Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 8 oC

 Законопроект о реформе контрольно-надзорной деятельности, так называемой «регуляторной гильотине» на финишной прямой – его одобрила Госдума, принял Совет Федерации и Президент поставил свою подпись. Мы не станем преувеличивать если скажем, что это самый ожидаемый бизнесом законопроект, который позволит не только снизить нагрузку на предпринимателей и убрать архаичные нормы, но и смягчить проверки. Новое регулирование должно вступить в силу с 1 января 2021 года.

 Законопроект о реформе контрольно-надзорной деятельности, так называемой «регуляторной гильотине» на финишной прямой – его одобрила Госдума, принял Совет Федерации и Президент поставил свою подпись. Мы не станем преувеличивать если скажем, что это самый ожидаемый бизнесом законопроект, который позволит не только снизить нагрузку на предпринимателей и убрать архаичные нормы, но и смягчить проверки. Новое регулирование должно вступить в силу с 1 января 2021 года.

Вопрос только в том, оправдает ли он ожидание бизнеса? Обратимся к заместителю министра экономического развития РФ Алексею Херсонцеву. Реформу назвали «регуляторной гильотиной», что отрубили?

- Отрубили уже очень много. Название этой реформы  появилось из прошлогоднего Послания  президента в рамках которого было поручено правительству обеспечить до 1 января 2021 года отмену всех старых, неактуальных обязательных требований и принятия новых современных норм. Именно после этого поручения в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности также добавилась задача разработки федерального закона об обязательных требованиях. Пакет из этих двух законов был одобрен Советом Федерации и сейчас мы его реализовываем. Параллельно гильотина уже шла и в настоящее время принято 25 постановлений правительства об отмене в различных сферах действующих актов, устанавливающих обязательные требования. Для этого есть 42 рабочие группы, которые каждую неделю рассматривают эти документы с участием бизнеса. Мы рассчитываем, что новые обязательные требования будут действительно актуальные и будут соответствовать тому, о чем говорил председатель правительства Михаил Мишустрин, выступая в Госдуме. Среди базовых ценностей правительства были названы две. Первая - это то, что государство должно служить людям, бизнесу, а вторая  - мы должны действовать открыто и во взаимодействии, в общем, так это сейчас и происходит.

Что так и не получил бизнес, после всех обсуждений?

31 июля в студии РБК-ТВ Первый Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Блудян рассказала, учли ли мнение бизнеса при подготовке реформы госконтроля и как предприниматели оценивают первые результаты «гильотины».

- Идет реформа контрольно-надзорной деятельности. Если раньше реформировался один закон, а рядом остальные законы не поддерживали, а иной раз и противоречили, то сейчас , чтобы регуляторная гильотина сработала, установили с помощью закона как она должна действовать. Чтобы достичь этой цели, нужно де-факто найти ответ на два основных вопроса: что проверять и как проверять? Нужны принципы работы гильотины: закон об обязательных требованиях. Поэтому мы и спорим с нашими визави – надзорными органами в рабочих группах, иногда на повышенных тонах и в баталиях. Бизнесу нужна система координат, многим не понятны требования. Мыть полы ветошью - это обязательное требование? На стенке нарисован знак  эвакуационного выхода - это обязательное требование или оно может быть на полу написано? Например, сегодня владельцы ресторанов всё ещё могут схлопотать штраф за то, что не моют посуду ветошью. По инструкции Минздрава, разработанной в 50-х годах, работники кондитерских предприятий обязаны мыть руки раствором хлорной извести после приготовления массы из утиных и гусиных яиц. А предписания Минздрава от 1988 года обязывают аптеки отпускать этиловый спирт врачам, которые ведут «индивидуальную трудовую деятельность», только по рецептам с отметкой «для приёма больных». И вот закон об обязательных требованиях, во-первых, установил как эти требования формируются, а во-вторых, на основании доказательной базы. Бизнес очень просит: дайте нам принципы! Что вы от нас требуете? Мы не потому не исполняем , что не хотим исполнять, а потому что даже не понимаем зачем. А сейчас мы двигаемся к пониманию. Теперь закон о контрольно-надзорной деятельности поясняет как это все будет контролироваться. 

Профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов!  

Проверки унифицируют

Второй законопроект - «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» - отвечает на вопрос «как проверять?». Этот документ фактически создает новую систему надзорных мероприятий. Цель закона - превращение контроля из тормоза в драйвер экономического роста. Во главе угла будет поставлена безопасность жизни и здоровья граждан. Все предприятия разделят по категориям реального риска, от которых и будет зависеть частота и строгость проверок. Там, где производство не связано с прямой опасностью для здоровья, вместо масштабной выездной проверки можно провести мониторинговую закупку или выборочный контроль и по результатам - выдать рекомендации, что делать. В некоторых случаях от плановых проверок можно будет вообще отказаться, сместив акцент на превентивные меры. Приоритетной задачей контролера станет профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов.  Меняется и сам подход к проведению проверок. Так, в документе детально прописана процедура их проведения, регламентируются надзорные мероприятия. Вводится разграничение видов контроля. К привычным форматам - выездной и документарной проверкам - добавляются новые способы «диалога». В частности, появляется контрольная и мониторинговая закупки, инспекционный визит, рейдовый осмотр. Эти способы будут применяться в зависимости от ситуации. В некоторых случаях будет достаточно дистанционного автоматизированного контроля с использованием фото- и видеофиксации. К чему приведут эти меры  и насколько эффективной окажется реформа не на бумаге, а в жизни - покажет состояние экономики в стране.

Мнение

Сардана Иванова, предприниматель - фармацевт :

- Регуляторная гильотина - инициатива необходимая и ожидаемая бизнес-сообществом. Учитывая наследие нормативных актов и регламентов, оставшихся со времен Советского союза, а также тот факт, что сегодня мы являемся свидетелями новой экономической системы, технологических вызовов и политических перемен, решение о пересмотре существующих в нашей стране регуляторных механизмов для их гармонизации, актуализации и упрощения - это важный и своевременный шаг со стороны правительства. А самое главное изменение, которое предприниматели ждут давно – это тот факт, что приоритетной задачей контролера станет профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов.  

Что такое «Регуляторная гильотина»?

Этот термин означает инвентаризацию всех действующих и обязательных для бизнеса требований с целью понять — соответствуют ли они современным реалиям. Если соответствуют, то нормы остаются, если нет, то они отменяются или изменяются. Не секрет, что количество обязательных норм и правил шокирующее — около двух миллионов! Именно поэтому Правительство приняло решение провести «регуляторную гильотину». К 1 января 2021 года весь массив норм, устанавливающих обязательные требования, должен быть полностью заменён на новые. Это позволит существенно сократить административную нагрузку на бизнес - с одной стороны, а с другой - повысить уровень безопасности потребителей.

Цифра

По оценке Минэкономразвития, сегодня в России действует более 220 видов государственного контроля на федеральном уровне, ещё 50 видов - на региональном и ещё 16 - на муниципальном. Плюс к этому - 624 вида разрешительной деятельности

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Общество

Үлэ киһитэ Дмитрий Саввин

“Үлэ киһитэ” бириэмийэны ыраах Аартыка улууһуттан сылдьар үлэһит, хара тыа ыллыктарын…
02.05.24 09:54