В заседании приняли участие представители Минприроды России, Росгидромета, Минвостокразвития России, научного сообщества, а также органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается реализация мер по созданию системы мониторинга многолетней (вечной) мерзлоты.
Необходимо принять отдельный закон о мониторинге многолетней (вечной) мерзлоты, который урегулирует отношения в этой сфере и определит уполномоченный орган, сказал первый зампред Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Вячеслав Логинов на заседании Комитета. Там обсудили концептуальные подходы к федеральному законодательному регулированию геотехнического мониторинга и охраны многолетней (вечной) мерзлоты.
«Эта тема находится в зоне пристального внимания комитета, поскольку 65 процентов дальневосточных территорий находится в зоне многолетней мерзлоты, а в арктической зоне еще больше», — сказал Логинов. Деградация мерзлоты, по его словам, оказывает серьезное влияние на безопасность и комфорт проживания граждан и на функционирование экономики.
«Это касается и объектов инженерной инфраструктуры, и жилищно-коммунального хозяйства, и дорожного хозяйства», — отметил политик. В 2023 году был принят закон о создании системы фонового мониторинга состояния многолетней мерзлоты, напомнил депутат.
«Но мы убедились, что одного фонового мониторинга недостаточно, надо вводить дополнительные меры регулирования деградации вечной многолетней мерзлоты. Здесь нам очень сильно помогли Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Саха (Якутия), так как на базе этих субъектов уже есть урегулирование этих аспектов в рамках регионального законодательства. Предстоит системная большая работа, - указал депутат.
Он напомнил, что в прошлом году были проведены парламентские слушания по правовому урегулированию вопросов многолетней мерзлоты. В итоге был принят федеральный закон от 10 июля 2023 года №297-ФЗ, который ввёл правовые основы фонового мониторинга. Были заложены денежные средства. По его словам, правительством до сих пор не были разработаны изменения в Градостроительный кодекс в части геотехнического мониторинга.
«Мы считаем, что вести мониторинг по всей территории арктической зоны, конечно же, надо, но при этом нужно пересмотреть подходы к ведению этого мониторинга. Мы уже приняли решение, и идем в этом русле, что мы настаиваем на отдельном федеральном законе, который все отношения в этой сфере упорядочит в субъектах и определит координирующий орган — пока его нет», — сказал Логинов.
По его словам, стоит общая задача — заложить правовую основу этих механизмов, чтобы потом двигаться в направлении совершенствования правоприменительной практики федерального закона. Комитет, по его словам, готов приступить к активной работе.
Далее Вячеслав Логинов предоставил слово регионам.
Заместитель председателя постоянного комитета парламента Якутии по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Игорь Григорьев в своем выступлении отметил, что когда обсуждался законопроект о государственном фоновом мониторинге состояния многолетней (вечной) мерзлоты парламент Якутии озвучивал предложение о ведении геотехнического мониторинга. Но соответствующие поправки, согласно которым предлагалось включить в понятие «государственный мониторинг состояния вечной мерзлоты» наравне с фоновым и геотехнический мониторинг, не были поддержаны.
«Предложение было обусловлено тем, что для получения полной информации о состоянии вечной мерзлоты проведение государственного фонового мониторинга недостаточно, обязательно необходимо учитывать ее состояние при эксплуатации различных объектов, то есть проводить геотехнический мониторинг. Только при наличии полной информации можно прогнозировать состояние компонентов окружающей среды при различных ситуациях. Поэтому Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) считает, что наравне с фоновым мониторингом необходим и геотехнический мониторинг инженерных объектов и застраиваемых территорий для эксплуатационной надежности и промышленной безопасности инженерных объектов, сохранности окружающей среды и минимизации экологического ущерба от осуществления хозяйственной деятельности. Это в первую очередь необходимо для контроля над безопасностью линейных объектов, гидротехнических сооружений и других опасных промышленных объектов».
Народный депутат подчеркнул, что парламент Якутии считает необходимым совершенствовать правовое регулирование мониторинга за состоянием многолетней мерзлоты, предусмотрев в федеральном законодательстве норму о проведении геотехнического мониторинга. Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я) предлагает внести изменения в действующее законодательство, либо принять отдельный базовый закон в области охраны и рационального использования вечной мерзлоты.
Напомним, летом прошлого года постановлением правительства страны запущен государственный фоновый мониторинг состояния многолетней мерзлоты. До сих пор ни в науке, ни в практике, ни в законодательстве не выработан единый подход к определению содержания комплексного мониторинга состояния такой мерзлоты и существуют расхождения в понимании того, что из себя представляют фоновый мониторинг и геотехнический мониторинг.
Ответом на эти и другие вопросы регионов было посвящено выступление директора ФАНУ «Востокгосплан» Михаила Кузнецова. Он рассказал, что было сделано за год.
«Мы изучили всю существующую практику во многих местах очаговых территорий – это Салехард, Якутия и другие места. Две трети площади России занимает зона вечной мерзлоты. У нас находится 30 проц. территории мировой криолитозоны», – подчеркнул Михаил Кузнецов, - Потеря несущих способностей грунтов – это огромный риск, над которым мы должны предметно работать».
По его словам, за последние 50 лет температура воздуха в Арктике выросла почти на 2°C. Это самый высокий темп изменения климата на планете. Складывается опасная ситуация для значительной части зданий и сооружений. В Арктической зоне РФ расположено множество капитальных строений. Рассчитанные на стабильные условия вечной мерзлоты, они могут подвергнуться риску разрушения из-за постепенного таяния льда в почве и связанных с этим просадок и деформаций.
«На 70 проц. территории АЗРФ несущая способность грунтов к 2050 году снизится на 15 проц. и более, – отметил директор Востокгосплана. – Экономические последствия таяния вечной мерзлоты могут оказаться весьма серьезными: ученые предполагают, что потенциальный ущерб от деформации зданий и сооружений до 2050 года может составить до 10 трлн. рублей. Под угрозой находятся и объекты инфраструктуры, включая трубопроводы, дороги и сооружения ТЭК. Кроме того, новые объекты, возводимые в том числе в рамках национальных проектов, требуют дополнительных мер по сохранности мерзлотных грунтов».
Между тем эксперты считают, что системное решение проблем, связанных с растеплением криолитозоны, должно включать также: нормативное регулирование на федеральном уровне и приведение регионального законодательства к единым стандартам; установление комплексного мониторинга мерзлоты для планирования и оперативного реагирования.
В первую очередь, речь идет о разработке законопроекта «О многолетней (вечной) мерзлоте». «Он должен сформировать правовые основы для безопасного и эффективного осуществления хозяйственной и иной деятельности в зоне многолетней мерзлоты», – сказал руководитель Востокгосплана.
Как сообщил Михаил Кузнецов, для обеспечения активного развития Арктики необходимы фоновый мониторинг состояния многолетней мерзлоты (как контроля воздействующих на нее ненарушенных природных компонентов), геотехнический мониторинг зданий и сооружений (как контроля комплекса природных и техногенных факторов, влияющих на надежность инженерной инфраструктуры), установление особых правил ведения хозяйственной деятельности, введение мер по охране и стабилизации мерзлоты, включая научные исследования и инновационные разработки. И в процессы взаимодействия в общей системе мониторинга вечной мерзлоты должны быть включены самые разные министерства и ведомства и у каждого - своя задача.
По итогам дискуссии участники заседания поддержали необходимость установления комплексного мониторинга мерзлоты для планирования и оперативного реагирования и принятия специального федерального закона в области многолетней (вечной) мерзлоты.
Источник iltumen.ru
- 2
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0