Основным докладчиком выступил председатель Государственного комитета по ценовой политике Николай Бочков. Он подчеркнул, что ежегодно 1 июля утверждаются новые тарифы по таким сферам как электроэнергетика, газоснабжение и теплоснабжение.
Электроэнергетика
Николай Бочков рассказал, что для всех в последние годы ощутим рост цен на электроэнергию на оптовом рынке, при этом цена формируется исходя из спроса и предложения: «Все мы знаем, что на сегодняшний день складывается дефицит энергии и мощности по всему Дальнему Востоку, поэтому ввиду наличия дефицита, спрос на энергию растёт, вслед происходит рост цен».
Николай Бочков сообщил, что Минэнерго и ФАС России предлагается решить проблему с трёх сторон. В первую очередь, это выделение средств субсидий из федерального бюджета в рамках государственной программы Минэнерго РФ «Развитие энергетики», во-вторых, это заключение регуляторного соглашения, которое предполагает до 2030 года опережающие темпы роста тарифов по передаче внутри региона и, в-третьих, запрет ухода крупных потребителей на сети Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы, то есть тех, кто еще не совершил переход.
Далее председатель Госкомцена отметил, что Республика Саха (Якутия) находится не на первом месте по росту тарифов за электроэнергию.
«Якутия далеко не на первом месте по конечным тарифам. Например, в Ленинградской области тарифы на 47% выше, а в Новгородской - на 30% выше, чем у нас в республике. То есть, мы понимаем, что на сегодняшний день в целом по России существует тенденция роста тарифов на электроэнергию», - сказал Николай Бочков.
Газоснабжение
Далее он сообщил, что средний рост стоимости газа в республике составит 10,5% для прочих потребителей, а рост для потребителей жилищно-коммунального хозяйства и энергетики составит 19%: «В декабре и в июле 2022 года был двоекратный рост на газ, но для жилищно-коммунального хозяйства этого роста не было. Однако в скором времени федеральный регулятор выровняет то действие, которое было отложено».
Рост цен на газ для населения составит в соответствии с прогнозом социально-экономического развития в среднем от 9,1 до 12%.
Теплоснабжение
Динамика структуры тарифов на теплоснабжение по прогнозируемому росту тарифа составит 16% на тепловую энергию. Из них затраты вырастут на 15,2% и снизится объём полезного отпуска в соответствии с подписанными схемами теплоснабжения на территориях. Рост тарифов предполагается на 15,6%, при этом затраты вырастут на 11,6%
Причины в большинстве случаев одинаковые: это рост стоимости электроэнергии, рост расходов на амортизацию. К примеру, только по водоотведению амортизация приросла практически на 32 %.
Вопрос-ответ
По итогам заслушанного доклада народные депутаты Республики Саха (Якутия) задали уточняющие вопросы докладчику.
Иван Данилов спросил о возрастании финансовой нагрузки в связи с изменением тарифов на юридические лица и граждан. Учтено ли повышение тарифов в рассматриваемом законопроекте о бюджете.
Николай Бочков пояснил, что прогноз тарифов был направлен в Минек для составления прогноза социально-экономического развития региона, в том числе и для учета этих затрат в бюджете. По поводу нагрузки на предпринимательство от отметил, что нагрузку несут и крупные промышленные организации, такие как «Алроса», «Мечел», и «Колмар».
На вопрос о степени влияния роста тарифов при формировании бюджета ответ дополнил и.о. министра финансов Иван Алексеев. Он сказал, что прогноз социально-экономического развития республики в обязательном порядке находит отражение в расходной части бюджета при учёте расходов среднего роста по тарифам на коммунальные услуги: «Не все темпы роста мы можем учитывать в полном объеме, так как по всем учреждениям часто возникает дополнительная потребность, которую мы уже предусматриваем в ходе исполнения бюджета следующего года. Это касается муниципальных образований. Основная статья расходов - это субсидия ОКК на которую предусмотрено порядка 35 млрд. 458 млн. рублей. Это намного больше, чем мы предусматривали в предыдущие годы, при этом она в полном объеме не покрывает потребность».
Владимир Прокопьев задал вопрос по изменению диапазонов потребления энергосистемы.
Николай Бочков ответил, что дефицит энергосистемы в целом по стране и по энергосистеме Востока и Сибири связаны с ростом потребления со стороны крупного бизнеса и увеличения потребление энергии со стороны населения. «Например, в Иркутской области очень выросло потребления серого майнинга. В том числе дома, которые строятся, учитывая стоимость тарифа на электроэнергию в 1 рубль за кВт·ч, поэтому никто не подключается к централизованным системам, а отапливаются на электрической энергии, при этом никто не занимается энергоэффективным жильем, утеплением».
Напомним, незаконная добыча криптовалюты, известная как «серый майнинг», создает риск для ряда регионов. Президент России Владимир Путин обратил внимание на резкий рост потребления электроэнергии в ряде регионов, связав его с активностью нелегальных майнеров. Путин дал поручения урегулировать майнинг цифровых валют в России. Незаконные майнинговые фермы подключаются к сетям, предназначенным для населения, используя льготные тарифы. Низкие энерготарифы в регионе сделали Иркутскую область центром «домашнего» майнинга в России. Домохозяйства, в отличие от промышленных майнеров, подключены к бытовым сетям и платят по социальным тарифам, которые в несколько раз ниже тарифов для бизнеса.
Вторым вопросом Владимир Прокопьев спросил о себестоимости источников генерации электроэнергии.
Председатель Госкомцена ответил, что регулирование тарифов на генерацию электроэнергии осуществляется в ФАС и отметил, что принят не эффективный подход в целом по стране, так как оплачивать приходится дороже тем, кому энергия достается по более низкой стоимости.
Андрей Николаев выступил с замечанием о том, что существуют неподконтрольные расходы на возмещение в жилищно-коммунальной сфере в части роста ежегодных трат по сравнению с утвержденной заявкой. Он подчеркнул, что необходимо отрабатывать заявки на неподтвержденные расходы.
Александр Сусоев отметил, что в отчете Николая Бочкова не отображены объемы добычи сангарского угля и попросил, в связи с наращиваем объемов угля Сангарским горно-техническим предприятием, учитывать объемы его добычи при отчетах такого характера.
Алиш Забид Оглы Мамедов в своем выступлении подчеркнул, что на сферу жилищно-коммунального хозяйства выделяются существенные бюджетные средства, которые устанавливаются Госкомценом республики, однако, на его взгляд, использование их не эффективно и не рационально.
«Считаю, что в центральных районах республики и в городе Якутске, где есть газификация, абсолютно необоснованные цены на гигакалории, на воду, на водоотведение. По своему опыту могу сказать, на примере поселка Мохсоголлох, что маленькие котельные очень выгодные, хотя многие пытаются мне доказать обратное. Я вижу, что в Якутске есть возможность установления выгодных для населения и для организаций тарифов. Но происходит обратное. К примеру, в пгт. Мохсоголлох тариф очищенной воды составляет 58 рублей за куб., а в рядом расположенном Покровске – 202 рубля. И все это происходит из-за введенных инвестиций. Таких инвестиций в Якутске еще больше и тарифы из-за этого еще больше растут. Почему после того, как нашими гражданами покрыты инвестиции изменений не происходит? Тарифы должны снизится обратно до норм, которые были до введения инвестиций», - сказал народный депутат Якутии
Далее Алиш Мамедов озвучил предложение по проведению реформ ЖКХ республики. Председатель профильного комитета Юрий Николаев поддержал народного депутата и предложил проведение выездного совещания комитета в Хангаласском улусе по вопросу тарифообразования в сфере ЖКХ: «У нас уже возникали вопросы о разности тарифов при одинаковых условиях, поэтому в январе мы проработаем этот вопрос на выездном заседании бюджетного комитета парламента Якутии».
Игорь Григорьев также отметил, что существует острая проблема разности тарифов даже на территории одного муниципального образования. К примеру он привел тарифообразование на территории города Алдан: «В Алдане существует три теплопоставляющие организации и у всех разный тариф. Причем организации не могут выбрать выгодный, так как это зависит от техприсоединения их зданий. Тоже самое происходит и в г. Томмот».
Никита Тимофеев задал вопрос о том, каким образом контролируется выполнение и реализация инвестпрограмм ресурсных компаний, так как в тарифе плательщиков уже заложены инвестиции.
Николай Бочков ответил, что со стороны Госкомцена не происходит такого контроля, так как это полностью зависит от министерства ЖКХ республики. Госкомитетом по ценообразованию проводится работа только в части финансирования и утверждения тарифов.
В завершении рассмотрения вопроса председатель профильного комитета Юрий Николаев задал вопрос о том, рассматривалась ли на уровне Госкомцена аналитика о возможности передачи полномочий по ЖКХ в муниципальные районы, при этом ГУП «ЖКХ», например, оставить эксплуатирующей организацией только на уровне арктических районов республики.
Николай Бочков отметил, что учреждением такая аналитика не проводилась, хотя уже имелся опыт передачи таких полномочий на уровне поселений. Он сообщил, что существенной экономии не было, более того, на его взгляд, возможно произойдет существенное удорожание тарифов ЖКХ для отдаленных поселений республики при передачи полномочий в муниципальные районы: «Проведение данного исследования необходимо, в первую очередь, начать с хорошего финансового и экономического расчета».
Иван Данилов обратился с предложением привлечь альтернативное мнение к рассмотрению вопроса о тарифообразовании в республике, а именно пригласить специалистов, которые рассматривают другие варианты по тарифной политике республики.
Решением членов профильного комитета информация, предоставленная председателем Государственного комитета по ценовой политике Николаем Бочковым, принята к сведению.
Источник iltumen.ru
- 2
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0