Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 15 oC

Заслуженная артистка Якутии Альбина Дегтярева известна на весь мир как хомусистка, а якутянам – как многогранная личность. Сегодня в  нашем интервью она поделилась воспоминаниями и яркими моментами своей интересной, насыщенной жизни, а также о себе и своих увлечениях.

Заслуженная артистка Якутии Альбина Дегтярева известна на весь мир как хомусистка, а якутянам – как многогранная личность. Сегодня в  нашем интервью она поделилась воспоминаниями и яркими моментами своей интересной, насыщенной жизни, а также о себе и своих увлечениях.

- Альбина Михайловна, когда вы впервые взяли в руки хомус?

- Начала я играть на хомусе с двух лет, так как вся наша семья неразрывно связана с этим инструментом. В нашем доме практически всегда звучал хомус, играли все: родители, братья, сестра. 

Мой старший брат учился в Ленинграде, оттуда он нам присылал “звуковые письма”, в которых записывал музыкальные импровизации. Мы слушали их и чувствовали его тоску по родине и любовь к нам. 

Когда пошла в первый класс, моя учительница попросила меня научить желающих детей играть на хомусе. Для меня все это было как развлечение, мне самой нравилось играть, учить и показывать, как правильно исполнять музыку на инструменте. Итак, еще в начальном классе, учительница задала направление в мою будущую профессию. 

- Куда вы поступили после окончания школы?

- Когда встал вопрос выбора будущей профессии, я пошла по зову сердца. Я не гналась за престижным образованием и большим заработком, для меня все это было неважно. Слушала только внутренний голос, который подсказывал мне по какому пути идти, чтобы проделать свой жизненный путь. Поступила в Якутский государственный университет. В то время не было специализированного учебного заведения, где бы обучали профессиональных артистов якутского фольклора. Поэтому, выбрала отделение якутского языка и литературы на филфаке ЯГУ. Он был более близким мне по духу. 

- Как вы создали этно-группу «Айархаан»?

- Во время своей многолетней работы в Высшей школе музыки и Якутском музыкальном колледже я создавала разные коллективы. В ВШМ был ансамбль “Ситим”, в котором ребята играли на нотированных хомусах, то есть каждый хомус настроен на определенную ноту. Было очень интересное многоголосное звучание, но с ними возникали сложности – они быстро теряли строй, звуковую высоту. Там же, в ВШМ был квартет “Уолан”. Для этого квартета я сделала много интересных композиций, опираясь на естественную природу звучания якутского хомуса. Я распределяла мальчикам их партии: одному – партию ударных, другому – мелодию, остальные играли дополнительные “украшения”. Самой известной из композиций была фантазия на тему “Болеро” Равеля. Мы сохранили четкий ритм “Болеро”, вплели в импровизации хомусов мелодии этой замечательной музыки, получилось очень интересно. В музыкальном колледже я работала с коллективами “Телке”, ”Кылысах”, ”Абстракция”, в последнем из них мы соединили хомус с рок-группой. И, наконец, у меня появился “Айархаан”, в котором также играют мои ученики. После долгих лет работы педагогом я радуюсь, что воспитала в них не только учеников, но и единомышленников, соратников, которые доверяют мне и поддерживают все мои идеи.       

- В каких странах вы гастролировали?

- Мы объездили практически весь мир. Нам удалось побывать в Японии, Англии, Америке, Австралии, Новой Зеландии и так далее. Иностранцы после выступления всегда говорили, что наша игра перевернула их представление о музыке. Они думали, что хорошо разбираются в данной сфере и знают все направления музыки. Для них игра на хомусе это нечто другое, загадочное и неизведанное.

Когда выступаешь за границей перед другой публикой, перестаешь быть только самим собой, ты уже представитель народа и лицо нации. Поэтому от того, как ты держишься, как одет, как выступаешь, у зрителей складывается впечатление о целом народе. Тогда я убедилась, чтосохраняя собственную культуру, народные традиции, родной язык, можно добитья признания во всем мире. 

- Во время игры на хомусе вы издаете стук копыт лошадей и пение птиц.  Как нужно тренироваться, чтобы использовать эти приемы?

- В данном случае важное значение имеет техника дыхания. Когда я играла в ансамбле хомусистов «Алгыс», которым руководил Иван Алексеев, вместе с нами выступал известный хомусист  Петр Оготоев. Он очень умело изображал голос кукушки и чайки. Меня это очень сильно вдохновило и начиная с того момента, начала тренироваться данной технике и искать свои звуки. В те времена, в этом же коллективе играл мой старший брат Георгий, который тоже умел издавать горловые звуки, по большей части всему этому научилась у него. И получается, начиная с 90-х годов я стала добавлять различные звуки окружающего мира в свой репертуар.

- Как современные люди сейчас воспринимают этническую музыку?

- По сравнению с 80-ми годами, сейчас у людей огромный интерес к национальной музыке и в целом культуре. Меня очень радует, что наша молодежь все больше начинает интересоваться традициями своего народа. Новое поколение знает несколько иностранных языков, прекрасно разбирается в компьютерных технологиях, но также считает престижным знание своего языка и культуры. К примеру, наряжаются на праздниках в национальную одежду или стремятся научиться играть на хомусе. Поэтому нам хочется и дальше через свое творчество прививать новым поколениям любовь к национальным традициям. Как дерево крепко своими корнями, так и народ, знающий свою историю и традиции, с уверенностью смотрит в будущее. 

- Когда вы играете, возникает ощущение, что это – музыкальная поэзия, как будто вы вкладываете в свои импровизации поэтические строки. Это действительно так?

- Это заложено в самой природе хомуса, есть такая традиционная манера игры «сыыйа тардыы» - протяжная, размеренная. На первый взгляд, это медленная игра однообразной мелодии, но она таит в себе скрытый текст, надо просто уметь расслышать его. Хомус тесно взаимосвязан с якутским языком, который в основе своей очень поэтичен. Когда я играю в манере “сыыйа тардыы”, можно различить слова хомуса, которые проговариваю, и это действительно поэзия. Все мои песни и стихи родились под звуки хомуса.

- Якутяне знают, что кроме музыки, поэзии, вы еще занимаетесь моделированием одежды и шитьем. 

- Моя мама Анна Иванова является народной мастерицей. В детстве всегда наблюдала за тем, как она шьет. И уже начиная со школьной скамьи, я начала шить повседневную одежду. Далее, во время 90-х, когда одежды практически не было, шила одежду для своих детей. У них особой разницы в возрасте не было, поэтому, было очень удобно. Бывало, люди спрашивали: «Вы коммерсанты? Откуда у вас столько одежды?». 

Свои костюмы для выступлений и все костюмы группе «Айархаан» создаю сама. Иногда, когда совсем нет времени на шитье, мне на помощь приходит мама. 

WhatsApp Image 2023 05 26 at 17.00.48

- Ваш первый сценический костюм? Помните, наверное…

- Когда в 1985 году ансамбль «Алгыс» принимал участие в Москве на XII  Всемирномфестивале молодежи и студентов, я параллельно покупала себе ткани и фурнитуру для отделки костюма. В те времена в Якутске не было возможности купить красивые ткани, поэтому как могла закупилась всем необходимым в Москве. Тогда коллеги по ансамблю удивились тому, что я брала дорогую ткань для национальной одежды. По их мнению, костюм можно было сшить из старых тканей, лоскутков и даже шторы. После этой поездки, спустя год сшила себе якутский костюм с красивыми узорами.

Когда я начала шить свои наряды и выступать в них, мне хотелось передать новый взгляд на фольклор. Я современный человек, живущий в 21 веке, в то же время я ощущаю связь времен, во мне кровь моих предков, и поэтому в моих костюмах старые традиционные мотивы тесно переплетаются с современностью.

- Отражается ли ваша музыка в костюмах?

- Игра на хомусе, безусловно, влияет на процесс создания костюмов. У меня слуховое восприятие неотделимо от зрительного, и наоборот, они как-то взаимосвязаны. Прекрасные зрительные образы могут потом вылиться в музыкальные композиции, а музыкальные впечатления могут повлиять на создание костюмов.

"...Порою беру я иголку и нить,

Тихо напеваю и сажусь шить.

Вплетаю в узоры песни свои,

Так же по ходу слагаю стихи –

Вот так, в моменты вдохновения

Рождаются все мои творения...”

В 90-е годы я придумала композицию «Белый стерх» и мне надо было отразить пластику, нежность и грацию стерха в костюме. Нарисовав все у себя в голове, решила сделать платье с крыльями. А на следующий год создала композицию о лошади и тогда же сшила костюм с чепраком. Многие люди удивились тому, что я одела чепрак. Но потом это стало популярным, руководитель танцевального ансамбля «Сандал» Стас Катаков вдохновился композицией и поставил очень красивый танец «Дьесегей», где в костюмах также присутствовали чепраки. Этот танец сейчас является визитной карточкой ансамбля. 

- Принимали ли вы участие в конкурсе модельеров?

- Очень долгое время я стеснялась показывать людям свои наряды, потому что не считала себя модельером или дизайнером. Но, по большому настоянию друзей, за несколько дней до начала конкурса  модельеров “Встреча лета”, все таки решилась на участие. К своему удивлению, я выиграла и получила золотые ножницы с бриллиантом. 

Благодарю девушек из ансамблей "Эрэл" и "Сандал", выступавших в качестве моих моделей.  

WhatsApp Image 2023 05 26 at 16.51.21

- Как вы успеваете работать, ездить на гастроли, писать стихи, шить и заниматься бытовыми делами? 

- Конечно, главная моя опора, моя поддержка и надежда - это мои дети. Без их понимания я бы ничего не добилась. Они у меня умные и мудрые, с детства на все смотрят по-взрослому. 

  - У каждого человека есть мечта. Ваша какая?

- В детстве у меня была мечта изменить самосознание народа саха. В мое время, фольклор не был в почете и многие даже стеснялись говорить на якутском языке. И вот однажды в детстве, я посмотрела телепередачу «Радуга». Там выступали артисты со всего Советского Союза. Казахи играли на домбре, башкиры на курае, эстонцы и грузины пели хоровым пением. И начиная с того времени, в моей детской головке появилась идея сделать наш хомус действительно могущественным, чтобы наш народ не стеснялся своих корней. И в данный момент, я всем своим творчеством исполняю свою детскую мечту. 

*   *   *

В мире варганной музыки Альбина Дегтярева давно уже признанный авторитет. Ее выступления на международных фольклорных фестивалях – всегда событие. Эти встречи, общения с единомышленниками со всего мира наталкивают Альбину на новые творческие поиски звуковых, тембральных возможностей якутского хомуса. Она на собирается останавливаться на достигнутом, будет дальше радовать почитателей своего творчества, которые с нетерпением ждут на сцене звезду и красавицу Альбину Дегтяреву.

Лена ВАСИЛЬЕВА

  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Закон и жизнь

Повысят военные пенсии

С 1 октября 2024 года пенсии военным пенсионерам повысят на 5,1 процента. Соответствующий…
21.06.24 09:44