Как известно, автором идеи была Феодосия Васильевна Габышева, а продвигал его в Совете Федерации сенатор Александр Акимов. Их инициативу подхватил профильный комитет по науке, образованию и культуре.
Заметим, что до сих пор получение образования детьми коренных малочисленных народов, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни, законодательно было урегулировано исключительно на региональном уровне. С принятием закона они, если можно так сказать, получают гарантию на качественное обучение и образование, предусмотренное законом «Об образовании в Российской Федерации».
Как оказалось, обучение кочевым методом организовано в Ненецком, Ямало-Ненецком, Чукотском автономных округах, Амурской области, Красноярском крае, Республике Саха (Якутия), Республике Коми. В наши дни 4676 семей ведут традиционный образ жизни в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; в кочевых семьях находятся 6569 детей, из них дошкольного возраста – 2203 и школьников – 4366.
Ясно, что закрепление особенностей кочевого обучения в федеральном законодательстве очень важно в смысле обеспечения доступности: это расширит возможности получения образования в привычной для детей коренных малочисленных народов среде.
Мы попросили председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосию ГАБЫШЕВУ прокомментировать законопроект в части кочевых школ, принятый во втором и третьем чтениях Госдумой и рассмотренный 7 июня в Совете Федерации.
– Это наша общая победа! – сказала Феодосия Васильевна. - Работа по законодательному установлению статуса кочевых школ на федеральном уровне велась много лет.
Проект «Кочевая школа» Республика Саха (Якутия) начала реализовывать еще в 90-е годы XX века. Учитывая универсальность организации кочевого образования для многих регионов, возможность применения в инклюзии, индивидуальном обучении, проект получил поддержку не только в субъектах Российской Федерации, но и ЮНЕСКО.
В республике с 2008 года действует закон «О кочевых школах», которым установлены виды кочевых школ, принципы их деятельности, особенности их создания, реорганизации и ликвидации, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах обеспечения общедоступным и бесплатным образованием детей, ведущих с родителями традиционный уклад жизни. Региональным законом «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» регламентирована организация образовательного процесса в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера республики.
По данным Министерства образования и науки РС (Я), в 2022-23 учебном году в республике работают семь кочевых школ и школ-садов, где по индивидуальным учебным графикам и учебным планам обучаются 94 ребенка, в том числе 36 детей дошкольного возраста. Юридический статус кочевой школы имеет одна школа – в Алданском районе.
В кочевых школах дети традиционно изучают языки и культуру коренных малочисленных народов Севера. Это школы, в которых дети воспитываются трудом – на примере старших.
Кто-то считает, что дети из кочевых школ не получают хорошее образование и не могут поступить в вузы. Это не так. Во-первых, в кочевых садах и школах преимущественно воспитываются и учатся дети дошкольного и младшего школьного возраста, которые в старших классах переходят в обычную школу, возвращаясь в родное кочевье только в 1 и 4 четвертях. Или на лето, продолжая учиться по индивидуальным учебным планам. Во-вторых, при обучении в кочевых школах уже более 30 лет применяются дистанционные образовательные технологии. Так что, можно сказать, что кочевые школы стали пионерами дистанционного образования. Ну и в-третьих, к обучению привлекаются мамы, которые получают педагогическое образование в Якутском педколледже.
Благодаря федеральной поддержке инициированного Якутией проекта «Дети Арктики», финансирования которого добился сенатор Александр Акимов, школьники из арктических улусов получили возможность выезжать на отдых в здравницы и лагеря страны. Но кочевые школы имеются не только в Арктике. Дети таких школ Алданского, Кобяйского, Томпонского районов остались за рамками этого проекта. Поэтому есть необходимость выделения целевого финансирования конкретно для кочевых школ.
На первом форуме женщин Севера, Сибири и Дальнего Востока, который прошел в Санкт-Петербурге, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выразила надежду на скорейшее принятие законопроекта о кочевом образовании. С ним у коренных малочисленных народов появятся новые возможности. Это обеспечение выезда детей из оленеводческих стад, оснащение кочевых школ транспортом, оборудованием и учебными пособиями, подготовка и повышение квалификации педагогов кочевых школ, организации отдыха детей, их социализации через выезды в культурные столицы, крупные детские лагеря. Хотя в кочевых школах учатся менее одного процента детей от общей численности учащихся республики, это яркий пример создания условий для получения качественного образования всеми детьми независимо от места их проживания.
Елена СТЕПАНОВА
- 1
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0