Я одобрила ее намерения, и она начала бодро резать бледно-желтые и коричневые квадратики из крепдешина - за точность наименования не ручаюсь, вполне возможно, что другая ткань семейства атласовых. В ее начальном активе было к тому времени несколько пробных мелких поделок из треугольников.
Первоначальную выкройку-заготовку я ей вырезала из бумаги – 5 на 5 см – и строго указала, что клеток должно быть ровно 64 (32 желтых и 32 коричневых). Прошло дней 20, как доска для игры в русские шашки была готова. А до намской спартакиады еще оставалась пара месяцев. «С другой стороны необходимо сшить 10 на 10 квадратиков, то есть для стоклеточной доски», - пояснила я ей второе задание. Мало ли что, старты предстоят ответственные, командные, а шашисты частенько оказываются в ситуации сапожника без сапог.
На VI Спортивных играх народов Якутии сборная столицы сыграла чемпионски, я показала личный третий результат (чему сама приятно удивилась – мое славное спортивное прошлое действительно таковое). Ну, и выиграй я вторую партию микроматча у Степаниды Кириллиной (все шансы были), а также не «зевни» тактику с нюрбинской перворазрядницей, то могла занять и второе место. Но не выше – Стеше не было тогда равных, вообще, считаю гроссмейстера из Вилюйска самой одаренной шашисткой Якутии. Доску хэнд-мэйд я и команда использовали в тренировках, словом, практичный талисман получился на славу.
К тому времени руками Маайыс было подготовлено уже несколько наволочек в различных цветовых вариациях. И если первоначально она шила вручную, то по ходу повышения мастерства освоила электрическую швейную машинку, порою заменяя ее на свой более надежный «Зингер».
Когда количество наволочек превысило количество подушек, которые я готова была отдать под ее творчество, было предложено перейти на сумки-котомки, в которых можно хранить вещи по сезону, например, осенне-весенние шапки с шарфиками да перчатками, или вещи пока что ненужные, но которые, вполне возможно, могут пригодиться когда-нибудь и где-нибудь, различные хозтовары и т.д. Штук десять разного калибра есть в нашей домашней коллекции.
Стремясь разнообразить ее увлечения, однажды я принесла домой готовый вышивальный набор, что продают в специальных магазинах. Если следовать инструкции, то на выходе может получиться, к примеру, кошечка, веселая лошадка или даже Мона Лиза. Тот набор она категорически отвергла: «сатыам суо5а!». По правде говоря, даже я, при желании, освоила бы эту технику. Но как-то душа не лежит к рукоделию. Вообще, когда на Земле раздавалась Аккуратность, я, вероятно, была на каком-то шашечном турнире, благо их в моей юности было много. Ну, пара вязаных носков образца 80-х годов прошлого века все же найдется в моем арсенале.
С швейной машинкой были периодически проблемы, которые продолжаются до сей поры. К слову, вредная техника, когда приходит мастер в лице моей мамы, ведет себя безупречно. То есть фабрика Маайыс работает далеко не в полную мощь, но, тем не менее, еще с десяток вещей выдано «на гора» и вероятно, было бы намного больше, кабы творческий порыв мастерицы потихоньку не то, чтобы иссяк, а стал гораздо тише или меньше, не знаю как правильно. Сейчас ей 84 и ныне она больше предпочитает смотреть якутские передачи, а когда нас нет дома, то индикатор громкости стоит на отметке 50 и выше, хотя мы обычно слушаем на 10-12. При этом, как правило, Мария Алексеевна на табуретке сидит в 5 см слева от экрана диагональю больше метра. Хотя слух у нее, надо заметить, для ее возраста неплохой. Как и зрение.
Книжки она не читает, ввиду отсутствия грамотности. Я несколько раз интересовалась историей вопроса, на что она охотно и до мельчайших подробностей погружается в детские воспоминания. Если опустить подробности, то путем психоанализа я предположила, что поскольку отец отдал ее в школу лет в десять-одиннадцать, Маайыс было стыдно, что приходится учиться с малышами. И, судя по веселым воспоминаниям, стыд ее проявлялся в несколько хулиганско-протестном виде, на что пошли замечания от учителей, насмешки от учеников и.т.п. И отец забрал ее из школы, к тому же надо было присматривать за родившимся братишкой, мама которого умерла при родах... Матери своей Маайыс тоже не помнит. Словом, по стечению обстоятельств системе образования она не поддалась. И сейчас, если постарается и очень нужно, она может написать нашу общую фамилию в качестве подписи.
Трудовая биография ее преимущественно прошла в пекарне села Борогонцы Усть-Алданского улуса, вернее района. Правда, она утверждает, что одно время была заведующей филиала в селе Танда. В столице, уже выйдя на пенсию, она работала санитаркой, пока позволяло здоровье до начала 90-х, как я понимаю. Удивительно, но пекарь с многолетним стажем не очень хорошо готовит, не любит кухарничать. Наверно за все годы я буквально пару раз пробовала ее стряпню и была удивлена негармоничному вкусу полученного результата. Более-менее ей удавались супы, правда отличить их от второго блюда можно было с трудом.
Пару лет назад, случайно прознав, что на геополитической карте мира существует государство Германия вместе с коренными жителями, она страшно удивилась. «Так и есть. Мы даже там побывали», - сказал муж в подтверждение после нескольких «Эс, хайаан!». После таких веских доказательств она испугалась не на шутку, при этом не забыв уточнить: «Бары формалаах сылдьаллар дуо? («Все ли немцы ходят в форме?)». Словом, с Марией Алексеевной не соскучишься.
Живет она на два дома (у нас в Якутске и в Борогонцах), периодически и добровольно попадая в профилактории и центры для пожилых, где производит фурор, благодаря своему коммуникабельному характеру, легкому и веселому нраву, доброму, заботливому отношению ко всем. Об особенностях ее характера я описала в свое время в двух республиканских изданиях, а также продублировала в мировой паутине.
Но вернемся к ее хобби. Недавно она приехала из Борогонцев с двумя готовыми наволочками в ее стиле. Одна мне понравилась и нашла свою подушку. Вторая не очень, поскольку считаю себя человеком с тонким художественным вкусом. Она, кстати, не обижается и адекватно воспринимает критику. Вообще, весьма самокритична, вследствие чего каждое изделие бывает распорото и начато заново до десятка раз, пока результат ее не устроит. Следует объективно заметить, что до мастериц-искусниц ей еще далеко. По десятибалльной шкале, вероятно, в среднем ее мастерство получит баллов шесть. Иногда семь. Часто пять. Но нам не до высоких оценок и сверхаккуратности – радует глаз, да функционально в быту – вот наш критерий качества. Так вот, приехав, она сообщила, что тамошние освоили новую технику шитья из плотных материалов, чему ее научили. И где-то пару недель она упорно работала с привезенными заготовками. По понедельникам, когда затеваю большую глажку после воскресной большой стирки, я находила под утюгом зелено-красные штуковины, которые лежали под гнетом, судя по всему, несколько дней и ночей, дабы хорошенько расправиться.
И вот, вуаля! - на днях Маайыс преподнесла мне в подарок сумочку, которая закрывается на замочек – пригодится как домашняя косметичка, либо для складывания любых мелких вещей. В подарочном комплекте также две игольницы, но вряд ли использую их на практике, поскольку столько иголок в нашем доме не водится. Но как милые вещицы очень даже вполне. Мы с мастерицей очень довольны.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0