Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -12 oC

Накануне очередного пленарного заседания Госсобрания Якутии в парламентских комитетах рассматривается проект главного финансового документа республики на предстоящий трехлетний период 2025-2027 годов. Приоритетом бюджетной политики остается безусловное и своевременное выполнение всех социальных обязательств.

Накануне очередного пленарного заседания Госсобрания Якутии в парламентских комитетах рассматривается проект главного финансового документа республики на предстоящий трехлетний период 2025-2027 годов. Приоритетом бюджетной политики остается безусловное и своевременное выполнение всех социальных обязательств.

Доходная часть стала меньше

Проект бюджета в Ил Тумэне представили и.о. министра финансов республики Иван Алексеев и его заместители. Основные параметры выглядят следующим образом — доходы в 2025 году - 291 млрд 284 млн, в 2026 - 311 млрд 989 млн, в 2027 - 307 млрд 786 млн рублей. Расходы составят в 2025 - 294 млрд 042 млн, в 2026 - 314 млрд 364 млн, в 2027 - 310 млрд 161 млн рублей. Дефицит бюджета в 2025 - 2 млрд 758 млн, 2026-2027 годах - по 2 млрд 374 млн рублей.

«Таким образом, предусмотренные законопроектом показатели государственного бюджета нашей республики полностью сбалан- сированы, дефицит на последующие годы имеет стопроцентные источники покрытия», — отметил Алексеев на заседании комитета по предпринимательству.

Безусловно, в ходе рассмотрения большое внимание было уделено бюджету на предстоящий год. Так, доходная часть по сравнению с 2024 годом стала меньше на 11,3 млрд рублей — с 302,6 до 291,2 млрд. При этом значительный объем составят налоговые и неналоговые доходы — 215,9 млрд рублей, что стало возможным за счет повышения налоговых ставок в целом по стране. Кроме того, безвозмездные поступления снижены на 36,6 млрд — со 111,9 до 75,3 млрд рублей. Здесь Алексеев подчеркнул, что «в федеральном бюджете распределены пока только 70% [от общего объема средств регионам]. То есть мы ожидаем в течение этого месяца — начале ноября, другую сумму по дотации, которая будет учтена в рамках второго чтения нашего бюджета».

В частности, на данном этапе пока не предусмотрены бюджетные ассигнования, которые республика должна получить из Фонда развития территорий и целевые поступления от АО «Русгидро» на выравнивание энерготарифов.

IMG_6959.jpg

Порядок расходов

Объем расходов бюджета в 2025 году составит 294,42 млрд рублей. Это на 17,8 млрд рублей меньше, чем первоначально утвержденные показатели в текущем году. Это обусловлено тем, что, как говорилось выше, еще не уточнены объемы поступлений из федерального бюджета. Отметим, что сейчас его рассмотрение проходит в Государственной Думе.

Говоря о расходной части Иван Алексеев отметил, что «в приоритете остается безусловное и своевременное выполнение всех социальных обязательств». В 2025 году объем финансирования социально-культурной сферы — здравоохранения, соцобеспечения, образования, физкультуры и спорта составит 144,2 млрд рублей или 49% от всех расходов бюджета.

Сегодня в республике действуют 20 госпрограмм. На их реализацию с учетом федеральных средств в 2025 году планируется направить 264,9 млрд рублей. Кроме этого, со следующего года по всей стране начнут реализовываться новые 19 национальных проектов.
Кратко остановимся на республиканской инвестиционной программе. В 2025 году на нее будет выделено 29,2 млрд, в 2026 - 17,9 млрд, в 2027 - 14,2 млрд рублей. Приоритетными направлениями определены — строительство объ- ектов для достижение результатов федеральных проектов, в том числе по обеспечению комплексного развития сельских территорий и социального развития центров экономического роста, а также Ленского моста и ряда инфраструктурных проектов.

Районы республики в следующем году получат 106,4 млрд рублей в виде межбюджетных трансфертов — это почти треть всех расходов бюджета. Из них на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов — 27,2 млрд, дотация на сбалансированность — 3,3 млрд. А также предусмотрено 15 субвенций на общую сумму 67,6 млрд, 31 субсидия — 5,5 млрд и 12 иных межбюджетных трансфертов — 2,7 млрд рублей.

Соотношение размера дефицита республиканского бюджета к налоговым и неналоговым доходам составит в 2025 году 1,3%, в 2026 и 2027 году по 1%. Напомним, Бюджетным Кодексом РФ установлен предельный размер дефицита — 15%.

Что касается долговой нагрузки на бюджет. К концу текущего года объем государственного долга республики составит 72,1 млрд рублей или 37,8% от уровня собственных доходов. Это не превышает предельные объемы, которые установлены Бюджетным Кодексом на уровне 50% от собственных доходов. «В трехлетнем периоде все показатели будут находиться в рамках ограничений для регионов с высоким уровнем долговой устойчивости», — подчеркнул и.о. главы Минфина.

IMG_6974.jpg

Жить по средствам

Обсуждение параметров бюджета на предстоящий период прошло во всех парламентских комитетах. Одним из первых его рассмотрел комитет по предпринимательству. В частности, отвечая на вопросы о причинах снижения безвозмездных поступлений и.о. министра финансов Иван Алексеев сообщил, что в ближайшее время в Госдуме будут уточнены объемы межбюджетных трансфертов регионам и соответственно в ноябре, ко второму чтению в Госсобрании РС(Я), эти показатели могут измениться. «Мы надеемся, что объем, который у нас в этом году составляет 63 миллиарда, останется как минимум на этом же уровне, здесь большая работа проводится совместно с нашим депутатом Галиной Данчиковой», — сказал он.

По словам Алексеева, если раньше республика была на втором месте по объему дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности после Дагестана, то в этом году это место заняла ДНР, а мы перешли на третье. Нельзя забывать, что в состав РФ включены четыре новых субъекта, которые тоже претендуют на дотации.

На заседании комитета по местному самоуправлению прозвучали вопросы о субсидировании внутриреспубликанских и межрайонных пассажирских авиаперевозках, дотациям организациям коммунального комплекса, а также о прогнозе по дивидендам АЛРОСА. На последний вопрос ответила представитель Минфина, сообщившая, что «на следующий год у нас дивиденды компании предусмотрены в соответствии с расчетами главного администратора доходов Министерством имущественных и земельных отношений в объеме порядка восьми миллиардов [рублей]. Такой же прогноз предусмотрен программой долгосрочного развития АЛРОСА одобренного Набсоветом компании. Но возможно бюджет будет пересматриваться, обычно это происходит в декабре, поэтому возможно будет уточнение».

Проект бюджета также проходит экспертизу в Счетной палате РС(Я). Как сообщила аудитор Татьяна Осипова после обсуждения на коллегии будет подготовлено заключение, которое представят на пленарном заседании парламента. Кроме того, по поручению руководства Госсобрания Счетная палата направит депутатам экспертно-аналитическую оценку критериев бюджетной обеспеченности по муниципалитетам.

Обобщая обсуждения в парламентских комитетах, можно выделить, что значительная часть вопросов к Минфину касалась уменьшения объемов финансирования по отраслевым госпрограммам. С другой стороны, это определенный сигнал к тому, что называется «жить по средствам». Но надо принять во внимание, что в проекте бюджета еще не учтен довольно значительный объем нераспределенных федеральных средств. О том, сколько их будет станет известно в ноябре, когда бюджет страны будет утвержден. Кроме того, в следующем году начнут реализовываться новые национальные проекты, на которые также будут предусматриваться средства.

Необходимо отметить, что сегодня перед республиканскими властями стоит задача на следующий год сохранить объемы финансирования не ниже текущего уровня. При этом все социальные обязательства будут безусловным приоритетом. По итогам рассмотрения проекта бюджета комитетами рекомендовано принять его на предстоящем пленарном заседании в первом чтении.

Фотографии Василия Кононова

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением