Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -2 oC

Заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Антонина Григорьева 10 ноября 2020 года приняла участие на круглом столе «Человеческий потенциал Арктического региона: культура, наука, образование». Круглый стол в дистанционном формате был организован ФГБУ «Российская академия образования».

Заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Антонина Григорьева 10 ноября 2020 года приняла участие на круглом столе «Человеческий потенциал Арктического региона: культура, наука, образование». Круглый стол в дистанционном формате был организован ФГБУ «Российская академия образования».

Мероприятие посвящено нематериальному культурному наследию народов, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, вопросам подготовки кадров для реализации арктических проектов. В работе круглого стола приняли участие 17 субъектов РФ, представители законодательной и исполнительной власти, вузов, занимающихся подготовкой кадров для Арктического региона, ученые, ведущие специалисты в области образования.

григорьева

Вице-спикер Ил Тумэна Антонина Григорьева поблагодарила Российскую академию образования за предоставленную возможность выступить на круглом столе. Как отметила представитель парламента Якутии, необходимо обратить особое внимание на сохранение нематериального культурного наследия Арктики.

«Сегодня Арктика пишет новую страницу в своей истории. 26 октября 2020 года принята «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», - начала свое выступление парламентарий.

Антонина Афанасьевна остановилась на трех вопросах. “Первое, к нематериальному культурному наследию народов Арктики относятся устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. Нужна законодательная поддержка сохранения нематериального культурного наследия народов Арктики.

 В 2009 году был принят закон о защите и сохранении эпического наследия коренных народов РС(Я). В 2019 году подобный закон о сохранении эпического наследия народов всей России был внесен в Госдуму”, – отметила Антонина Афанасьевна и выразила уверенность, что законопроект будет поддержан на федеральном уровне.

Во-вторых, Антонина Григорьева обратила внимание на подготовку кадров как острейшую проблему сохранения и развития традиционных отраслей хозяйства на Севере. Как известно, количество занятых в традиционном хозяйствовании в 2016 году сократилось на 42%. В связи  с этим воспитание будущих хозяев земли необходимо начинать с малых лет, со школьной скамьи. Как сообщила вице-спикер Ил Тумэна, в 13 арктических районах Якутии работают 18 агрошкол, в которых дети учатся рыболовству, охоте, занимаются разведением оленей, лошадей, крупного рогатого скота, голубых песцов. Парламентарий подчеркнула, что сегодня в законе о сельском хозяйстве в РФ  имеется норма о поддержке агровузов, но поддержка агрошкол не включена.  Антонина Афанасьевна сообщила, что государственная поддержка агрошкол необходима для приобретения ими сельхозтехники, современного оборудования и др.

По словам парламентария, необходима также разработка “северных моделей” психолого-педагогического и профессионального сопровождения обучающихся в образовательных организациях.

Антонина Григорьева также обратилась к представителям Министерства науки и высшего образования РФ возобновить социальные выплаты для студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера. Данные выплаты согласно ежегодному приказу министерства выплачивались в целях обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем обучающихся из числа коренных малочисленных народов Крайнего Севера с 2006 по 2016 гг. (в среднем ежемесячно 13 тысяч рублей).

“В-третьих, Арктика должна стать локомотивом инновационного развития. В иннновационной деятельности нужна научная подпитка,” – подчеркнула она. Инновационная деятельность должна быть направлена на достижение высокого уровня жизни человека в Арктике, для ведения традиционных отраслей хозяйства на Севере, эффективное управление территорией Арктики, развитие конкурентноспособных базовых отраслей в экономике, несырьевой экспортноориентированной экономики, сохранение уникальной природы (вечной мерзлоты и др.) для будущих поколений Арктики.

Таким образом, нематериальное культурное наследие народов Арктики, подготовка кадров для ведения традиционных отраслей хозяйства на Севере должны стать приоритетами политики на федеральном и региональном уровнях, быть источником духовной и материальной жизни народов, развития их экономического потенциала, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

Лилия Гумерова – детей Арктики на южные курорты

В заседании «круглого стола» – «Человеческий потенциал Арктического региона: культура, наука, образование» выступила председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.  

Гумерова

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна поприветствовала участников круглого стола от имени Совета Федерации и профильного комитета. Сенатор подчеркнула, что тема круглого стола, в котором человеческий потенциал рассматривается как фундамент Стратегии развития Арктики, недавно утвержденной Президентом России Владимиром  Путиным, очень своевременна. Она напомнила слова знаменитого ученого Михаила Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».

– «Эти слова вполне могут стать лейтмотивом сегодняшнего круглого стола. Палата регионов уделяет особое внимание развитию арктических территорий страны. Мы анализируем действующее законодательство в части обеспечения национальных интересов в этих регионах, а также вопросы коренных малочисленных народов Севера с учетом особенностей их традиционного природопользования, сохранения уклада, создания современной эффективной инфрастуктуры, детского здравоохранения, образования и отдыха», - рассказала сенатор.

Как отметила сенатор, по рекомендации Совета по Арктике и Антарктике, по поручению Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко были разработаны основы программы «Дети Арктики». «Благодаря программе дети северных территорий смогут отдыхать на российских курортах, смогут оздоровиться, получать новые возможности изучения родных языков, сохранять традиции, появляются новые возможности для доступа к образовательным ресурсам», - отметила она.

Напоминаем, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) является инициатором программы «Дети Арктики». Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева 28 февраля 2020 года на заседании Совета Арктики и Антарктике при Совете Федерации РФ на тему «Особенности развития системы образования и арктических регионах Российской Федерации» представила доклад о концепции государственной программы «Дети Арктики».

По словам Лилии Гумеровой, поддержано предложение правительства Архангельской области о тиражировании школьного курса «Арктикаведение». Программа «Дети Арктики» станет фундаментом для запуска этого патриотического курса во всех школах Арктической зоны России.

– «Считаю, что в рамках Десятилетия детства необходимо предусмотреть реализацию мероприятий по государственной социальной поддержке семей с детьми, проживающих на арктических территориях», — добавила законодатель.

По словам сенатора, в Арктике нужны специальные подходы в образовании. В настоящее время есть два направления. Это школы-интернаты со своими плюсами и минусами. Ведется также образование в кочевых школах. Эти оба направления важны.

Сенатор также подчеркнула важность нацпроектов “Цифровая среда” и “Образование” и отметила необходимость их координации.

Также она предлагает распространить программу «Земский учитель» на всю территорию Арктики, что  позволит закрепить педагогов на местах. В части развития высшего образования необходимо, как считает сенатор, ориентироваться на специфические условия Арктики с акцентом на запросы работодателей. В этом направлении эффективным механизмом является целевое обучение.

Председатель профильного комитета, считает, что необходима дальнейшая проработка вопросов поддержки педагогов, которые работают в кочевых школах, а также развивать образовательные программы и учебно-методические программы для обучения языков коренных малочисленных народов Севера.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением