Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 7 oC

В VII созыве Госсобрания (Ил Тумэн) постоянный комитет по местному самоуправлению возглавляет народный депутат республики Владимир Прокопьев. Мы поговорили с парламентарием о работе комитета, о том, над какими законодательными инициативами идет работа.

В VII созыве Госсобрания (Ил Тумэн) постоянный комитет по местному самоуправлению возглавляет народный депутат республики Владимир Прокопьев. Мы поговорили с парламентарием о работе комитета, о том, над какими законодательными инициативами идет работа.

- Владимир Михайлович, как строится работа постоянного комитета Ил Тумэна по местному самоуправлению в VII созыве? Каким приоритетным направлениям уделяется внимание?

- Наверное, здесь уместно будет вспомнить историю парламентаризма Якутии, поскольку постоянный комитет по местному самоуправлению создавался и функционировал несколько раз. Так, впервые он появился на заре становления парламентаризма, но в то время он был объединен с комитетом по государственному строительству. Затем было время, когда комитет по МСУ был выделен в отдельную структуру, по прошествии определенного времени его вновь объединили с комитетом по госстроительству. А сейчас, в VII созыве Госсобрания (Ил Тумэн), опять пришло время для создания в парламенте Якутии отдельно функционирующего, постоянного комитета по местному самоуправлению. И связано это, прежде всего, с предстоящей реформой системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Как вы знаете, два года назад Государственной Думой в первом чтении был принят проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». В случае принятия данный закон должен заменить действующий основополагающий федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По новому законопроекту поступило много предложений и замечаний -порядка 1,5 тысяч поправок от субъектов законодательной инициативы, в том числе, и от Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Если быть точнее, парламентом Якутии внесено порядка 10 поправок в новый проект федерального закона.

С 2022 года Комитет Госдумы начал активно работать по данным поправкам, но потом обсуждения были перенесены. По имеющимся у нас данным, принятие этого закона ожидается в нынешнем 2024 году. Поэтому план работы нашего комитета уточнится, когда закон будет принят. Ведь наш комитет по местному самоуправлению был отдельно выведен именно для того, чтобы, во-первых, заниматься разработкой собственных, республиканских законов, во-вторых, для участия в законодательном процессе на федеральном уровне, при обсуждении проекта федерального закона.

В случае принятия нового федерального закона парламенту Якутии необходимо будет внести изменения в более чем 20 республиканских законов. Также следует сказать о том, что пока еще окончательно не уточнены сроки переходного периода – возможно, для этого понадобится год, может быть, два года или больше. Пока нет четкого представления, так как на федеральном уровне идут споры по срокам введения в действие закона и по переходному периоду. Так что находимся в режиме ожидания. При этом могут быть изменения даже в концептуальном плане, хотя концепция принята в первом чтении.

- А какие законодательные инициативы сейчас лежат в портфеле комитета? Над чем идет работа?

 - Если говорить о ближайшем будущем, мы готовим поправки в республиканский закон в части дополнения полномочиями муниципальных образований, которые направлены на регулирование международных и внешнеэкономических связей, т.е. у них будут более расширенные полномочия в этом отношении. Это, конечно, большой плюс, потому что это экономика, это возможные инвестиции. Также надо отметить, что мы более тесно стали работать с муниципальными образованиями после проведения II Съезда депутатов представительных органов муниципальных образований РС (Я), который состоялся в марте 2023 года.

Съезд был проведен на высоком уровне, в нем приняли участие многие депутаты представительных органов муниципальных образований республики. Была принята очень серьезная резолюция, предварительно ход исполнения которой мы рассмотрели на заседании Совета представительных органов муниципальных образований при Госсобрании (Ил Тумэн) РС (Я) в декабре прошлого года.

А летом нынешнего года на очередном заседании Совета мы также планируем подвести промежуточные итоги по исполнению резолюции съезда. В резолюции очень много важных, актуальных моментов, реализации которых мы ожидаем от органов исполнительной власти.

- Как вы считаете, какие законы, касающиеся местного самоуправления, требуют коррекции на федеральном уровне?

- В целом, все это связано опять же с основным законом. В Государственной Думе, на уровне председателя комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павла Владимировича Крашенинникова, курирующего данное направление, мы говорили, во-первых, о необходимости более четкого закрепления полномочий муниципальных образований. Во-вторых, чтобы все полномочия муниципальных образований – как собственные, так и переданные – были обеспечены соответствующими ресурсами. Это позиция Ил Тумэна, которую мы будем отстаивать. Поэтому она будет проходить «красной нитью» во всех наших выступлениях.

Далее. На уровне республики с этого года мы начали обсуждать вопросы, связанные с бюджетной обеспеченностью муниципальных образований. Прежде всего, мы говорим о необходимости более внимательного подхода и более четкого установления методики выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, т.е. эта методика должна учитывать все нюансы, все особенности наших муниципальных образований, при этом, конечно же, должен быть дифференцированный подход. В этом плане мы начали отрабатывать со Счетной палатой РС (Я), дали поручение провести аналитические мероприятия с тем, чтобы внести изменения в эту методику.

- Насколько сегодня активны представительные органы муниципальных образований в плане внесения законодательных инициатив?

- В целом, законодательные инициативы поступают, но не скажу, что все представительные органы муниципалитетов активны. Но есть районы, которые регулярно вносят интересные предложения, поправки, вплоть до внесения изменений в федеральное законодательство. В этом плане можно отметить Мирнинский, Горный, Нюрбинский районы.

- Что стоит в календарном плане постоянного комитета Ил Тумэна по местному самоуправлению на ближайшее время?

- Как я уже сказал, это внесение изменений в республиканское законодательство в части международных и внешнеэкономических связей. Планируем до лета 2024 года внести изменения. Если сделаем, это будет весомым достижением. В целом, планируем многое, но на данный момент находимся в режиме ожидания.

Ирина РОМАНОВА 

Газета "Ил Тумэн", 26 января 2024 года

  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Уопсастыба

Төлөпүөнтэн тутулуктаныы

Аныгы киһи төлөпүөнүн туппутунан утуйар уонна уһуктар, үлэбитин быһаарсабыт, онтон…
19.05.24 12:53