Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -29 oC

На заседании комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике Госсобрания Якутии, прошедшем 24 сентября, прозвучали тревожные сведения о непростой ситуации в авиатранспортном комплексе региона. Основной удар пришелся на санитарную авиацию и социально значимые перевозки, которые могут быть полностью приостановлены уже в ближайшие недели.

На заседании комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике Госсобрания Якутии, прошедшем 24 сентября, прозвучали тревожные сведения о непростой ситуации в авиатранспортном комплексе региона. Основной удар пришелся на санитарную авиацию и социально значимые перевозки, которые могут быть полностью приостановлены уже в ближайшие недели.

Острый вопрос — санитарная авиация

По информации замминистра здравоохранения РС(Я) Надежды Федоровой, общая задолженность составляет 784,6 миллиона рублей, в том числе перед «Полярными авиалиниями» 701,5 млн, «АЛРОСА» 62,5 млн, «Дельта-К» 20,5 млн рублей. «Кредиторская задолженность очень существенная и дополнительная потребность из республиканского бюджета у нас составляет 1,5 миллиардов рублей», — сообщила Федорова.

«Что касается санавиации, мы освоили финансирование, предусмотренное республикой в сумме 86 миллионов рублей уже в феврале, по федеральной субсидии — в июле. То есть с февраля мы летаем, получается, без договора, без контрактов, в долг. По заявкам Республиканского центра медицины катастроф на текущую дату нами выполнено работ на 1,6 миллиарда рублей, что в 1,8 раза или на 721 миллионов рублей превышает стоимость заключенных контрактов», — сказал гендиректор «Полярных авиалиний» Семен Винокуров.

Поэтому принято решение с 1 сентября приостановить рейсы на Ан-24 и Ан-26 из северных и арктических районов до Якутска, поскольку авиакомпания испытывает финансовые трудности по закупке топлива, оплате аэропортовых расходов. Кроме того, с 15 октября будут прекращены полеты на вертолетах Ми-8, поскольку летать в долг на миллиард с лишним рублей авиакомпания уже не сможет.

На социальные авиарейсы деньги закончились

В 2025 году по региональной программе субсидирования авиаперевозок авиакомпании «Полярные авиалинии» на выполнение 110 рейсов в 21 районе республики предусмотрено всего 84,8 миллионов рублей, что в пять раз меньше уровня 2024 года, сообщил руководитель авиаперевозчика Семен Винокуров. Эти средства были освоены уже в июне.

На сегодняшний день выполнено 484 рейса на 319 миллионов рублей. И задолженность, соответственно, составляет порядка 210 миллионов рублей. К этому следует добавить задолженность бюджета еще за 2024 год: по субсидированным перевозкам — 131 млн, по социально значимым внутриулусным маршрутам — 96,8 млн, по межулусным — 34,6 млн рублей. Таким образом, общая задолженность бюджета по субсидированным рейсам перед авиакомпанией «Полярные авиалинии» составляет 535 млн рублей.

«В связи с этим с 1 сентября мы временно приостановили продажу субсидированных авиабилетов до принятия правительством республики решения по внутриулусным социально значимым маршрутам. По межулусным перевозкам продажа субсидированных билетов прекращена с марта месяца», — проинформировал Винокуров.

Лаптев.jpeg

Добавим, что на прошлой неделе письмо «полярников» о прекращении полетов по социально-значимым маршрутам адресованное главам улусов, вызвало большой резонанс в соцсетях. На последовавшем затем совещании в Минтрансе республики с авиаперевозчиками достигнута договоренность выполнять в дальнейшем рейсы по экономически обоснованным тарифам, которые в три раза выше, чем субсидированные тарифы. «Конечно, это очень большая нагрузка для населения, но с учетом того, что в бюджете денег нет, другого решения, наверное, невозможно принять», — констатировал Винокуров.

К примеру, в Среднеколымском районе внутриулусные рейсы будут стоить от 9290 рублей (Среднеколымск-Хатыннаах), до 25 тысяч рублей (Среднеколымск-Эбях). Рейс Сватай-Эбях будет стоить 7325 рублей, Среднеколымск-Сватай — 12309 рублей. Для выполнения этих полетов местным администрациям следует направить заявки с указанием количества пассажиров по направлениям. Также авиакомпания требует обеспечить 65% занятости кресел в самолетах.

Не внушают оптимизма и планы на 2026 год. «В следующем году в программе развития транспортного комплекса по субсидированным рейсам стоят нули, поэтому просим народных депутатов обратить внимание и предусмотреть соответствующее финансирование, особенно в арктических районах», — подытожил Семен Винокуров.

Сложившуюся ситуацию в авиакомплексе республики предстоит решать межведомственной рабочей группе, куда войдут члены правительства, народные депутаты.

Добавим, что проблемы затронули не только «полярников». Представитель авиакомпании «Якутия» сообщил о долгах в размере 7 миллиардов рублей, в том числе кредиты, займы и по лизингам, порядка 6 миллиардов рублей.

В ходе рассмотрения вопроса депутаты высказали ряд претензий, в том числе по поводу того, что на заседании комитета отсутствовали руководители самих министерств. Вместо них присутствовали их заместители. Более того, замминистра здравоохранения участвовала в режиме видеоконференции.

«Меня поразило отношение министерств. «Полярные авиалинии» даже законопроект приготовили с конкретными предложениями, а от Минздрава – отписка без единого предложения. Министры сидят в кабинетах, а люди в отдаленных районах могут остаться без медицинской помощи», – отметил депутат Владимир Федоров.

Законодательные инициативы и контроль

Помимо транспортных проблем, на заседании рассматривались вопросы приведения регионального законодательства о драгоценных металлах и камнях в соответствие с федеральным законом. Правительство инициирует изменения, позволяющие пополнять госфонд республики за счет приобретения ювелирных изделий у народных мастеров представляющих художественную ценность.

Однако депутаты настояли на детальной проработке механизмов закупок во избежание коррупционных рисков. «Более 50 миллионов мы уже ограничили для подобных операций. Здесь нужна комиссионная оценка и четкий порядок», – подчеркнул депутат Иван Данилов.

Также было принято решение о создании рабочей группы по совершенствованию дорожного законодательства. Напомним, в этом году остро встал вопрос о весовом контроле, поскольку боль- шегрузные автомобили нарушают правила проезда и разрушают дорожное покрытие. По информации Минтранса у них даже есть план по штрафам — в этом году необходимо собрать 300 млн рублей.

«Вот мы хозяйственники, мы же это возим себе, мы же отсыпкой [территорий] занимаемся, мы строим дороги, дома, производственные мощности. И к нам приходят мужики-водители, которым назначили 600 тысяч штрафов», — говорит депутат Владимир Федоров.

С одной стороны - в дорогостоящие строительство и ремонт дорог в условиях Крайнего Севера вкладываются огромные средства, с другой — необходимо обеспечить завоз грузов. В частности, был поднят вопрос о создании специальных накопителей инертных материалов — песка, гравия, щебня, которые необходимы в больших объемах при строительстве объектов. Завозить эти материалы предлагается в зимний период, чтобы в весенне-летний период не ломать дороги.

Требования к исполнительной власти

По итогам заседания депутаты приняли достаточно жесткую позицию по отношению к качеству работы правительства. «Мы долж- ны заставить министерства работать. Больше не будем принимать отписки вместо отчетов», – заявил член комитета, депутат Владимир Федоров. Он предложил ввести практику обязательных детализированных отчетов с финансовыми показателями, привлечении независимых аудиторов для проверки эффективности расходования бюджетных средств.

Судя по настрою депутатов осенняя парламентская сессия будет активной. Предстоит решать непростые задачи, связанные с бюджетом текущего года и на предстоящий период, планами социально-экономического развития, реформированием системы местного самоуправления, совершенствованием законодательства.

Фото: Василий Кононов, Иван Лаптев.

 

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением