Конституционные нормы и федеральное законодательство Российской Федерации включают нормы, которые защищают традиционный образ жизни и природопользование малочисленных народов и обязывают органы власти обеспечивать права малочисленных народов на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания и хозяйствования.
В Республике Саха (Якутия) правовую основу осуществления традиционного природопользования образуют Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 г. 888-З № 673-IV, законы от 25 июня 1997 г. З № 179-I «О северном домашнем оленеводстве», от 31 марта 2005 г. 227-З № 461-III «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера (новая редакция)», от 13 июля 2006 г. 370-З № 755-III «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», от 19 июня 2007 г. 464-З № 945-III «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 31 января 2008 г. 550-З № 1115-III «О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)», от 1 марта 2011 г. 897-З № 715-IV «О защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», от 8 ноября 2012 г. 1112-З № 1145-IV «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ведущих кочевой образ жизни», от 21 февраля 2013 г. 1158-З № 1231-IV «О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в Республике Саха (Якутия)», от 19 апреля 2013 г. 1193-З № 1279-IV «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» и др.
Значительным шагом в деле актуализации потребностей и интересов коренных жителей Севера стали экологическая и этнологическая экспертизы, являющиеся инструментами реализации государственной политики недропользования при реализации промышленных проектов. Республика Саха (Якутия) стала одним из первых регионов России, на территории которого правоотношения в сфере традиционного природопользования стали регулироваться, в том числе и на основе закона об этнологической экспертизе.
Ввиду стратегического характера государственных интересов в арктическом регионе и внимания, которое уделяется разработке месторождений, очень важно гармонизировать интересы промышленного освоения данных территорий с сохранением исконной среды обитания коренных малочисленных народов. Партнерство как форма взаимодействия предполагает не только формирование устойчивых связей, основанных на нормах взаимного уважения, человеческих взаимоотношений и равенства участников, но и справедливое распределение ущерба, причиненного недропользователями на исконной земле обитания этих народов.
На уровне субъектов Российской Федерации предпринимаются определенные усилия по конкретизации действующего федерального законодательства или преодолению в нем пробелов в целях повышения эффективности реализации коренными народами своих прав в сфере природопользования.
К сожалению, приходится констатировать, что несмотря на рост объемов промышленного производства, благосостояние коренных народов не растет, а состояние окружающей среды ухудшается. Реальная угроза для коренных народов — потери исторических земель, мест проживания и территорий традиционного природопользования: оленьих пастбищ, охотничьих угодий, рыболовных участков и участков сбора дикоросов. На практике многие общины коренных малочисленных народов не могут закрепить за собой земельные участки с охотничье-промысловыми угодьями, оленьими пастбищами и рыбопромысловыми участками на территориях традиционного природопользования.
Арктические территории сегодня – это почти не заселённые обширные окраинные земли Российской Федерации, за исключением мест проживания коренных малочисленных народов Севера, ряда арктических городов и небольшого количества посёлков. Назрела острая необходимость разработки новых нормативных актов, а также внесения изменений в действующее законодательство в области обеспечения прав коренных народов для ведения ими традиционного природопользования и кочевого образа жизни.
1. Необходимо ускорить принятие проекта федерального закона № 1026256-6 «О государственной поддержке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни» (в части приоритетного предоставления мер государственной поддержки лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущих кочевой образ жизни).
2. Оленеводство – единственная отрасль сельского хозяйства, в которой занято все коренное население Севера. Якутия занимает одно из ведущих мест в стране по поголовью северных домашних оленей. Сегодня здесь 157 тыс. голов — это 40,9% от имеющихся в Дальневосточном федеральном округе и 8% от общего количества в России. Старая редакция закона, принятая более 20 лет назад, уже не отвечает вызовам времени и законодательства.
К тому же, северные народы, ведущие кочевой образ жизни – это уникальная цивилизация, формировавшаяся в течение многих столетий и не имеющая аналогов в мире. Правовое положение оленеводства в России не определено специальным федеральным законом.
Регулирование отрасли осуществляется в соответствии с нормами Конституции РФ, федеральными законами о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение сельского хозяйства, гражданским, земельным, лесным и экологическим кодексами.
Отсутствие четко закрепленных определений и понятий в сфере северного оленеводства приводит к массе проблем. Болезненным вопросом является закрепление оленьих пастбищ за оленеводческими хозяйствами. Необходимо устранить противоречия федерального законодательства в части предоставления земельных участков для занятия северным домашним оленеводством. Остаются нерешенными вопросы развития социальной и технологической базы оленеводства. Прежде всего, это отсутствие реального облегчения условий кочевого образа жизни, слабая социальная защищенность оленеводов и членов их семей, многие другие факторы, вследствие чего отрасль испытывает острый дефицит квалифицированных кадров. Зарплата у оленеводов всего лишь от 10 до 30 тысяч рублей, а средняя продолжительность жизни – 49 лет.
Негативные процессы в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов усилились в период перехода страны к рыночным отношениям, тем самым, привели к глубокому кризису оленеводство и другие виды традиционной деятельности, а также системы медицинского, культурного, товарного, бытового, транспортного обеспечения мест традиционного проживания. Кроме того, этот период времени привлек за собой катастрофическое снижение уровня жизни, сокращение средней продолжительности жизни до 45-50 лет, рост безработицы, снижение реальных доходов национальных домохозяйств в несколько раз.
Доходы оленеводов должны расти благодаря модернизации традиционных видов хозяйствования и переходу на инновационный и технологический путь развития. Это приведет к росту добавленной стоимости, появлению новых рабочих мест, возрождению пошивочных мастерских, народных промыслов. Кроме того, новым законом должны быть усилены ветеринарные и зоотехнические мероприятия. Необходимо добиться того, чтобы сельхозпродукция соответствовала международным стандартам. В перспективе мы должны настраивать наши хозяйства на экспорт продукции в страны АТР.
С учетом вышесказанного в целях устойчивого развития отрасли как неотъемлемой, этнообразующей части традиционного образа жизни и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ необходимо ускорить принятие федерального закона "О северном домашнем оленеводстве".
3. Согласно статье 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» установлено, что малочисленные народы и объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 10 Федерального закона № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами, и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее, чем пять лет. Однако статья 39.10 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности только для размещения зданий, сооружений на срок не более, чем десять лет.
Таким образом, статья Земельного кодекса РФ не учитывает, что на оленьих пастбищах не размещаются здания и сооружения, за исключением единичных баз, которые имеются на маршрутах кочевий оленеводческих бригад, тем самым исключается возможность передачи в безвозмездное пользование земельных участков под оленьи пастбища. Кроме того, оленеводство более всего подвержено угрозам промышленного освоения. Низкая эффективность правовых норм о рекультивации техногенно нарушенных земель промышленными и горнодобывающими компаниями не позволяет эффективно использовать эти земли, в частности, в качестве оленьих пастбищ.
4. В Государственной Думе Российской Федерации утвердили в первом чтении изменения в статью 8 Федерального закона от 26.07.2019 № 234-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Речь идет о регулировании порядка возмещения убытков от хозяйственной деятельности организаций в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Изменения были внесены Правительством Российской Федерации.
Интенсивное освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока противоречит укладу жизни коренных малочисленных народов, так как сопровождается, с одной стороны, прямым отчуждением территорий, используемых коренными сообществами, а с другой - приводит к серьезному ухудшению состояния отрасли.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) усиленно работает над составлением законодательных актов по правовому регулированию взаимодействия коренных малочисленных народов Севера и промышленных компаний. Парламентом региона было принято решение о создании Экологической доктрины Республики Саха (Якутия) – специализированной республиканской экологической политики масштабного природопользования, работа над которой активно ведется на сегодняшний день. Наш регион также является единственным субъектом Российской Федерации, где принят и действует закон об этнологической экспертизе, регулирующий взаимоотношения между коренными малочисленными народами Севера и недропользователями.
До рассмотрения и утверждения в первом чтении изменения в статью 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) был составлен Отзыв к данному законопроекту, который 21 февраля направлен в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностей.
В Отзыве говорится о том, что представители коренных малочисленных народов имеют право не только на компенсацию ущерба от хозяйственной деятельности, но и на компенсацию неимущественного вреда, куда входят изменения традиционного уклада жизни, быта, культуры местного населения, связанные с переменой исконной среды обитания, поэтому содержание изменяемых правил следует расширить.
В пояснительной записке указано, что возмещение убытков от хозяйственной деятельности будет производиться в том случае, если хозяйственная деятельность будет осуществляться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации.
Однако в действующей редакции федерального закона дается более широкая трактовка прав коренных малочисленных народов. Во избежание необоснованного ограничения прав коренных малочисленных народов одновременно с проектом федерального закона следовало бы рассмотреть методику расчета убытков, чтобы при обсуждении законопроекта она была изучена и оценена широким кругом специалистов и заинтересованных лиц.
На территории Республики Саха (Якутия) ведут традиционную деятельность 328 родовых общин коренных малочисленных народов Севера. В сегодняшних условиях очень сложно сохранить традиционные отрасли Севера, общины фактически выживают. Большая часть родовых общин зарегистрированы и ведут свою деятельность на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, внесенных в специальный перечень.
Включение в Перечень остальных общин позволит органам власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в полной мере реализовывать государственную национальную политику в отношении коренных малочисленных народов Севера, а также гарантировать осуществление их прав на сохранение среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйства и культуры.
Согласно Федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право в пределах своих полномочий ограничивать хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Поэтому мы считаем целесообразным установить участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в процедуре разработки и утверждении методики расчета убытков.
Республика Саха (Якутия) сегодня становится одним из регионов стратегической ресурсной базы Российской Федерации. В настоящее время наблюдается новый виток интенсивного промышленного освоения территории региона.
В местах компактного проживания малочисленных народов сегодня работают 144 недропользователя, реализуются такие крупные государственные программы, как «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Проводятся беспрецедентные и масштабные мероприятия такие как, например, строительство газопровода «Сила Сибири», уже построен нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», идет разработка Эльгинского угольного месторождения, а также ряда других проектов в энергетике и промышленности.
Поэтому создание и внесение изменений, учитывающих все стороны проблемы, в законодательство, регулирующее вопросы защиты законных интересов коренных малочисленных народов Севера, исконно проживающих на этих территориях, должно стать приоритетной задачей государства наряду с разработкой арктического законодательства, регулирующего экологическую безопасность развития Арктики с соблюдением всех уникальных природно-климатических и социально-экономических условий Севера.
Данная отрасль традиционного хозяйственного комплекса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока сейчас находится в самом уязвимом состоянии среди других отраслей, так как негативные тренды на ее стагнацию, что отражается в целом комплексе проблем - от образования для детей оленеводов, отсутствия современных технологий ее ведения, в целом устаревших подходов к ее организации, новых вызовах, в том числе и новых опасных заболеваниях перед лицом которых стоит все оленеводство страны, и т.д., требует незамедлительного реагирования и законодателей, и государственных органов всех уровней, и самих оленеводов.
Оленевод в социальном плане самая обделенная категория в стране: жилья и услуг ЖКХ от государства он не имеет, а попытки перевести на оседлость в советский период ни к чему, кроме разрушения общности и кочевой системы в целом, не привели; медицинское обслуживание не доступно. Исходя из этого необходимо срочное решение таких острых проблем, как компенсации оленеводу повышенных затрат, который вынужден круглогодично кочевать вместе со стадом оленей, строить и содержать мобильное жилье, иметь транспорт для его перевозки, готовить или обеспечиваться топливом для своего жизнеобеспечения, гарантировать кочевое питание и т.д. В противном случае, в ближайшие 15 лет мы можем в принципе лишиться этой отрасли как занятия для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Оленевод должен, наконец, себя почувствовать современным человеком, и наша общая задача вернуть ему чувство достоинства, уверенности в себе, своей семье, будущем детей и уважение к его занятию.
В связи с чем рекомендуем:
Федеральным законом должны законодательно регулироваться следующие проблемы оленеводства:
- Государственные гарантии решения вопроса об устойчивости хозяйственного пользования оленьими пастбищами оленеводческих хозяйств всех форм собственности, приоритет перед всеми другими субъектами природопользования, то что в международном праве, называется иногда «право первой руки»;
- Авиаохрана оленьих пастбищ от пожаров и антропогенного воздействия человека;
- Регулярное геоботаническое обследование и кадастровая оценка оленьих пастбищ за счёт государственного бюджета;
- Борьба с хищниками северных оленей;
- Государственные гарантии ветеринарного обслуживания, лечения и профилактики болезней северных оленей;
- Племенная работа в оленеводстве, обеспечение гарантий сохранения «в чистоте» аборигенных пород северных оленей;
- Обязательные гарантии страхования жизни оленеводов и их семей в кочевых условиях;
- Обязательное страхование северных оленей на случаи гибели оленей от гололеда, болезней и травежа оленей хищниками и других стихийных природных явлений;
- Принятие государственных программ развития и сохранения северного оленеводства в России с компенсацией повышенных затрат на транспорт, ГСМ и др.;
- Гарантии обеспечения кочевым и социальным жильём семей оленеводов и компенсации расходов на его устройство и изготовление;
- Обязательные гарантии лечения оленеводов и специального медицинского страхования оленеводов;
- Обязательное льготное пенсионное обеспечение оленеводов (развитие ФЗ о пенсионном обеспечении оленеводов);
- Особенности организации общин оленеводов, финансирования их
деятельности и функционирования (в развитие ФЗ об общинах МКНС),
- Строительство изгородей за счёт бюджета в таежных условиях для содержания оленей;
- Организация кочевых школ в местах кочевий, гарантии получения начального образования оленеводов;
- Медицинское, культурное, торговое и бытовое обслуживание семей
оленеводов, непосредственно в местах кочевий передвижными формами обслуживания (АКБ и пр. в советский период);
- Обеспечение служебным оружием оленеводов для охраны оленьих стад (в развитие ФЗ об оружии);
- Особенности государственного протекцианизма организации рынка пантов северных оленей, в связи с тем, что эта продукция кочевого оленеводства, признается исключительной этно-культурной собственностью коренных оленеводческих народов России;
- Транспортировка продукции оленеводства Северным морским путём на специализированных судах с цехами по глубокой переработке продукции оленеводства;
- Обеспечение сбыта продукции на отечественном рынке (через порты Архангельска и Мурманска), на европейском рынке (через Норвегию), на рынках стран АТР и США;
- Обеспечение качественной интернет-связью районов Арктической зоны, в которых проживают малочисленные народы;
- Обеспечение коллективных точек доступа к спутниковому интернету (WI-FI роутер) в районах Арктической зоны, в которых проживают малочисленные народы;
- Приобретение снегоболотоходной техники для отдаленных труднодоступных населенных пунктов Арктической зоны, в которых проживают малочисленные народы. (Аналогичная поддержка предусмотрена государственной программой Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы");
- Субсидирование индивидуального жилищного строительства в Арктической зоне, в которых проживают малочисленные народы;
- Строительство домов-интернатов для детей оленеводов, кочевых семей на территории Арктической зоны;
- Субсидирование льготного проезда малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни в другие регионы и оленеводов, включая пассажирские перевозки внутри регионов, с учетом отнесения многодетных родителей к лицам, обладающим правом на воздушную перевозку по специальному тарифу и установления круглогодичного периода действия таких специальных тарифов;
- Строительство котельных и подключение домов к центральному отоплению в районах Арктической зоны, в которых проживают малочисленные народы;
- Развитие и легализация рынка мамонтовой фауны, переработки и косторезного производства в арктических районах РФ;
- Профессиональная подготовка кадров из числа коренных малочисленных народов Арктической зоны - обеспечение дополнительной стипендией студентов из числа малочисленных народов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях;
- реализация программ целевой подготовки кадров лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, по специальностям, связанными с традиционными видами хозяйственной деятельности, промыслами коренных малочисленных народов, а также с иными областями жизнедеятельности коренных малочисленных народов, а также осуществление квотирования целевых мест на обучение для коренных малочисленных народов;
- открытие новых профессий и специальностей, таких как «Оленевод-механизатор», «Егерь», «Таксидермист», «Охотник промысловый», «Хозяйка чума», «Резчик по кости и рогу»и т.д.;
- Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» ,предусмотреть отдельное мероприятие, направленное на выделение отдельных квот по предоставлению социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Арктической зоны РФ.
-
0
-
0
-
0
-
0
-
0
-
0