По информации председателя комитета Александра Атласова, в окончательном чтении принято 10 законов, в том числе вызвавший большой общественный резонанс Закон РС (Я) от 26 июня 2024 года 2758-З № 191-VII «Об установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определения перечня мероприятий при осуществлении такой деятельности на территории Республики Саха (Якутия)» (законодательная инициатива народных депутатов Республики Саха (Якутия) А.П. Атласова, Ю.М. Николаева, В.М. Прокопьева, А.М. Находкина, А.А. Кошукова) и Закон РС (Я) от 16.12.2024 2802-З N 279-VII «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований РС (Я) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (законодательная инициатива Правительства РС (Я)).
Подготовка и внесение законопроекта обусловлена тем, что в республике вопрос безнадзорных животных стоит очень остро, случаи нападения безнадзорных собак на людей и на сельхозживотных происходит систематически. Ежегодно Роспотребнадзор фиксирует 227 000 россиян, пострадавших от укусов собак. Большинство подобных происшествий приходится на дальневосточные и северные территории. Брошенные собаки сбиваются в стаи, плодятся с большой скоростью, дичают, вырезая на своем пути стада копытных, совершая набеги на поселки, города. Только за 2023 год в нашей республике собаками протравлено 77 сельскохозяйственных животных. Данная ситуация привела к социальному напряжению среди населения, участились случаи обращения граждан о нападении собак. На фоне резонансных случаев нападений собак по настоянию регионов в федеральный закон были внесены поправки и субъектам РФ было предоставлено право самостоятельно определять перечень и порядок организации мероприятий при обращении с бродячими животными с учетом географической, климатической, социально-экономической и иной специфики региона.
Кроме того, органы местного самоуправления, которым переданы полномочия по работе с безнадзорными с животными, испытывают большие трудности при исполнении этих полномочий, в том числе при содержании приютов, пунктов временного содержания и правомерно ставят вопросы дополнительного финансирования. Как известно, у большей части субъектов РФ финансовые средства на строительство приютов ограничены, либо затраты на них в масштабах местных бюджетов очень не значительны, при том что необходимо оказывать больше внимания развитию социальной инфраструктуры. Этот вопрос особенно остро стоит в Якутии, где в течении 9 месяцев суровой зимы содержать приюты очень накладно.
Принятие данного Закона поспособствует предотвращению угрозы для жизни и здоровья граждан, поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сохранности имущества физических и юридических лиц, предотвращению нападений на сельскохозяйственных животных. Наша республика является 9-м субъектом РФ, принявшим закон об установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определения перечня мероприятий при осуществлении такой деятельности.
В рамках десятого пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) 27 ноября 2024 года парламентарии в окончательном чтении приняли проект закона РС (Я) 2787-З № 247-VII «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства»(законодательная инициатива Правительства РС (Я). Согласно принятому Закону органам местного самоуправления районов и городских округов впервые будет предоставлена возможность выбора приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства самостоятельно, что позволит им распределять предоставленный объем субвенций по своим приоритетным направлениям.
Предварительно парламентом и правительством были проведены публичные обсуждения новых механизмов поддержки сельхозпроизводства с участием глав муниципалитетов, руководителей управлений сельского хозяйства, сельхозтоваропроизводителей. Исходя из вышеизложенного, с учетом большой потребности в создании, обновлении объектов сельхозпроизводства полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов расширяются и в части строительства (модернизации) сельскохозяйственных объектов малой мощности. Это строительство коровников до 50 голов, или строительство конебаз, или сайылыков, или овощных баз и так далее, которые им особенно нужны на местах.
Как отметил спикер парламента Якутии Алексей Еремеев «Мы в 2025 году с учетом мнения населения дали большие полномочия муниципалитетам, чтобы они на местах осознанно, с учетом специфики своего района и приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства самостоятельно начали определять свою политику по развитию сельского хозяйства».
Для стабилизации и устойчивого развития отрасли, достижения целевых показателей стратегического Указа Главы РС (Я), необходимо усилить позицию организованных форм хозяйствования путем масштабного строительства, модернизации производственных объектов сельского хозяйства, в том числе объектов малой мощности. До 2030 года Минсельхозом республики планируется строительство более 50 животноводческих комплексов по 120 голов, пяти роботизированных животноводческих комплексов по 1000 голов, строительство 22 картофелехранилищ (овощехранилищ) по 500 тонн. Законом также учтено утверждение нормативов формирования субвенций на поддержку скотоводства в личных подсобных хозяйствах граждан, свиноводства, зерноводства, обеспечения заготовки сырого молока.
В 2025 году на финансирование программ развития сельского хозяйства в бюджете Якутии предусмотрено 16,3 миллиардов рублей, что на 622, 5 миллиона рублей больше по сравнению с 2024-м годом.
Ожидаемый эффект от реализации нового механизма направлен прежде всего для достижения стратегических показателей по развитию сельского хозяйства, стабилизации поголовья скота, выполнения плана заготовки молока. Соответственно, большая ответственность возлагается на глав муниципалитетов и управлений сельского хозяйства.
За отчетный период постоянным комитетом подготовлено и проведено: заседаний комитета – 15; парламентских слушаний – 2; правительственных часов – 3; круглых столов – 1.
По итогам 2024 года в республике насчитывается 182 тысяч голов лошадей. Якутия остается лидером по поголовью лошадей среди регионов России. Поддержка коневодческих хозяйств является одним из приоритетных направлений государственной политики республики. Председатель комитета по селу и аграрной политике Александр Атласов 5 апреля принял участие в работе выездной коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) в Верхоянском районе.
Участники коллегии отметили, что государственная поддержка разведения крупного рогатого скота и табунного коневодства слабо дифференцирована для условий Арктики. В данных направлениях отдельных программ и мер господдержки для арктических районов не предусмотрено. В рамках Коллегии также по поручению Главы республики Айсена Николаева обсуждены вопросы по выработке новых мер, направленных на развитие местной кормовой базы, на поддержку и модернизацию разведения крупного рогатого скота, табунного коневодства в арктических районах.
Большой интерес вызвала выставка-продажа якутской породы племенных жеребцов, где племенные хозяйства Верхоянского улуса «Баачаан» и «Арылах» выставили 21 знаменитого верхоянского жеребца. Сегодня племенной работой в республике занимаются 26 хозяйств. Несмотря на нешуточные расстояния до Верхоянья, на скачках команды продемонстрировали зрелищные состязания. Цель мероприятия - пропагандировать выносливость якутской породы лошадей, способных преодолевать большие расстояния в любое время года и скакать при любой погоде по самой разной местности. Такие масштабные мероприятия с каждым годом расширяют свою географию и поднимают престиж нелегкой профессии коневода.
Вопросы развития молочного коневодства, проблемы и перспективы развития производства кумыса и особенности национальных традиций в его производстве обсудили участники круглого стола 27 июня в с. Октемцы Хангаласского улуса, проходившем в усадьбе известного фермера, кумысодела Марка Лиханова. На сегодняшний день фермерство является одной из динамично развивающихся отраслей сельского хозяйства, вносящей существенный вклад в развитие экономики и социальной сферы села. Участники круглого стола предложили разработать механизмы стимулирования увеличения объемов переработки кобыльего молока для якутского кумыса, в том числе с использованием микробной закваски, разработанный якутскими учеными, и включить их в госпрограмму развития сельского хозяйства. Якутский кумыс по праву достоин стать региональным брендом, поэтому кумысопроизводство требует государственного подхода и системной поддержки табунного коневодства.
Сегодня одна из важнейших задач – создание условий для сохранения людей на сельских территориях. Для этого необходимо системное развитие социальной инфраструктуры и жилищного строительства, подготовка кадров, создание рабочих мест и достойной оплаты труда, а также другие не менее важные вопросы для развития села. Председатель постоянного комитета Александр Атласов 22 мая 2024 года в режиме видеоконференции принял участие в парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на тему: «Законодательное обеспечение реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». При всей важности госпрограмма развития сельских территорий в последние годы хронически недофинансируется.
Министерство сельского хозяйства РФ с 2025 года корректирует подход к реализации госпрограммы развитие сельских территорий, создаётся опорная сеть сельских населённых пунктов и прилегающих территорий, совместно с регионами разрабатывается шестилетний план развития.
Народный депутат РС (Я) Александр Атласов предложил внести изменения в методике применения коэффициента эффективности при реализации проекта «Современный облик сельских территорий» не всему региону, а непосредственно к прилегающей территории или опорному населенному пункту, в котором имеется незавершённый в срок проект. Специфика и условия строительства, транспортная инфраструктура в каждом регионе разная, что напрямую сказывается на сроки строительства. Кроме того, парламент Якутии предложил по строительству жилья, предоставляемого гражданам по договору найма жилого помещения, в целях участия в мероприятии дальних поселений со сложной транспортной системой, срок строительства установить на 2 года.
По данному мероприятию парламент Якутии также предложил применить повышающий коэффициент до уровня Чукотского автономного округа, который граничит с Арктическими районами нашей республики, для 13 Арктических и труднодоступных районов республики, т.к. в связи с отсутствием круглогодичной транспортной связи, стоимость квадратного метра жилья фактически превышает уровень средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья.
Также парламентарии Якутии внесли предложение увеличить объем предусматриваемых средств федерального бюджета на «Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях», в связи с большой востребованностью проекта на территории республики. Работа в этом направлении продолжается.
Источник iltumen.ru
-
2
-
0
-
0
-
0
-
0
-
0