Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -2 oC

18 декабря в Ил Тумэне состоялась встреча председателя постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елены Голомаревой с делегатами I съезда учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов РС (Я).  

18 декабря в Ил Тумэне состоялась встреча председателя постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елены Голомаревой с делегатами I съезда учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов РС (Я).  

Напомним, в завершение Года педагога и наставника в России и Года труда в республике 13-14 декабря состоялось пленарное заседание I съезда учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов РС (Я). 

Народный депутат Елена Голомарева во вступительном слове отметила, что сегодня остро стоит вопрос о восстановлении языка коренного населения, поиске новых путей его возрождения, развития и сохранения.  Выросло целое поколение молодых людей, не знающих родного языка, обычаев, традиций. Язык – это это душа народа, его голос, отражение его истории, культуры. Нет языка- нет народа.   

«На вас - учителей родных языков и носителей языка сегодня возложена огромная, очень ответственная миссия – возрождение, развитие и сохранение родных языков. Как делегаты I исторического съезда родных языков, вы сегодня являетесь также рупором своего народа и мы совместными усилиями должны сделать все, чтобы реализовать резолюцию по итогам работы съезда. Я разговаривала с министром образования и науки Нюргуной Афанасьевной и в связи с кризисной ситуацией сохранности языков коренных народов, предложила открытия отдела при министерстве образования и науки по вопросам родных языков коренных народов республики. Многие делегаты съезда поднимали вопрос об обеспечении школ новыми учебными планами, учебниками и методической литературой. Прежде всего, необходимо увеличить количество часов преподавания родного языка коренных малочисленных народов в школьном образовании, так как решающую роль в регулировании языковой ситуации играет школьное образование. Как педагог, хочу сказать, что если принять действенные меры, любой язык может быть реанимирован практически на любой стадии. В качестве примера хочу сообщить, что в 1995 году в Оленекском районе, с целью возрождения родного языка, мы ввели предмет эвенкийского языка вне учебного плана и даже подключили к этой работе российских ученых. Известный ученый-исследователь, доктор педагогических наук А.М. Цирульников два раза приезжал в Оленек и ознакомившись с нашими кочевыми школами, был очень доволен концепцией этих школ и написал книгу «Педагогика кочевья». В этой книге он отметил: «философия кочевья - приобщить детей к искусству жить в экстремальных условиях… Ни одна школа страны такую задачу сознательно не ставит, а напрасно. Собственно, ведь в таких условиях — большинство сельских школ России», - рассказала парламентарий.

Кроме того, Елена Голомарева добавила, что в каждом национальном наслеге, где проживают представители коренных малочисленных народов, обучение на родном языке должно стать обязательным. Необходимо повышение статуса родного языка в местах компактного проживания. Важно проводить среди родителей разъяснительную работу о необходимости знания родного языка. Народный депутат подчеркнула, что эта обязанность также возлагается на учителя родного языка, поэтому с учетом исключительной важности возрождения родных языков, необходимо придать особый статус учителю родного языка и на этой основе поднять заработную плату учителя до достойного уровня. Сегодня они получают мизерную зарплату, поскольку заработная плата складывается с учетом количества часов и численности учащихся. Нужно в корне поменять эту ситуацию, иначе скоро некому будет обучать наших детей. 

Первый заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Алевтина Аргунова отметила, что I съезд учителей родных языков, литературы и культуры прошел очень насыщенно, делегаты были представлены учителями всех пяти официальных языков коренных народов Якутии.

«По вашим предложениям и замечаниям составлен проект резолюции пленарного заседания съезда, нам теперь предстоит разработать план работы и приступить к самой сложной части – реализации решений I съезда учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов РС (Я). Также на федеральном уровне необходимо решить вопрос обеспечения учебниками, включенных в федеральный перечень учебников, рассмотреть вопрос по увеличению часов по родному языку и литературе в учебных планах школ и решить вопрос увеличения заработной платы педагогов», - сообщила первый заместитель министра образования и науки.

Она выразила свою благодарность делегатам съезда, народным депутатам Антонине Григорьевой, Елене Голомаревой, представителям ФАДН, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера за активное и продуктивное участие в работе съезда. 

По мнению председателя Совета старейшин Ассоциации КМНС, члена Общественной палаты республики Августы Марфусаловой, язык нужно возродить, прежде всего, на бытовом уровне. Только языковая практика в семьях и родовых кочевых общинах, где сохраняется языковая среда, можно возродить язык. Она сказала, что родной язык нужно использовать в повседневной жизни, старшее поколение должно передавать свой опыт и знания молодому поколению. При этом опорой могут стать традиционные виды хозяйствования - охота, рыболовство, оленеводство и др.. Также Августа Дмитриевна высказала свое пожелание, что языковую среду в населенных пунктах нужно формировать на родном языке: писать на родном языке названия улиц, школ, магазинов, больниц и др.

Председатель Совета старейшин считает, что никакими образовательными программами невозможно компенсировать разрушение языковой среды. Единственные островки традиционного общества с использованием исконных языков – это оленеводческие общины. Кочевые школы в общинах играют важную роль в приобщении к языку, традиционным занятиям и родной культуре детей оленеводов и охотников. Сегодня поддержка государством оленеводства и других отраслей традиционного хозяйства – это одна из основных мер для сохранения их языков.

Председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Уполномоченный по правам КМНС  Константин Роббек  рассказал о создании Ассоциации учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера РС (Я).  Он поделился информацией, что в 2015 году только в 27 школах республики велось обучение на родных языках. А в 2019 году уже в 52 школах обучали на родных языках, а по итогам 2022 года эта цифра вновь снизилась до 39 школ, что  говорит о небольшой стагнации. На родных языках разговаривают только в 7 поселках Якутии, а именно в таких селах, как Березовка Среднеколымского района, Себян-Кюель Кобяйского района, Тополиное Томпонского, Андрюшкино Нижнеколымского улусов, на эвенкийском говорят в селе Иенгра Нерюнгринского района, Тяня Олекминского района, на чукотском – в селе Колымское Нижнеколымского района. В остальных улусах языки народов Севера практически утрачены. Он сообщил, что во всех местах традиционного проживания, традиционной хозяйственной деятельности  коренных малочисленных народов должно быть организовано обучение родным языкам.

Заведующая детским садом «Энкэчэн» п. Березовка Среднеколымского улуса Марина Толстова сообщила, что оазисом обучения на родном языке на селе сегодня  является детский сад «Энкэчэн», который признан в республике одним из лучших по приобщению детей к родному языку и культуре. 

«Но у нас возникли проблемы, когда с 2017 года начали поэтапный перенос села на незатопляемое место. Деревянное здание детсада (старое здание почты) 1990 года постройки, которое постоянно подтопляется весенним половодьем, сегодня требует капитального ремонта. Фактически все социальные объекты села износились и нуждаются в капитальном ремонте или сносе. Необходимо начать строительство нового типового здания детского сада в непотопляемой части села, строительство которого запланировано на 2027 год. Сегодня учреждение посещают 34 ребёнка, здание стоит в нижней части села. И родителям приходится прошагать почти 1,5 км. чтобы добраться до садика. Это очень далеко и затруднительно не только для родителей, но и для малышей. Можно столкнуться с полярными волками, которые кружат вокруг села. Поэтому в холодные месяцы и в период паводка малыши вынуждены сидеть дома, а мы не можем выполнить учебно-воспитательный план. Хотя коллектив работает творчески, приобщая детей родной культуре  и эвенскому языку. В 2024 году намечается юбилей со дня основания п. Березовка и 55-летие детского сада «Энкэчэн», - сообщила она.

Говоря о проблемах своего учреждения, заведующая детским садом  также рассказала  о нуждах п. Березовка и попросила, чтобы в честь предстоящего юбилея на уровне правительства  и законодательной власти  республики, вопрос переселения поселка накопившихся социальных проблем отдаленного арктического села, был рассмотрен комплексно.

Участники встречи также отметили важность совершенствования содержания и методов обучения родному языку и литературе в условиях перехода на обновленные ФГОС, открытия штата методиста родного языка при управлении образования районов, подготовки научно-педагогических кадров по методике преподавания языков и литературы и авторов учебников и учебных пособий. Кроме того, они подчеркнули необходимость определения статуса учителей родных языков народов Севера, создания условий для их профессионального роста, разработки концепции преподавания родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

Источник iltumen.ru

  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением