Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -20 oC

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, автор более 150 научных трудов Виктория Филиппова рассказала газете «Ил Тумэн» о проекте Российского фонда фундаментальных исследований «Хатанго–Анабарский регион в ХХ – начале XXI вв.: антропология культурного ландшафта».

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, автор более 150 научных трудов Виктория Филиппова рассказала газете «Ил Тумэн» о проекте Российского фонда фундаментальных исследований «Хатанго–Анабарский регион в ХХ – начале XXI вв.: антропология культурного ландшафта».

- Виктория Викторовна, расскажите о проекте: как давно он был задуман и как удалось выиграть грант РФФИ?

– Ежегодно мы подаем несколько заявок в разные фонды: гранты позволяют проводить крупные и междисциплинарные проекты. К сожалению, научных фондов для гуманитариев мало и, соответственно, конкуренция очень большая. Оценивается актуальность и научная новизна, соответствие уровня исследований и ожидаемых результатов проекта мировому уровню, нужно иметь научный задел и публикации по теме исследования. У меня, как исследователя истории расселения, демографии  и традиционного природопользования народов Севера, специалиста по геоинформационным технологиям применительно к культурно-историческому ландшафту, и моих коллег по Институту: специалистов по социальной и аграрной истории Северо-востока к.и.н. Л.И. Винокуровой, к.и.н. Я.М. Санниковой, социо- и психолингвиста, к.филол.н. Н.Е. Захаровой,  а также к. соц. н. А.Е. Местниковой из  Чурапчинского госинститута физической культуры и спорта созрела идея проекта по Хатанго-Анабарскому региону.

Хочу подчеркнуть, что «притяжение Анабара» – традиция в культуре и науке Якутии. Отдаленный северо-западный район, вошедший с состав Якутской республики в 1920-е гг. – самобытное полиэтничное пространство, в котором сохранились до наших дней компоненты древних культур, загадочный мир сахаязычных оленеводов и промысловиков привлекает внимание не только отечественных, но и зарубежных исследователей.

У нашего коллектива есть возможность рассмотреть удивительный, многомерный  мир Хатанго-Анабарского региона в третьем тысячелетии в междисциплинарных проекциях - в антропологических характеристиках локальных сообществ, в оценке традиционных хозяйственных занятий  коренного населения, в фиксации прекрасного северного многоязычия  и анализе самоидентификации живущих на этой территории людей.

- В чем уникальность межэтнического и культурного взаимодействия долган, эвенков, якутов и русских, проживающих в этом регионе? Можно ли условно назвать их всех «анабарцами»?

- Существует мнение исследователей культурных ландшафтов России, по которому часть земель Хатанго-Анабарского региона обозначается как территория с низким культурно-ландшафтным потенциалом. На наш взгляд, подобное упрощение не совсем верно... Культурный ландшафт Хатанго-Анабарского региона, включающий этно- и лингвокультуры долган, эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев в длительных этнокультурных контактах, в нашем проекте впервые рассматривается как пространство этнической адаптивности, мобильности и недооцененных этнокультурных ресурсов. Коренное население региона обладает ценнейшим опытом освоения Севера и Арктики, создало специфические культурные ландшафты, отличающиеся по характеристикам развития и выраженности от культурных ландшафтов Центральной и Европейской части России. В процессе эволюционного освоения среды обитания в экстремальных условиях создан и живет уникальный духовный и материальный мир культуры коренных народов…

Хочу ознакомить с данными нашего социологического исследования в селах Саскылах и Юрюнг-Хая. На вопрос «Что прежде всего определяет Вашу национальность» ответы респондентов распределились следующим образом: «культура и традиции» – 60,2%, «родной язык» – 26,9%, «история и территория» – 10,4%.

Анализ предварительных результатов по проекту выявил следующие факторы самоидентификации жителей: этнический - с преобладанием долганского этноса; языковой – языком общения для большинства коренного населения выступает якутский; культурный -  функционирующей в повседневной жизни и в календарных праздниках; территориально-родовой – отражающий семейно-родовую принадлежность долган, эвенков, якутов и русских; поселенческий, состоящий из жителей двух муниципальных образований - саскылахцы и юрюнг-хаинцы. Примечательно, что жители Анабара позиционируют себя как региональную общность – анабарцы, в отличие, например, от жителей центральной части республики, которых называют «дойду дьоно».

- Как политика перевода местного кочевого населения на оседлый образ жизни и укрупнения хозяйств в течение ХХ века повлияла на численность жителей улуса?

- Изучение численности населения и реконструкция системы расселения Анабарского улуса является одной из задач исследования. В этом году на основе анализа переписей населения (с 1926 по 2010 гг.), текущего учета населения и архивных документов я опубликовала статью, в котором как раз рассмотрела влияние политики перевода кочевого населения на оседлый образ жизни и укрупнения хозяйств в течение ХХ века на численность населения улуса. Всего, по архивным данным Приполярной переписи 1926-1927 гг., в якутской части Хатанго-Анабарского района проживало 1182 чел., в 1939 г. – 1783 чел., в 1959 г. – 1413 чел., в 1970 г. – 1902 чел., в 1979 г. – 2180 чел., в 1989 г. – 3954 чел., в 2002 г. – 4024 чел. и в 2010 г. – 3501 чел.

Укрупнение мелких хозяйств в совхозы и закрытие бесперспективных поселков повлияли на сокращение количества населенных пунктов, а перевод на оседлый образ жизни – на увеличение людности поселений. Самое большое количество поселений было в 1959 г. – 50, а к 1970 г. осталось только 2 – Саскылах и Юрюнг-Хая, в 1989 г. стало 4. 

- Как традиционные отрасли хозяйства анабарцев сохранились и функционируют после всех экономических трансформаций в течение ХХ века? Каковы экологические особенности у местных этносов, какие у них режимы природопользования?

- Традиционные хозяйственные занятия сохранились неизменными и, несмотря на все социально-экономические трансформации, остаются жизненно важными и едиными для анабарцев. В муниципальных программных документах четко обозначено, что традиционные отрасли хозяйствования – домашнее оленеводство, охотничий и рыболовный  промыслы - первооснова экономики улуса. По итогам 2019 года насчитывалось 18050 голов оленей, из них 77,8% - в муниципальной собственности.  Охотничьим промыслом занимаются 14 хозяйств – охотпользователей улуса; рыбопромысловые участки имеют 3 хозяйства.  В целом коренное население улуса занимается охотничьим и рыболовным промыслами для собственного потребления и обеспечения своих семей источником питания. Среди вызовов для хозяйствования отметим угрозы истощения зимних и летних пастбищ, проблемы сбыта продукции и непомерно высоких цен на ГСМ и дизтопливо. Важны вопросы охраны территории традиционного природопользования местного значения «Анаабыр», учета оленьих пастбищ, совершенствования механизмов взаимодействия хозяйств по поводу охотничьих и рыболовных угодий в условиях активного промышленного освоения территории улуса.

Оленеводы и промысловики высказываются: «…Земельных ресурсов вроде достаточно, но идет истощение пастбищ. Мы не можем никак на эту проблему повлиять, оленьи пастбища могут только в естественном состоянии существовать… Ягель взрастить мы не можем…».  Также они говорят о том, как важно сохранить оленеводство как традиционное занятие, а не только воспринимать их как сельхозпроизводителей, о необходимости системного подхода со стороны власти.

По проекту нами предварительно была составлена карта границ кочевых родовых общин, историко-культурных памятников, старых поселений. В ходе интервью со старожилами, краеведами, главами и членами хозяйствующих субъектов мы провели их верификацию. Одним из итогов проекта будет карта историко-культурных объектов Анабарского улуса со списком, который мы передадим администрации. Думаю, что она, кроме использования в программах социально-экономического и этнокультурного развития, послужит в качестве картографического сопровождения этнологической экспертизы для обеспечения компенсационных выплат.

- Какие еще исследования вы планируете провести в рамках проекта?

- В 2020 году, несмотря на сложившуюся в мире ситуацию, нам удалось осуществить полевые исследования в Анабарском улусе с соблюдением всех мер безопасности. Благодарим через вашу газету сотрудников администраций муниципальных образований, жителей Саскылаха и Юрюнг-Хая за понимание и поддержку нашей работы, всемерное содействие в сборе материалов. Аналогичные исследования в 2021 году планируем провести в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе. Надеемся, что итоги проекта позволят представить интересный анализ Хатанго-Анабарского историко-культурного пространства.

 

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением