Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 4 oC

 Не секрет, что в арктической зоне Якутии имеются острые проблемы, касаемо обеспечения продовольствием, сложной логистики, завышенных цен в магазинах, отсутствия в районах подходящих условий для хранения грузов. И хотя вопрос контролируется не одним, а сразу несколькими министерствами – «воз и ныне там». Так что же делать? На этот вопрос попытались ответить участники очередного совещания постоянного комитета Ил Тумэн по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики во главе с депутатом Еленой Голомаревой.

 Не секрет, что в арктической зоне Якутии имеются острые проблемы, касаемо обеспечения продовольствием, сложной логистики, завышенных цен в магазинах, отсутствия в районах подходящих условий для хранения грузов. И хотя вопрос контролируется не одним, а сразу несколькими министерствами – «воз и ныне там». Так что же делать? На этот вопрос попытались ответить участники очередного совещания постоянного комитета Ил Тумэн по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики во главе с депутатом Еленой Голомаревой.

1M5A8431 1

В мероприятии приняли участие три профильных комитета парламента.

Забегая вперед, отметим, что после заседания мы связались с председателем комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики.

Депутат Елена Голомарева: «Продовольственное обеспечение арктических районов – один из основных вопросов, которым занимается наш комитет. За 2020 год и прошедшие три месяца нынешнего года мы проводим уже третье заседание с привлечением различных комитетов парламента, общественности. Сегодня очень серьезно на уровне регионального правительства изучается логистика завозов в Артику и ассортимент продуктов питания. Правительством приняты меры по финансированию строительства логистических центров в трех арктических улусах, благодаря им должен расшириться ассортимент продуктов питания и решиться проблемы с завозом в те сроки, которые намечены маршрутной картой. Надеемся, со следующего года эти вопросы будут отрегулированы. Также большое внимание уделяется хлебопечению, есть районы, где стоимость хлеба варьируется, в зависимости от отдаленности наслегов, условий работы. Мы должны рассмотреть вопрос поддержки хлебопекарей. В советское время хлебопечению отводилась приоритетная роль. У хлебопекарей должны быть свои правила работы, критерии ответственности. К сожалению, в некоторых селах сейчас не пекут хлеб из-за того, что нет подготовленных кадров, имеются сложности с финансированием работы пекарен. Кроме того, мы поднимаем вопросы правильного питания. Не секрет, что кисломолочные продукты завозятся у нас из других субъектов РФ, и несмотря на истекшие сроки годности, реализуются в Арктике. Необходимо выделить финансирование отдельным фермерским хозяйствам в улусах, чтобы они взяли на себя обеспечение населения кисломолочными продуктами питания. 30 тыс. рублей на поголовье скота, на наш взгляд, недостаточно. Мы видим уменьшение поголовья КРС за последние годы. Если будет отдельная программа для поддержки фермеров Арктики (в том числе хлебопекарей Арктики), возможно, сможем решить проблему. Рыбой, мясом в районах должны обеспечивать родовые общины, муниципальные предприятия. Только в этом случае, мы можем говорить о целенаправленности тех действий, которые принимаются со стороны государственной исполнительной власти».

Напомним, что в декабре 2020 года правительством республики принято решение о строительстве в арктических районах современных торгово-логистических центров. Отмечалось, что нововведение должно оптимизировать схемы (логистики) поставок социально-значимых продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции для нужд бюджетных учреждений и населения отдалённых труднодоступных населённых пунктов. 

На первом этапе было запланировано строительство современных торгово-логистических центров в п. Белая Гора Абыйского района, в г. Среднеколымске Среднеколымского района, в п. Усть-Куйга Усть-Янского района и в п. Тикси Булунского района.

Причина понятна: склады АО «Якутоптторг» в 18 существующих филиалах 1960-х годов постройки, износ на сегодня составил более 50%, по отдельным объектам - более 80%. В данных филиалах отсутствуют склады для хранения овощей и скоропортящихся продуктов питания.

«В рамках реализации проекта планируется изменение логистической схемы завоза путём максимального перехода завоза с автомобильного на водный транспорт. Данное изменение приведёт к экономии субсидии, выделяемой в качестве возмещения транспортных затрат на завоз СЗПТ в размере 30 млн рублей», – отметил в прошлом году зампред Михаил Никифоров.

По данным «Якутопторга», строительство 12 торгово-логистических центров в опорных населенных пунктах Арктической зоны Республики Саха (Якутия) вошло в Стратегию социально-экономического развития Арктической зоны региона на период до 2035 года. На эти цели требуется примерно 780 млн рублей.

В ходе заседания народный депутат Виктор Губарев сказал, если эти центры не будут построены, то «так и будут пароходы разгружаться и там же реализовываться».

Из основного доклада

С марта 2019 года по указу главы республики минсельхоз наделен полномочиями по организации обеспечения продовольственными товарами для нужд республики.

Как было отмечено в информации минсельхоза, всего в 33 районах Якутии 268 труднодоступных населенных пунктов. На Арктике доставка СЗПТ финансируется в 13 районах, и осуществляться, водным, наземным и авиасообщением.

По данным ведомства, ОАО «Туймада-Агроснаб» доставляет в районы картофель и другие овощи. На эти цели выделяются субсидии, ежегодно - в размере 135,2 млн. рублей. АО «Якутоптторг» завозит весь ассортимент социально значимых продовольственных товаров. Предприятию из госбюджета республики предоставляются субсидии в размере 257,4 млн. рублей.

«За 2018-2020 годы объемы завоза СЗПТ силами АО «Якутоптторг» всеми видами транспорта возросли от 6,8 до 12,2 тысяч тонн при незначительном росте объема субсидирования от 211 до 215 млн рублей.

Перед АО «Якутоптторг» поставлена задача по снижению цен на продовольственные товары в арктических районах, для чего применяется гибкая ценовая политика на СЗПТ в пределах торговых надбавок, устанавливаемых приказами Госкомцен. «Последний приказ датирован 12 апреля 2018 года №11 – с этого времени размер надбавки не индексировался», - сообщил заместитель министра сельского хозяйства Якутии Прокопий Николаев.

После заседания мы попросили комментарии у замминистра сельского хозяйства РС(Я) Василия Афанасьева, курирующего вопрос завоза продовольствия.

И вот, что он ответил: - Если в двух словах, это, конечно же, вопрос расширения ассортимента завозимого продовольствия. Населения просит расширить этот список. Во-вторых, ставятся вопросы о строительстве логистических центров. Решение принято. На этот год запланировано строительство трех, но на следующие годы вопрос финансирования остается открытым. И в-третьих, на Севере большой проблемой является износ оборудования для выпекания хлеба. Полномочия по данному вопросу переданы Минпреду».   

Позицию Минарктики (еще одного уполномоченного ведомства по завозу продовольствия в арктические районы) озвучил министр по развитию Арктики и делам народов Севера Владимир Черноградский. «Необходимо разработать перечни, объемы, схемы условия обеспечения, хранения и реализации товаров в арктических районах республики. Кроме того, разработать концептуальные основы формирования организационно-экономического механизма и модели оценки эффективности системы государственного обеспечения, подхода для формирования методики, порядка, расчета нормативов потребности продовольственных товаров в районах», - заявил он.

По словам главы министерства, с прошлого года Минтрансом РФ отменены требования для осуществления коммерческой деятельности субъектами малой авиации. Это означает, что малая авиация (в том числе частные авиакомпании МА) уже может выполнять коммерческие грузовые перевозки. Вопрос в приведении в порядок авиаплощадок. 46 объектов транспортной инфраструктуры в Арктике нуждаются в капремонте. В районах нет на это финансовых средств. Кроме того, Черноградский, как и коллеги, подчеркнул проблему износа оборудования по хлебопечению.

В чем решение?

На наш взгляд, в качестве одного из ответов на этот вопрос может послужить выступление генерального директора ОАО «Туймаада-Агроснаб» - управляющей организации АО «Якутоптторг» Николая Алексеева.

Так, по его словам, в период зимника представители предприятия побывали во всех населённых пунктах 13 арктических улусов. Он пояснил, что продовольственные грузы, поступающие в райцентры (где будут эти самые логистические центры построены), должны в дальнейшем быть перенаправлены в населенные пункты. Однако, там нет складских помещений - «продукты, которые были доставлены большими усилиями и финансовыми затратами за счет бюджета республики, остаются практически под открытым небом». Он подчеркнул, что пока не решатся вопросы с хранением продуктов, речи о расширении ассортимента не может идти.

 «Для хранения сыпучих сухих продовольственных товаров необходимо в каждом населенном пункте поставить два 20-ти тонных контейнера и один рефконтейнер для того, чтобы быть готовым к расширению ассортимента, сезонному хранению овощей и фруктов в летний период. По итогам объезда всех населенных пунктов выяснилось, что необходимо купить 90 железных контейнеров и 50  рефрижераторных контейнеров. Общий вопрос экономики на сегодня в рамках рыночной стоимости этих контейнеров составляет 46 млн рублей», - сказал Алексеев.

Что касается хлебопекарен, топ-менеджер предложил приобрести для каждого села хлебопекарную печь «Восход ХПЭ-750/3» на заводе у производителей за 250 тыс. рублей, с учетом доставки с завода цена составит около 350 тыс. рублей.

По его сообщению, с учетом транспортных расходов – 350 тыс. рублей. Для того, чтобы обеспечить каждый населенный пункт хлебопекарней необходимо 20 млн рублей.

Главы Верхоянского и Среднеколымского районов, участвовавшие на заседании, рассказали о настоящем положении дел. Безусловно, имеют место быть проблемы с доставкой, авиаплощадками и хлебопекарнями. Но все это решаемо, сказали они, были бы деньги!

Фото из открытых источников.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением