Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -5 oC

Нередко историки не могут вырваться за рамки одной гипотезы, потому что являются сугубо кабинетными учеными и вынуждены ограничиваться работами в архивах, так считает автор этих строк Андрей И, в первую очередь, путешественник.

Нередко историки не могут вырваться за рамки одной гипотезы, потому что являются сугубо кабинетными учеными и вынуждены ограничиваться работами в архивах, так считает автор этих строк Андрей И, в первую очередь, путешественник.

«И я благодарен судьбе за то, что мне, одному из немногих, удалось побывать почти во всех географических точках гипотетических баз фашистов в советской Арктике от границы с Норвегией до Чукотки», - пишет наш постоянный автор. Вашему вниманию его исследовательский материал.

649586Начнем с самого главного вопроса прошлого – целесообразность деятельности немецких военно-морских сил в советской Арктике?

Во-первых, это кратчайший грузовой путь из Европы в Америку и Японию.

Во-вторых, это привлекательность сырьевой базы советского Севера.

В-третьих, это единственная реальная возможность продвижения немецкой военной машины в азиатском пространстве на Восток.

В-четвертых, это возможность развития стратегического плацдарма для совместных действий Японии и Германии против США. 

Насколько эти и ряд других мотивов интереса нацистов к советской Арктике подтверждены фактами? Судите сами.

Летом 1931года немецкий дирижабль «Граф Цеппелин-127» совершил полет по маршруту «Архангельск – Земля Францы-Иосифа – Северная Земля – Диксон – северная оконечность Новой Земли – остров Колгуев – Архангельск».

Немцы активно фиксировали, все, что проносилось под бортом дирижабля, а потом все фото и кино материалы забрали с собой в Берлин. Советским ученым и военным не досталось ничего, а немцы составили карты советских территорий Арктики намного более точные, чем имелись в СССР.

Любопытна история, была связана с «Базис Норд». Эта секретная база немецкого военно-морского флота существовала в 1939-1940 годах к западу от Мурманска. Дело в том, что база появилась в результате торговых переговоров СССР с Германией и к военно-морским силам Третьего рейха прямого отношения не имела. Поэтому подводные лодки в то время не могли снабжаться на базе. Хотя, считается, что все же, несмотря на противодействие советских судов береговой охраны, немецкая подводная лодка U-38 смогла осмотреть подходы к базе.

Это была база отстоя. То есть суда входили в хорошо защищенный от чужих глаз фиорд и вставали там на якорь. Никаких причальных сооружений, а тем более, подземных укрытий там не было. По мере разрастания Второй мировой войны политическое положения базы стало двусмысленным.

По некоторым сведениям союзники даже готовили англо-французский десант на базу. Так или иначе, но 5 сентября 1940 года гросс-адмирал Редер приказал ликвидировать «Базис Норд».  

В теме псевдовражды СССР и Германии легендарна еще одна история.

Летом 1940 года северным морским путем был проведен крейсер «Комет». По мере следования вдоль советских арктических берегов он назывался «Семен Дежнев», «Дунай», «Donau», а в Тихом океане  - «Tokio Maru». Экипаж был немецким. В Чукотском море крейсер встретили японские союзники. Причем, в ожидании прихода наших караванов, крейсер почти весь июль самостоятельно передвигался в районе западных берегов Новой Земли. Никто не знает, что он там делал.

Началась война на территории СССР, и присутствие немецких подводных лодок в советской Арктике стало очевидным. У нацистов были вполне современные лодки с запасом хода без дозаправки – 8500 миль.

 Только по официальным данным и только в конце войны (когда вроде было уже не до советского Севера) в арктических водах СССР постоянно действовали более десятка нацистских подводных лодок. Шесть лодок были объединены в ударную группу «Грейф». Они контролировали в основном Карское море.

С подводной лодкой может случиться всякое. Может понадобиться крупный и мелкий ремонт. А чем дальше от родных берегов, тем вероятнее необходимость дозаправки. Поэтому и «базы» бывали разного назначения и, соответственно, разной технической сложности.

Самая известная «рукотворная» база Кригсмарине на нынешних российских северных берегах находилась близ порта Лиинахамари (сегодня это Печенгский район Мурманской области). Здесь был создан мощный оборонительный район во фьорде Петсамовуоно.

Якобы серьезные горнопроходческие работы нацисты начали в 1943 году. Иными словами, это могла быть база подземного базирования субмарин. Судя по всему, ремонтный завод. Это самый сложный тип базы. После войны в Лиинахамари была размещена советская база 42-й бригады подводных лодок.

Если говорить о других немецких базах, известных, или предполагаемых на советском побережье Арктики, то в дальнейшем речь пойдет об объектах, куда менее масштабных.

В рамках обсуждаемой темы нередко упоминается Новая Земля. Автор участвовал в поисковой экспедиции на северо-восточной стороне архипелага (от мыса Желания до мыса Спорый Наволок).

Приблизительный формат такой базы – это узкий глубокий фиорд, куда лодка может войти для отстоя – мелкого ремонта, отдыха экипажа. Какое-то укрытие сверху совершенно не нужно. Самолеты и сейчас там не летают, а в далёкие времена Великой Отечественной войны и подавно.

А что же дельта Лены? Немецкая база в дельте Лены, это выдумка якутских «пиарщиков»?

Вот цитаты из выступлений вполне авторитетных специалистов.

В.Слабука «И вечной мерзлоте есть срок»: «Что касается гитлеровской базы в дельте Лены, то о ней приходилось неоднократно слышать и читать во вполне серьезных документах».

В.Кулинченко «Тень Третьего рейха над Арктикой»: «Секретная немецкая база в устье реки Лены до сих пор считается самой восточной из всех известных на сегодня нам баз, созданных нацистами в советском секторе Арктики».

С.А.Ковалев, А.Ф.Федоров, В.С.Злобин «Арктические тайны Третьего рейха»: «…С базой в дельте Лены была связана одна из финальных «ледяных» тайн Третьего рейха.

 

Почему дельта Лены?

Пессимисты свое отрицание строят на следующих доводах: «стратегических военных действий здесь не велось», «это слишком далеко от Европы для транспортировки стройматериалов»,  «нет скальных выходов для скрытого базирования», «невозможно при всевластии НКВД, построить вражескую базу», «ее бы сразу заметили с воздуха».

Начнем с того, что никто из авторов этих замечаний не бывал на месте, да и в смысле военно-исторической грамотности здесь лучше промолчать.

Очень показательна критика экспедиции «Искателей» по поиску немецкой базы  С.Ковалевым, автором книги «Свастика над Таймыром», писателем-историком, но, знающим местные условия лишь понаслышке: «очень жаль, что «Искатели» Первого канала,.. сделали все, чтобы ее не найти.  У меня вызвало недоумение, что Андрей И, наш знаменитый искатель, ходил по берегу реки Лена. В то же время, как единственный каменный остров там, в дельте – это остров Столб, все остальные образованы льдом и песком, которые тают, и ни один здравомыслящий полярник не стал бы организовывать там какую-то базу».

Попробую сформулировать ответ исходя из комплексного анализа условий дельты Лены. Разумеется, учитывая личный опыт экспедиции в этих замечательных местах.

Стратегия немецкого господства в мире разрабатывалась задолго до войны на территории СССР. Пролет «Графа Цеппелина» состоялся в 1931 году. Антикоминтерновский пакт (японо-немецкое соглашение по обороне от коммунизма) был подписан в 1936 году. Крейсер «Комет» пересек советские арктические воды в 1940 году. Системный интерес Германии к советской Арктике налицо. Причем, на всем ее не малом протяжении – а это уже стратегический масштаб! Кстати, при кротчайшем пути от Норвегии в сторону Японии побережья Баренцева и Карского морей останется далеко на юге. Первая поворотная точка на курсе – северная оконечность Новой Земли (где и была отмечена немецкая база, которой занимался автор), вторая точка – пролив Вилькицкого. Но здесь из-за сложной ледовой обстановки даже в летнее время ни о каком базировании и речи быть не может.

А теперь обратим внимание на западный сектор. На всем пространстве от пролива Вилькицкого до Берингова пролива (море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море) какое место на любой карте бросается в глаза, принципиально отличающееся от всех? Это дельта Лены. Хотя странновато использовать определение «место» - по площади дельта Лены соразмерна с Землей Франца-Иосифа! И все это гигантское пространство каждый сезон меняет свою береговую конфигурацию. А фарватер для крупных плавсредств только один.

 Упомянутый остров Столб находится скорее в верховьях дельты Лены и по оценкам судоводителей подводные лодки добраться туда без местных лоцманов никак не могли. Строить там подземную базу (именно о такой говорят «архивариусы»-теоретики) было невозможно – это территория, где действовали рыболовецкие артели. О какой скрытности может идти речь? Да и остров этот хорошо изучен – там нет решительно никаких следов какого-либо строительства.

Вернемся в основную часть дельты. Чтобы понять масштаб ее недоступности приведу то, что поведал мне директор Усть-Ленского заповедника Александр Гуков. Несколько лет назад, в результате несчастного случая, он оказался один где-то в центре этих просторов. Его несколько дней искали 2 вертолета…! А Александр ни разу даже не слышал звука их двигателей!

В военные годы эти места были еще менее посещаемы.

А что собственно понимать под термином «военная база» в этих местах? Приведу одну из цитат, часто встречающуюся в интернете:  «очевидцы рассказали, что на левом берегу Быковской протоки существует 200 метровый бетонный причал, на котором через каждые 10 метров в бетон вделаны мощные швартовые кнехты».

Извините, но это откровенный бред. Авторы таких фантазий не имеют ни малейшего представления о практике действий подводных лодок. В ситуации дельты Лены надо вести речь даже не о «базах отстоя», какие существовали, на Новой Земле, а о «топливно-продовольственных базах».  

Как это могло выглядеть? На один из пустынных островков дельты, заранее выбрасывалась «группа строителей». По сути, она была диверсионной. В состав группы входили азиаты, знавшие один из местных аборигенных языков, и немного якутский. По их «легенде» (при случайной встрече с местными промысловиками, что было, в принципе, в этих местах маловероятно) – они вынужденно пришли сюда от бескормицы.

Реально такие меры предосторожности были излишни. Пограничная служба эти районы не контролировала – она вообще появилась здесь спустя десятилетия после окончания войны. Положа руку на сердце и в наши дни, в малозаселенных местах нетрудно сделать так, чтобы случайно встреченный человек бесследно исчез. А уж, для диверсионной группы это было пустяшным делом.

Такая группа строила зимовье – внешне это небольшая лачуга, собранная из плавника и подручных материалов. Это и была база – основной ориентир!

На определенном расстоянии от зимовья выкапывался «ледник» - подземное хранилище, практически любых размеров. Именно любых – представьте штольню в Чучур-Мыране. Вечная мерзлота это позволяет сделать. Таких хранилищ могло быть несколько. Аналогичные «схроны» со всевозможными консервами в 60-е годы обнаруживали советские моряки на острове Рудольфа Земли Франца-Иосифа.

При необходимости подводная лодка встает на якорь на рейде – в некотором отдалении от берега. К месту тайного склада отправляется катер, и доставляет на субмарину все, что необходимо.

А судя по тому, что на арктических островах нередко находили немецкие бочки с горючим, то топливные базы могли вообще быть никак не замаскированы – их просто некому было заметить!

Немецкое присутствие на арктическом побережье Якутии «в принципе» исключить невозможно. Более чем известный в РС(Я) человек, Владимир Членов, много лет назад при свидетелях нашел на берегу моря Лаптевых немецкую пряжку поясного ремня Кригсмарине. Люди, проходившие службу в частях связи на Большом Ляховском острове, рассказывали о могиле немецкого военного моряка, датированную 1942 годом. Несмотря на очевидную гитлеровскую атрибутику, они относились к ней с уважением, как к воинскому захоронению…

А если немецкое присутствие в этих местах отрицать глупо, то не менее глупо спорить в каких формах это пребывание гитлеровцев в северных водах Якутии могло выражаться (разумеется, отбрасывая версии бетонных причалов) – немецкие технологии всегда были удивительными.

Кстати, довольно экзотически выглядит версия, что нацисты готовили массовое восстание заключенных ГУЛАГов. И для этого готовили соответствующие базы для развертывания этого повстанческого движения, в том числе и в Якутии.

Якобы летом 1942 года рейдер «Адмирал Шеер», именно для этого прорывался на восток. И с этой целью было создано специальное подразделение «Бранденбург – 800». Они забрасывали диверсантов в Якутию для подготовки восстания… Но это уже следующая история.

Почему тема актуальна и сегодня?

Поселок Тикси сегодня на слуху. После страшных событий ещё памятного реального замерзания северного поселка, хочется верить, что ситуация с «каменным веком» российской Арктики сдвинется с мертвой точки.

В связи с последними веяниями, есть надежда, что кроме военной модернизации, последует и комплексное развитие этого региона.

Глубокое и всестороннее изучение истории, пропаганда исторических мест создают необходимый PR, который не только зовет туристов. Интерес к родным местам, во многом, и делает их родными.

 

Андрей И

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением