Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -34 oC

Ситуация с обеспечением медицинскими работниками образовательных учреждений рассмотрена 25 июня на круглом столе в Госсобрании Якутии. По мнению участников сегодня назрела необходимость принятия отдельного закона о школьной медицине.

Ситуация с обеспечением медицинскими работниками образовательных учреждений рассмотрена 25 июня на круглом столе в Госсобрании Якутии. По мнению участников сегодня назрела необходимость принятия отдельного закона о школьной медицине.

Федеральный стандарт

По словам главы парламентского комитета по науке и образованию Антонины Григорьевой главные ориентиры заданы в февральском послании Президента РФ, когда было объявлено о запуске пяти новых нацпроектов - «Кадры», «Семья», «Молодежь России», «Продолжительная активная жизнь», «Экономика данных». «В эти дни в Госдуме и Совете Федерации приступили к разработке общего стандарта школьной медицины. Это решит проблему размытых требований к медработникам в школах», — сообщила Антонина Афанасьевна. 
Нововведение также предполагает, что специалистов будут принимать в штат медучреждений вместо образовательных. При этом закрепление школьных врачей за медучреждениями обеспечит более высокий и справедливый уровень оплаты, позволит привлекать высококвалифицированных специалистов. Сегодня врачи в школах, в том числе и в республике, по действующим правилам не обязаны набирать в штат медработников. Такая норма носит лишь рекомендательный характер. Именно на этом заострили внимание участники круглого стола — депутаты, руководители школ, детских садов. 

Вместо врачей - инструкторы по гигиене

Вместе с тем, выступления первого замминистра образования и науки Алевтины Аргуновой и представителя Минздрава Степана Грязнухина были больше посвящены тому, сколько студентов обучается в медицинских вузах и ссузах.

WhatsApp_Image_2024-06-25_at_18.32.18.jpeg

По информации Аргуновой сегодня в образовательных учреждениях работают около 400 медработников. Из них большую часть составляют инструкторы по гигиене. Проблему медицинского сопровождения частично решают за счет аутсорсинга — привлекая врачей, фельдшеров из медорганизаций. 
«У нас остро стоит вопрос оснащения медкабинетами. Из 633 учреждений имеют лицензию 136 или 21,4%. В ссузах и вузах от 86 до 100%», — отметила замминистра. Ведомство выступило с предложением в рамках нацпроекта предусмотреть средства на обеспечение школ аптечками. Это, по словам Аргуновой, необходимо, поскольку с 1 сентября в школьную программу вводится новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины». В целом же, если укомплектовать школьный медблок инвентарем, аппаратами для оказания экстренной помощи, контроля зрения, профилактических осмотров и т.д., то на сегодня потребность по республике составляет почти 1 млрд рублей. Есть надежда, что с запуском новых нацпроектов на эти цели будут предусмотрены средства в федеральном бюджете, но, как теперь принято, с софинансированием со стороны регионов. 

Как вернуть медиков в школы?

Вопросов у участников было много. «Сколько нам сегодня нужно медработников в образовательных организациях? Если у нас в республике около 800 школ, то такая потребность в дипломированных врачах. За счет каких резервов вы собираетесь решить эту проблему?», — спросил Павел Петров и не получил четкого ответа.


Ситуация усугубляется общей нехваткой медработников, о чем говорилось не так давно на парламентских слушаниях. Врачей не хватает в больницах, поликлиниках, особенно в северных и арктических улусах, не говоря уже о том, что они не идут работать в школы. В числе причин — период работы в образовательных учреждениях не входит в медицинский стаж, низкая зарплата и нет мер господдержки, таких, как программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» и льготная ипотека. 

Не лучше обстоят дела и в Якутске. Как сообщил замруководителя городского управления образования Егор Охлопков, сегодня только 5-6 школ имеют лицензированные медкабинеты и сохранили необходимое оборудование.
«У нас нет никаких целевых программ на их оснащение, поскольку это очень дорогостоящие мероприятия», — сказал он.
«Молодые специалисты не идут к нам работать из-за того, что им не засчитывается медстаж. У меня работает медсестра - ей 52 года и фельдшер, которой 65 лет, — поделилась заведующая детским садом №9 г. Якутска Людмила Акиньшина. — Поэтому нужен закон, чтобы гарантировать льготный стаж. Кроме того, установить нормативы по штатам, например, в дошкольных учреждениях очень нужна диетсестра». 
Директор Центра глобального образования г. Якутска Александр Чудиновский согласен, что необходимо восстановить школьную медицину. «При этом следует уточнить, что это прерогатива медучреждений, а не образовательных. Уже становится очевидным, что нормативное обеспечение работы медиков в школах не создает условий для закрепления специалистов в рамках штатного расписания. На плечи директора школы не должна ложиться ответственность за выполнение медицинской деятельности. Только охрана здоровья», — считает он. При этом необходимо пересмотреть объемы финансирования, поскольку требуется платить зарплату и социальному педагогу, и школьному психологу. 

WhatsApp_Image_2024-06-25_at_18.32.23_1.jpeg

Нормативы и субвенции требуют пересмотра

Причина сегодняшних проблем заключается в непродуманном решении, принятом в 2012 году, когда на федеральном уровне передавали полномочия по оказанию медпомощи Минобразованию.
«Передали штатные единицы, и они стали относиться к «прочему персоналу» с соответствующей зарплатой, а проще говоря, стали получать МРОТ. Я не просто так спросила у замминистра образования, сколько случаев оказания экстренной медпомощи зарегистрировано, но мне ответили, что такой статистики у них нет. Это большой минус, — сказала глава парламентского комитета по охране здоровья Светлана Давыдова. — Не имея этих данных, вы не можете рассчитать сколько штатов, какое оборудование, препараты вам нужны. Учитывая состояние здоровья нынешнего поколения школьников, квалифицированное и специализированное медицинское сопровождение — одно из главных и обязательных условий».
Заключать договоры с медицинскими учреждениями тоже не выход. Особенно в районах, где не хватает врачей, а работающие медики ведут плановый прием, обслуживают вызовы. Вот и получается, что тот же врач или фельдшер в сельской местности может от силы поработать в школе час-два. 
Помимо оказания первичной медицинской помощи необходимо обратить серьезное внимание на вопросы оказания квалифицированной психологической помощи школьникам, подчеркнул Егор Охлопков.
«У нас имеется нехорошая статистика, свидетельствующая о росте количества детей, страдающих аутоагрессивным поведением. С января по май зафиксировано свыше 20 случаев попыток суицида. Мы вносили предложения в Минздрав о том, чтобы совместно разработать программу, потому что эту проблему одни только школьные психологи решить не смогут. Нужна медицинская помощь, в том числе психиатрическая», - подчеркнул он. По результатам ежегодно проводимого медико-социального тестирования выявлено около 1700 детей, относящихся к группе риска, которым нужна такая помощь. 
Коллег поддержала народный депутат, директор школы №3 г. Ленск Наталья Сидоркина. «Слава богу, что учителя умеют оказывать первую медпомощь. И у меня за период работы были такие случаи. Поэтому если бы сегодня озвучили такую статистику, то мы бы посмотрели на эту проблему по-другому. Договоры с медучреждениями это хорошо, но я убеждена, что в школах необходим отдельный медицинский блок с врачом-педиатром, процедурным кабинетом. Потому что даже «скорую помощь» приходиться ждать долго. Исходя из этого, нужно расставить приоритеты — пересмотреть нормативы, субвенции, мы не должны жертвовать психологами, соцпедагогами», — поделилась своим мнением Наталья Константиновна.
Корень сегодняшних проблем кроется в том, что еще в 2008 году, когда принимался федеральный закон об образовании, были потеряны многие понятия, считает народный депутат Елена Голомарева. Такие как воспитательная работа, родные языки, медицинские работники. «Прошло время и обратно вернули такие направления, как гражданско-патриотическое воспитание, обучение на родных языках. Сегодня без нового федерального закона не обойтись. Поэтому нужно вносить свои инициативы, создать рабочую группу», — заключила депутат.  

Фото: Василий Кононов

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением