления, в Федеральной государственной информационной системе мониторинга северного завоза.

Проектом закона также вводится понятие «стратегический запас грузов жизнеобеспечения». Такой запас может создаваться по решению главы региона для снижения или предотвращения риска возникновения дефицита важнейших грузов. Порядок создания этого запаса, правила и нормативы его формирования, порядок определения мест размещения грузов и организаций, осуществляющих их хранение, утверждаются правительством региона.

Законопроектом вводится новый орган исполнительной власти — федеральный координатор северного завоза, а также единый морской оператор северного завоза, который будет отвечать за перевозки грузов между портами. Ключевым элементом системы управления северным завозом станет Федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза. Она будет обрабатывать и анализировать информацию о северном завозе, мониторить движение грузов и своевременно выявлять риски сбоев в поставках.

Второй законопроект (№ 301929-8) подготовлен для обеспечения реализации законопроекта «О северном завозе». Положения законопроекта обеспечат правовые основания для создания и содержания зданий, строений и сооружений, предназначенных для складирования, хранения и транспортировки грузов северного завоза, установят обязанность линейных морских перевозчиков обеспечивать приоритетную перевозку грузов северного завоза.

Законопроектом предлагается разделить весь объем грузов, завозимый на территории северного завоза, на три категории. В первую категорию войдут грузы для обеспечения жизнедеятельности населения — основные продукты питания и непродовольственные товары, лекарства, медицинские изделия, топливо и горюче-смазочные материалы. Во вторую категорию войдут грузы для государственных и муниципальных нужд, в третью — товары, не включенные в первые две категории. 

Законопроект о северном завозе отразит перечень опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры и дальнейшее ее финансирование. Главная задача документа – минимизировать различие в ценовой политике между арктическими регионами и центральной Россией.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин  направил представленный в Госдуму законопроект в Комитет по развитию Дальнего Востока и Арктики. После рассмотрения его концептуально  в первом чтении,  субъекты страны смогут внести в него свои  предложения и поправки. Межведомственной рабочей группой парламента Якутии  под руководством Павла Петрова проводится дальнейшая работа  по подготовке поправок к проекту данного закона в рамках второго чтения.

Оба закона вступят в силу в один день — 1 сентября 2023 года.

Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Виктор Губарев прокомментировал новый документ о северном завозе. Он сообщил, что на протяжении последних десятилетий органы власти республики и профильные комитеты Ил Тумэна очень плотно работали по данному законопроекту.

«С каждым годом все сложнее осуществлять завоз продуктов в отдаленные районы республики и всей Арктической зоны России. До 1990 года северный завоз полностью осуществлялся и финансировался за счёт государственных средств и при государственной поддержке. В период навигации более 30 морских судов своевременно доставляли картофель в районы Арктики. В каждый Арктический район завозилось более 600 тонн картофеля. Сегодня только 23 проц. всего необходимого товара завозится за счет государственных средств, а более 80 процентов - за счет предпринимателей. Соответственно, цены учитывают большие транспортные расходы, которые предпринимателям не субсидируются», - сказал он.  

Самыми важными Виктор Николаевич  назвал вопросы финансирования северного завоза. Если прежде вся финансовая нагрузка и организация ложилась на субъекты федерации, то сегодня значительная часть мероприятий будет финансироваться из федерального бюджета. Также принято очень важное решение о том, что координатором северного завоза будет государственная корпорация «Росатом». Необходимо, чтобы в законопроект вошли предложения, связанные с развитием инфраструктуры, в том числе вопросы строительства складских помещений, дорог, судов, субсидирования транспортных перевозок и т.д.

Виктор Губарев сообщил, что закон о северном завозе с нетерпением ждет вся республика. Он должен изменить жизнь Арктических районов Якутии и Арктической зоны России в целом в лучшую сторону.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением