Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -11 oC

6 января 2021 года после тяжелой болезни ушел из жизни народный депутат Республики Саха (Якутия) IV, V, VI созывов,  президент Торгово-промышленной палаты РС (Я), почетный работник транспорта России, президент регионального отделения «Ассоциация полярников «Якутская Арктика», почетный полярник Российской Федерации, заслуженный работник народного хозяйства РС(Я),  почётный гражданин Булунского улуса, обладатель ордена РС(Я) «Полярная звезда», известный якутский политик Владимир Членов.

6 января 2021 года после тяжелой болезни ушел из жизни народный депутат Республики Саха (Якутия) IV, V, VI созывов,  президент Торгово-промышленной палаты РС (Я), почетный работник транспорта России, президент регионального отделения «Ассоциация полярников «Якутская Арктика», почетный полярник Российской Федерации, заслуженный работник народного хозяйства РС(Я),  почётный гражданин Булунского улуса, обладатель ордена РС(Я) «Полярная звезда», известный якутский политик Владимир Членов.

Именно в этот день – 6 января он собрал своих единомышленников и предложил организовать региональную общественную организацию содействия развитию арктических районов «Якутская Арктика» – это негосударственное, некоммерческое общественное объединение людей, ставящих своей целью проведение мероприятий по социально-экономическому развитию северных территорий для создания основ их благополучной жизнедеятельности.

6 января 2023 года члены РОО «Якутская Арктика» под руководством народного депутата Елены Голомаревой собрались, чтобы вспоминать о самом преданном  северному краю человеке, посвятившем свою жизнь  Арктике и заботе о людях севера.

Владимир Михайлович более 15 лет стоял во главе министерства транспорта, связи и информатизации Республики Саха(Якутия). Первый президент Михаил Ефимович умел подбирать кадры и доверять государственные, общественно-значимые посты людям с большим жизненным опытом.  Владимир Членов взял на свои руки бразды правления в самые трудные для страны 90-е годы и как никто другой знал все проблемы транспортного комплекса самого труднодоступного региона. Финансирования фактически не было, в стране царил хаос, но Владимир Михайлович даже в те годы уделял большое внимание  строительству железной дороги, отстаивал, требовал, находил средства для развития инфраструктуры Севера, лично контролировал завоз жизненно-необходимых грузов в северные районы. В те годы с ликвидацией централизованных поставок продукции в регионы Крайнего севера и усилением рыночных отношений, проблема северного завоза превратилась в одну из острейших экономико-социальных проблем страны. Как человек деятельный и никогда не отступающий от своих идей, он еще в те сложные годы разработал  схему доставки северного завоза и восстановления северного морского пути.

По воспоминаниям его коллеги и соратника А.А. Кугаевского, только благодаря  настойчивости Владимира Михайловича с большим трудом были  сформированы ключевые законодательные и нормативные документы, разрабатывались логистические принципы северного завоза,  технологические схемы формирования транспортного узла республики. Он когда приезжал в Москву, вытаскивал все эти документы и громогласно требовал, тряся бумагами перед федеральными чиновниками, доказывая необходимость принятия этих проектов. В те годы у федерального центра не было понятия, что такое Северный завоз.  Он еще тогда сделал концепцию организации и государственной поддержки гарантированного обеспечения продуктами питания и товарами первой необходимости населения в районы Российской Федерации с ограниченными сроками завоза.

Концепция, разработанная Владимиром Членовым легла в основу создания логистики северного завоза и строительства торгово-логистических центров, складских комплексов в Арктике. В Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года создание системы государственной поддержки завоза топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров в отдаленные населенные пункты определено как одна из важнейших задач в сфере социального развития. Идеи  Владимира Михайловича Членова и разработанная им схема «Разработка перспективной схемы завоза грузов с учетом использования всех видов транспорта, ввода в эксплуатацию железной дороги «Беркакит-Томмот-Якутск»  по развитию Северного морского пути, его береговой инфраструктуры, строительство и реконструкция региональных, межрегиональных автомобильных дорог, развитие воздушных сообщений, цифрового сопровождения северного завоза, вошли в эту стратегию и, наконец, началась реализация этого плана. Его вклад в строительство железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск неоценим, благодаря чему в 2019 году железная дорога была все-таки достроена и введена в эксплуатацию на всем протяжении до станции Нижний Бестях.   

Владимир Михайлович говорил, что новая стратегия развития российской Арктики до 2035 года должна учитывать «правила жизни» в этом макрорегионе. Он четко ставил цель о таких насущных вещах, как нормативы в медицине и образовании, формирование стоимости продуктов и товаров, «цены жизни» в Арктике, связанной с отсутствием дорог, надбавки и коэффициенты к зарплате, проезд в отпуск, субсидирование авиабилетов для всех жителей Арктики.

Основные задачи и направления деятельности РОО «Якутская Арктика», заложенные Владимиром Михайловичем  остались неизменными.

Члены РОО «Якутская Арктика» также обсудили текущие проблемы и наметили планы на будущее. Прозвучало немало содержательных и интересных выступлений, поступило много предложений, как по плану на 2023 год, так и по направлению дальнейшей совместной работы. В частности, единогласно было поддержано предложение об учреждении в Год труда премии им. Владимира Михайловича Членова  в области развития Арктики по семи номинациям.

Президент РОО «Якутская Арктика» Елена Голомарева отметила, что Владимир Михайлович с большим уважением относился  к оленеводам и охотникам, геологам и летчикам, восхищался их мужеством и делал все возможное, чтобы облегчить жизнь северян.

«Он непонаслышке знал, в каких эктсремальных, суровых условиях живут и трудятся эти люди. И северяне отвечали ему любовью, считая его своим парнем и когда приезжали в Якутск обязательно встречались с Владимиром Михайловичем. Они ценили его прежде всего за человечность, за простоту, за широту русской души, за доброту, за неподдельную искренность и соучастие в решении  проблем. Владимир Михайлович был настоящим патриотом, воспитанным на ценностях взаимоподдержки, интернационализма и человеколюбия. Он никогда не изменял своим жизненным принципам и чувствовал себя ответственным за всех якутян, за судьбу северян. И какие бы должности он не занимал, всегда оставался простым  в общении и доступным для народа», - сказала Елена Голомарева.  

Владимир Михайлович был щедрым, добрым, открытым и настоящим Человеком с большой буквы. Он так много сделал для Якутии и Арктики, и до обидного  мало жил. Но его идеи живут и успешно  претворяются  сегодня в жизнь, а это самое главное.

Пресс-служба Ил Тумэна

  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Лента новостей

Суоппар буолар уустугурда

Муус устар 1 күнүттэн байаҥкамаат бэбиэскэтиттэн куотунар дьону тырааныспары ыытар…
28.03.24 17:19
Лента новостей

Интерактивнай быыстапка

«Арассыыйа – Мин устуоруйам» мультимедийнай устуоруйа пааркатыгар кулун тутар 20 күнүттэн…
28.03.24 16:23