Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -4 oC

На этой неделе, с 23 по 27 января, в Якутске в рамках мероприятий 10-летия Детства и Года педагога и наставника в РФ прошел Международный педагогический форум «Устойчивое развитие детства в Якутии – основа будущего». Главная цель форума - интеграция ресурсов городов и республики для создания единого открытого образовательного пространства и формирования компетенций XXI века, которые помогают создавать условия для устойчивого развития детства в Якутии.

На этой неделе, с 23 по 27 января, в Якутске в рамках мероприятий 10-летия Детства и Года педагога и наставника в РФ прошел Международный педагогический форум «Устойчивое развитие детства в Якутии – основа будущего». Главная цель форума - интеграция ресурсов городов и республики для создания единого открытого образовательного пространства и формирования компетенций XXI века, которые помогают создавать условия для устойчивого развития детства в Якутии.

«Форум – это знакомство с передовыми технологиями»

В форуме приняли участие народные депутаты республики, работники сферы дошкольного и школьного образования, представители высшей школы, науки, общественных организаций, органов исполнительной власти республики.

На открытии с приветственной речью к участникам обратилась заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Антонина Григорьева.

«Сегодняшний форум – это близкое знакомство с передовыми технологиями, точками роста для педагогов и многое другое. Детские дошкольные учреждения республики не стоят на месте, педагоги совершенствуют свое мастерство и осваивают все новое, что есть в дошкольном образовании», - сказала парламентарий.

Антонина Григорьева также отметила, что сегодня большую роль играет подготовка современного воспитателя, то есть специалиста, не просто владеющего психологией, педагогикой дошкольного возраста, но и информационными технологиями. Педагогам дошкольного образования необходимо быть компетентными в этих вопросах. Кроме этого, как подчеркнула парламентарий, они должны уметь воспитывать настоящих патриотов малой родины, своего Отечества.

Антонина Афанасьевна отметила, что несмотря на то, что в Якутии более 750 дошкольных образовательных организаций, все равно существует их нехватка. Влияет на это и положительная демографическая ситуация, и миграция населения в республику из других субъектов РФ.

«В связи с тем, что в гостях у нас ведущие эксперты в области дошкольного образования, педагоги-новаторы, мы должны продумать, как добиться качества в разных формах работы дошкольной системы образования. Тем более, Указом Президента Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, а в регионе Главой республики Айсеном Сергеевичем Николаевым - Годом труда», - подчеркнула парламентарий.

Также в своем выступлении вице-спикер парламента Якутии подчеркнула, что, несмотря на дороговизну, строительство детских садов в регионе за счет источников государственного бюджета будет продолжено. Так, в этом году вводятся еще пять объектов дошкольного образования на 285 мест.

«Мы продолжим каждый год вводить по 6 больших детских садов. Но если в 2020 году строительство детского сада на 50 мест обходилось в 70 млн рублей, то в 2022 году – уже в 140 млн рублей, такой же мощности. А в 2023 году один квадратный метр будет стоить 207 тысяч 72 рубля, т.е. одно место дошкольника обойдется в 3 млн 129 тыс 87 рублей. Но, тем не менее, мы будем искать разные пути для того, чтобы дошкольное образование стало доступным», - сказала Антонина Григорьева.

В целях всесторонней поддержки семей с детьми

Модератор пленарного заседания, первый заместитель Председателя Якутской городской Думы Евдокия Евсикова отметила, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) является одним из организаторов Международного педагогического форума, она поблагодарила Антонину Афанасьевну за внимание к развитию детского дошкольного образования. «Очень многое делается в республике именно для поддержки и развития детства», - подчеркнула Евдокия Ивановна.  

IMG 7155 1

Также в форуме приняли участие депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) – председатель постоянного комитета Ил Тумэна по делам семьи и детства Алена Атласова, ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Анатолий Николаев и советник генерального директора Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия) Марина Силкина.

Председатель профильного комитета Алена Атласова ознакомила участников Международного педагогического форума с законодательным совершенствованием системы мер социальной поддержки семей с детьми в Республике Саха (Якутия).

«В нашей стране семья, дети, их защита и поддержка являются фундаментальными ценностями общества, а также неотъемлемой частью культуры, национальных традиций и важнейшим направлением деятельности государства. Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я), являясь высшим законодательным органом, ведет работу по совершенствованию законодательной базы для всесторонней поддержки семей с детьми», - сказала парламентарий.

В своем выступлении Алена Атласова подробно остановилась на тех республиканских законах, инициированных и принятых народными депутатами Республики Саха (Якутия), которые поддерживают многодетных семей, семей с детьми, выступают в защиту материнства, отцовства и детства.

Как готовят кадры для детских садов?

Народный депутат республики, ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Анатолий Николаев рассказал об особенностях подготовки педагогических кадров в СВФУ.

Как отметил парламентарий, педагог – это человек с определенным, особым даром предвидения интересов, направлений развития ребенка.

«От дошкольного и общего образования зависит выбор молодым человеком будущей специальности, которая предопределит его дальнейшую жизнь, стабильность и положение в обществе. Поэтому мы все вместе должны включиться в эту работу», - подчеркнул он.

Анатолий Николаев рассказал о работе федерального университета с дошкольными и общеобразовательными учреждениями, о подготовке педагогических кадров в Якутии, представил профильные проекты.

С системой подготовки педагогических кадров для дошкольного и школьного образования в Республике Узбекистан ознакомил декан факультета дошкольного образования Чирчикского государственного педагогического университета Ташкентской области, кандидат физико-технических наук Кахрамон Ибадуллаев. Его участие придало педагогическому форуму международный уровень.

На видеосвязь с участниками Международного педагогического форума вышли доктор психологических наук, профессор, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования Николай Веракса (г. Москва) и ведущий советник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Инна Каракчиева (г. Москва).  

Начальник Управления образования Окружной администрации города Якутска Мария Петрова рассказала об инновационных сетевых площадках в системе столичного дошкольного образования, ориентирах дальнейшего развития.

Также на пленарном заседании выступили абсолютный победитель «Воспитатель года России – 2018», эксперт конкурса «Воспитатель года России», автор и преподаватель практического семинара «Лаборатория мастерства» для воспитателей детских садов, старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 52 «Котёнок» Анастасия Шлемко (г. Москва), победитель конкурса «Воспитатель года Москвы – 2020», лауреат конкурса «Воспитатель года России -2020», старший методист ГБОУ «Школа № 236 им. Героя Советского Союза Г. И. Щедрина» г. Москвы, почетный работник воспитания и просвещения РФ, эксперт городского методического центра, член жюри профессиональных конкурсов для педагогов Светлана Тулайкина (г. Москва) и др.

Круглый стол

В этот же день, после обеда состоялся круглый стол «Устойчивое развитие как составная часть трансформации дошкольного образования», на котором обсуждались вопросы по выработке кластерной модели взаимодействия по воспитанию и обучению детей младшего возраста на четырех уровнях образования – дошкольного, школьного, дополнительного и высшего образования, а также механизмы выявления, распространения и сохранения лучших практик.  

Открывая круглый стол, модератор мероприятия, проректор Международной педагогической академии дошкольного образования, кандидат исторических наук Ирина Комарова (г. Москва) отметила: «Мы с вами встречались в прошлом году и поставили для себя амбициозную задачу – выработать Концепцию устойчивого развития детства в Якутии. Сегодня мы обсудим всевозможные подходы и действия, возможности интеграции ресурсов городов и республики для создания единого открытого образовательного пространства для воспитания и обучения детей младшего возраста и формирования компетенций XXI века, которые помогают создавать условия для устойчивого развития детства в Якутии».

В своем выступлении проректор академии затронула тему трансформации дошкольного образования и обозначила пять ее направлений.

Детсад «Прометейчик»: развитие IT-технологий

Своим опытом работы поделилась и.о. заведующей детского сада №18 «Прометейчик», руководитель отдела дошкольного и начального образования Малой академии наук РС (Я), кандидат педагогических наук Ольга Степанова. По ее словам, идеей программы развития было создание детского сада, готового к будущему.

«Основной целью нашей программы развития мы поставили - обеспечение выполнения стандартов дошкольного образования, с одной стороны, и, с другой, дать нашим детям просто счастливо жить, нашим педагогам – работать продуктивно, на свое развитие, на развитие детей, и чтобы наши дети развивались и осваивали новые пространства, новые знания и креативные навыки», - подчеркнула Ольга Степанова.

Педагогический коллектив детского сада «Прометейчик» выбрал своими стратегическими направлениями - развитие IT-технологий, превращение детского сада в образовательный центр креативно-технологического направления.

«Мы много занимались исследованиями – исследованиями трансляции развития креативного мышления, новых принципов познания. Мы хотели, чтобы наши дети по-другому познавали мир, не традиционно. Потому что контент у нас, в России, очень хороший, начиная с советских времен – содержание работы. Но как этого можно достичь, подавая то же содержание современным детям с помощью новых технологий, над этим мы очень много работали и работаем сейчас», - отметила Степанова.

Так, в первый год открытия детского сада, в 2015 году, была создана школа-лаборатория инновационного развития, реализованы проект «Модель языкового погружения в политкультурной среде ДОО», республиканские проекты «Одаренный ребенок», «Шахматы – детям», «Рисуем все», «Музыка для всех», в 2017-2018 годах – федеральные проекты «Виртуальный детский сад», «Steam-образование в детском саду», «От фребеля до робота». В 2018 году были открыты сетевая кафедра «Этнокультурное воспитание» АНО ДПО «Международная педагогическая академия дошкольного образования» и творческая группа «Фабра-Арс» Ресурсного центра Арктического государственного института культуры и искусств.

Не менее интересным опытом сотрудничества поделилась представитель высшей школы – доцент кафедры «Народная художественная культура» Арктического государственного института культуры и искусств, отличник культуры и профобразования РС (Я) Роза Бурцева. Она рассказала о творческом взаимодействии вузов республики с детскими садами и школами, о новой модели подготовки специалистов. 

Также о профессиональной подготовке кадров для системы дошкольного образования республики, о том, как привлечь в педагоги лучших, говорила в своем выступлении и кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующего кафедры дошкольного образования пединститута СВФУ Людмила Попова.

IMG 7244 1

Современные технологии: мешают или помогают?

Тему современных технологий в дошкольном образовании – мешают они или помогают – затронула абсолютный победитель конкурса «Воспитатель года России – 2018», эксперт конкурса «Воспитатель года России», автор и преподаватель практического семинара «Лаборатория мастерства» для воспитателей детских садов, старший воспитатель МБДОУ Детский сад № 52 «Котенок» (г. Москва) Анастасия Шлемко.

В ходе своего выступления Анастасия Шлемко привела результаты соцопроса, который был проведен ею в соцсетях - «Мешают или помогают современные технологии в работе педагогов детских дошкольных учреждений?». Так, только 9% респондентов считают, что современные технологии мешают, 91% считают, что они помогают.

IMG 7250

На вопрос «каким образом помогают?», педагоги дали такие ответы: «с ними становишься ближе к детям, слышишь их», «оптимизация работы, общаться с родителями поколения Z», «двигаться вперед, понимать современный подход в образовании», «увидеть в каждом ребенке Личность», «легче вовлечь в деятельность, интересно идти по их запросу», «новизной, самой интересно», «перестроить свою работу, выйти на новый уровень общения с детьми», «развивается детская любознательность», «больше возможностей для детской и взрослой инициативы», «новыми идеями, дают толчок в развитии», «помогают, подсказывая существующие тенденции, Ориентир».

Противники же внедрения современных технологий в детские сады ответили, что «требования внедрять в работу есть, а возможностей нет». А мешают педагогам отсутствие жизненного опыта, а также то, что нет понимания, желания, времени, обучения, свободы и поддержки. Таков был примерный срез ответов и причин, отметила докладчик.

В конце своего выступления Анастасия Шлемко пригласила педагогов Якутии к общению в соцсетях по развитию и внедрению современных технологий. «Будем общаться и будем вместе развиваться», - сказала она.

Одна из лучших в России

Не менее интересными были и другие выступления участников круглого стола. Так, с моделью работы с детской одаренностью в системе дополнительного образования ознакомил ректор Малой академии наук РС (Я) Василий Павлов, о том, как сделать ребенка с аутизмом успешным в обучении, рассказала поведенческий аналитик и супервизор Жанна Бекеева (г. Москва), о проведении в Национальной библиотеке Якутии проекта «Читаем все», ориентированного на детей и их родителей, информировала заведующая ДТК – Центром чтения Национальной библиотеки РС (Я) Ирина Дранаева, об эффективной системе здоровьесбережения в детском саду №15 «Северные звездочки» городского округа «город Якутск» рассказала заведующая детским садом Нина Горбунова.

Подытоживая, можно сказать, что сегодня система дошкольного образования Якутии по многим показателям входит в тройку лучших в России, и проведение такого масштабного по содержанию педагогического форума, к тому же, международного уровня - еще одно яркое доказательство этого.

photo 2023 01 24 10 43 38

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением