Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 1 oC

Гастроли Национального театра танца Республики Саха (Якутия) имени С. А. Зверева-Кыыл Уола вновь – через семь лет – прошли 5 мая на сцене одной из самых престижных сцен мира – Эрмитажном театре.

Гастроли Национального театра танца Республики Саха (Якутия) имени С. А. Зверева-Кыыл Уола вновь – через семь лет – прошли 5 мая на сцене одной из самых престижных сцен мира – Эрмитажном театре.

Императорский придворный Эрмитажный театр в Санкт-Петербурге, построенный в 1783-1787 годах по проекту выдающегося итальянского архитектора Джакомо Кваренги, входит в одно целое с Зимним дворцом. На этой сцене выступали и выступают только самые достойные коллективы. Тот факт, что труппа Национального театра танца Республики Саха (Якутия) имени С. А. Зверева-Кыыл Уола неизменно показывает свои спектакли именно на этой сцене говорит о высоком статусе якутских гостей.

Знаковые гастроли были посвящены Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России и 100-летию образования Якутской АССР и включали в себя показ этнобалета «Дети Белого Солнца». Премьера состоялась в 2017 году, а гастроли позволили познакомиться с этим спектаклем зрителям Москвы и Петербурга.

Безымянный 63

Музыку спектакля написал известный композитор Рашид Калимуллин, народный артист России и Татарстана, чей юбилей не остался незамеченным и тоже был отмечен на афише. Авторами либретто выступили художественный руководитель якутской труппы Светлана Бессонова и Георгий Ковтун, который стал также режиссером и хореографом-постановщиком.Выпускник Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, где он учился у выдающегося хореографа Николая Боярчикова, Георгий Ковтун хорошо известен петербургским зрителям, его балет «Спартак» много сезонов не покидает репертуара Михайловского театра.

Сюжет балета «Дети Белого Солнца» основан на легенде о происхождении самых северных тюрках – якутах. Весь балет пронизан чувством великой любви – любви супружеской, любви к детям и родителям, к родной земле и соплеменникам.

Безымянный 64

Бог Белое Солнце (Николай Павлов) дает жизнь новому роду от Матери Волчицы (Саина Винокурова) и человека – юноши Таастимира (Сергей Алексеев). В образе Матери Волчицы превалируют лучшие качества этого зверя: беззаветная преданность, смелость, воля к борьбе. Саина Винокурова очень убедительна в передаче характера своей героини, где естественно сочетается нежность к любимому и ненависть к врагам, забота о сыне и бесстрашие перед неприятелем. На долю Матери Волчицы выпадает много испытаний:нашествие врагов из племени Черного Шамана Хара Хаана (Семен Кузьмин),гибель в бою любимого мужа Таастимира.

Венец любви Матери Волчицы и Таастимира – сын Тимир Уол. Его появление на свет – великолепная находка постановщика. С помощью трюка, почти фокуса, на глазах изумленной публики ребенок появляется из чрева матери. Великолепен мальчик-исполнитель (Айылхан Эверстов). Это настоящий богатырь, сразу внушающий уверенность в победе светлого начала. Кроме того, мальчик очень похож на своего повзрослевшего персонажа. Удачно сложилось: он сын артиста, играющего повзрослевшего героя.

Тимир Уол (Василий Эверстов) возглавит борьбу с завоевателями, победит сына Черного Шамана Хара Суора (Эдуард Жирков) и обретет счастье с красавицей Айыы Куо (Валентина Аммосова). Пройдя тяжелые испытания, люди найдут новый дом на берегах реки Лены. А Бог Белое Солнце одарит их богатствами земных недр – алмазы, знаменитые якутские алмазы весьма эффектно и зримо спустятся с небес.

Свою лепту в успех внесли сценография и костюмы художника Олега Молчанова. Компактные, выразительные декорации не загромождают сцену, оставляя пространство для танца и позволяют мгновенно переносить действие то в Верхний Мир, то в деревню, то в стан врага, то на берег Лены. Костюмы тоже выполнены в соответствие с художественной задачей всего спектакля. Костюм Бога Белого Солнца волшебно прекрасен, враги в черных объемных лохмотьях страшны, но и красивы, в одеждах людей из племени Матери Волчицы видны народные мотивы, остроумно одеты Волки, в чьих нарядах использованы настоящие шкуры.

Интересно музыкальное решение спектакля, включающее этническое пение (хормейстер Светлана Смирнова) и звучание аутентичных якутских музыкальных инструментов. Труппа театра может гордиться тем, что мастер-изготовитель, солист-импровизатор Руслан Габышев воссоздает старинные народные инструменты с аутентичным звучанием. Композитор Рашид Калимуллин не упустил счастливого случая и удачно использовал их в партитуре. Спектакль шел под качественную запись Оркестра национальных инструментов (музыкальный руководитель и главный дирижер – Николай Петров).

афанас 1

Хореография разнопланова. Лирические танцы-диалоги сменяют выразительные пантомимные сцены. Картины Верхнего мира чередуются с жанровыми фрагментами. Пафос борьбы за свободу соседствует с милым юмором. Очень забавна лошадка в исполнении двух танцовщиков (Алексей Максимов и Семен Дьяконов). Но хореография не только разнопланова, но и очень сложна. Солисты часто исполняют комбинации, включающие в себя цирковые, опасные с виду трюки. В спектакле много массовых танцев: пляски веселящегося народа, обрядовые и воинские танцы. Следует отметить слаженную, вдохновенную работу кордебалета.

Георгий Ковтун – опытный мастер, он многое видел на своем веку, владеет обширной лексикой, а потому порой мелькают цитаты из «Гаянэ», «Спартака», балетов Бориса Эйфмана. Считать такие фрагменты чужеродными не позволяет энтузиазм якутских артистов, естественно живущих на сцене. Задачу танцовщикам облегчает правомерное решение постановщика включить в танцевальную структуру осуохай – традиционный якутский хоровод. Он исполняется несколько раз по ходу спектакля. Он же завершает спектакль, становитсяфинальной точкой – победным ликованием народа, одолевшего врагов, утвердившего свои светлые идеалы.

Впрочем, осуохай перешагнул рампу. В фойе императорского театра он объединил всех – и зрителей тоже. Автор этих строк не устояла (и не в первый раз). Конечно, я не понимала, что поет осуохайдыт Дмитрий Артемьев, но чувство человеческого единства не требовало слов, наполняло невероятной энергией. Поистине фантастическое действо!

После первых гастролей в Санкт-Петербурге прошло семь лет. Приятно видеть, что труппа выросла и технически, и творчески, что ее по-прежнему возглавляет неугомонный Александр Иванович Алексеев.

алексеев 1

А заведующая литературной частью Вера Николаевна Черноградская все так же многое делает для пропаганды искусства театра.

черноградская 1

Замечательно, что гастроли состоялись в рамках федеральной программы «Мы – Россия» Министерства культуры Российской Федерации и являются частью культурной программы, приуроченной к 390-летию вхождения Якутии в состав Российского государства и 100-летию образования Якутской АССР. Но хотелось бы чаще видеть в Санкт-Петербурге спектакли Национального театра танца Республики Саха (Якутия) имени С. А. Зверева-Кыыл Уола. Жанр этнобалета – редчайший на отечественной сцене, и в Петербурге, где любят и понимают балетное искусство, этот жанр вызывает несомненный интерес. Аншлаг на спектаклях театра свидетельствует о том, что не все желающие смогли посетить выступление якутских артистов.

ОБ АВТОРЕ

Лариса Ивановна

Профессор

Кандидат искусствоведения

Абызова111 1

В Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой преподаёт дисциплины: история балетного театра; история и теория хореографического искусства; русский балет XX–XXI веков; наследие и репертуар балетного театра; методика преподавания балетоведения; балетная критика.

Руководит диссертациями аспирантов, студентов магистратуры, выпускными квалификационными работами студентов бакалавриата.

Член государственных комиссий по защите дипломных работ, приему госэкзаменов, вступительных экзаменов.

Защитила диссертацию на тему «Творчество балетмейстера И. Д. Бельского в контексте развития отечественного балетного театра 1950–60 годов». Автор монографии «Игорь Бельский: Симфония жизни» (СПб., 2000), за которую удостоена Почетной грамоты Комитета по науке и высшей школе Санкт–Петербурга на Смотре–конкурсе учебных и научных изданий вузов Санкт–Петербурга в номинации «За большой вклад в обеспечение учебного процесса образовательной литературой».

Автор не имеющего аналогов учебника «История хореографического искусства. Отечественный балет XX – начала XXI века» (СПб., 2012), который является первым опытом учебного пособия по истории русского балета c начала XX века до наших дней. 

К 70-летию со дня Великой Победы вышел в свет многолетний труд Л. Абызовой «Военные хроники ленинградского балета», где впервые собраны воедино обширные сведения о ленинградских балетных театрах и Ленинградском хореографическом училище в годы Великой Отечественной войны (СПб., 20215)

Автор десятков научных трудов в специализированных изданиях, посвященных проблемам теории и истории хореографического искусства. Ведет активную работу в области балетной критики. Более 750 статей напечатаны в журналах «Балет», «Балтийские сезоны», «Балет Петербурга», «Зрительный ряд», газетах «Мариинский театр», «Смена», «Час пик», «Вечерний Петербург», «Санкт–Петербургские ведомости», «Невское время» и др.

Член жюри Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» (2003), «Золотой софит» (с 2009 до настоящего времени) и Международного фестиваля балета в Гаване (2004). Как балетовед работала в Мексике в труппе «Taller Coreografico de la UNAM».

Постоянная участница и руководитель секций научных конференций в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой; в Санкт–Петербургском государственном университете выступает с докладами на тему истории Ленинградского хореографического училища и балетных театров Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Научные интересы: история и теория хореографического искусства; история отечественного балета; проблема хореографического симфонизма; Ленинградское хореографическое училище (Академия Русского балета) в годы Великой Отечественной войны – в эвакуации и в блокаде; проблемы педагогики; балетная критика.

В 2014 году педагогическая деятельность Л. И. Абызовой отмечена "Благодарностью Министра культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу".

  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением