Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 4 oC

 2022 год в России объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ. Об этом Президент РФ Владимир Путин заявил на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, которое прошло в Нальчике 29 ноября 2019 года. По мнению директора Международного Фонда Исследования Тенгри, кандидата политических наук, отличника культуры РС (Я) Лены Федоровой, это актуальное решение для всех народов России, в том числе и для якутского народа.

 2022 год в России объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ. Об этом Президент РФ Владимир Путин заявил на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, которое прошло в Нальчике 29 ноября 2019 года. По мнению директора Международного Фонда Исследования Тенгри, кандидата политических наук, отличника культуры РС (Я) Лены Федоровой, это актуальное решение для всех народов России, в том числе и для якутского народа.

Справочно: Компания "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНГРИ" была зарегистрирована в городе Якутске в 13 октября 2011 года. Федорова Лена Валерьевна является генеральным директором организации. Основной вид деятельности фонда - научные исследования и разработки в области общественных и гуманитарных наук.

Комментарии эксперта по грядущему Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ:

- Наше народное искусство - это бытующие в народе предания, сказки, эпос, музыка, театр, танцы, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, созданные на основе коллективного творческого опыта и национальных традиций. Поэтому следующий год очень важен для нас. Ведь мы, саха, в силу исторически раннего отпочкования от основной метрополии в труднодоступную северо-восточную периферию Евразии, сохранили в живом действующем и полном виде то, что у других исчезло навсегда или сохранилось фрагментарно. Мы можем в рамках программ Года народного искусства и нематериального культурного наследия организовать культурные, научные, просветительные мероприятия как республиканских, так и международных уровней.

У нас древнее и богатое нематериальное культурное наследие - обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства.

Поскольку они имеют древние истоки, в первую очередь, основаны на универсальных ценностях открытого мировоззрения наших первопредков. А они имеют, как известно, более южное происхождение. Как показывают исследования, источники, наши предки прибыли на среднюю Лену с районов южной Сибири – Байкальского, Саяно-Алтайского региона, Минусинской котловины. Эти территории связаны с хуннами, которые в X-м вв. до н.э. начали переселяться из южных на северные районы пустыни Гоби. А южные районы Гоби – это районы, географически и исторически связанные с арийско-сакской, скифской, индоиранской культурой. Отсюда и схожесть обычаев, обрядовых, религиозных традиций. Отсюда и мотивы, сюжеты в мифологии, эпосах, фольклоре, преданиях и т.д. Отсюда и скифский «звериный» стиль якутских традиционных изделий из металлов, дерева, глины, узоры, орнаменты, формы традиционных строений, концепция обустройства пространства, дизайн одежды, изобразительное искусство.

917466d2 56ba 4173 9f63 05f111022493

В этой связи можно привести пример дизайна ковра, найденного в 2009 г. в кургане кочевой империи хунну в горах Ноин-Уула на территории Монголии (120 км от Улан-Батора). Полотно с вышитыми фигурами мужчин лежало на дне разграбленной еще в древности могильной ямы. Новосибирский археолог Н.В. Полосьмак предполагает, что ковер персидского происхождения, и его рисунок отражает зороастрийский ритуал древних персов – передачу мухомора жрецу. В возражение этому можно сказать, что в других хуннских могильниках знати хуннских кочевников (I в. до н.э. - I в. н.э.) этой же местности экспедицией П.К. Козлова в 1923-1925 гг. были раскопаны аналогичные по технике исполнения ковры. Где были вышита картина терзания животных - лось, росомаха, як и тигр, которые водятся в Сибири, но не в Персии. Да и костюмы на мужчинах не жреческие, а вполне бытовые. Жрецы бы «гриб», предназначенный для возделывания из него ритуального напитка, так бы не преподнесли. Ритуальные напитки священнослужителями любых религий традиционно преподносятся в специальных сосудах со всей полагающейся атрибутикой. Скорее, это ковер самих хуннов, на полотне изображена бытовая сцена клеймения лошади раскаленным тавром (тамгой). Два кузнеца кудай-бахсы поочередно бьют кузнечными молотами по змееподобной тамге. Сзади кузнеца другой мужчина держит наготове коня. Змееподобная тамга на наковальне – по форме могой, могол, родовой символ небесного дракона, ездового коня верховного родового божества хуннов Теҥри, которого китайские источники передают как Ченли. Или же ковры Пазырыкской культуры (VI-III вв. до н. э.), раскопанные в Горном Алтае. Изображены там опять же северные олени, чепраки коней украшены орнаментами, кистями схожи с якутскими. В целом композиция передает сакральную иерархию мироздания. Эти и множество других артефактов, произведений, связывающих наши народное искусство и нематериальное культурное наследие с древнейшими традициями, культурами, очагами мировых цивилизаций, нужно сохранять, изучать. Этим можно только гордиться, культивировать, интегрироваться с общей мировой историей, достоянием всего человечества.

8da91be4 5b8c 42f9 b8cb f8931fa1cc17

8bf85a57 2f0b 494c bbd0 8d44106d8b8b

2fe5ff08 f1ad 4938 9667 e29088614766

 - Лена Валерьевна, про Пазырыкский ковер, найденный в Горном Алтае, в СМИ пишут как о самом древнем, возрастом 2500 лет. Были ли подобные находки в Якутии?

 - Подобные, нет, конечно. По мнению академика А.И. Гоголева, с которым многие специалисты согласны, отдаленные предки народа саха имели определенные этногенетические связи с населением Южной Сибири в период переходного гунно-сарматского времени, когда указанный регион входил в состав раннегосударственного формирования хунну (II в. до н.э. - V в. н.э.). Только после этого времени наши родоначальники, по материалам источников, прибыли на среднюю Лену. Когда на современных территориях Южной Сибири активизировались междоусобицы, наступила эпоха «кыргыс үйэтэ», «кыргыс кэмэ». Значит, примерно в начале или середине формирования Кыргызского каганата (VI-X вв.). И курыканы упоминаются в древнетюркских надписях тоже в эти времена (VII-VIII вв.). Так что только в IX-X вв. могли прибыть на сегодняшнюю родину.

b0531242 e26f 45bc 843a 6bdd1be05cb3

Характерной чертой объединений типа общества хунну является формирование государственности со своей администрацией и аппаратом принуждения, частично уже сменяющими органы родоплеменного устройства, частично выступающими в их обличии, приспосабливая их к новым условиям. Таким образом, пришли представители хуннских родов, знающие что такое государственность – Ил, Эл. Как известно, только наличие общественной идеологии, основанной на высокоразвитом религиозном учении монотеистической религии и стало идеологической основой для формирования древних кочевых военно-политических союзов, ставших впоследствии кочевыми государствами и державами Великой Степи. И вся духовная, материальная культура отражала их универсальные религиозные и духовные воззрения.

С этой точки зрения, сегодня, когда современная цивилизация погрязла в глобальных междоусобицах, кризисах, интеллектуальная часть мировой элиты призывает к идее «нового Просвещения», фундаментальной трансформации мышления, результатом которой должно стать целостное мировоззрение, гуманистическое, свободное от антропоцентризма, открытое развитию, но ценящее устойчивость. Где универсальные ценности открытого тенгрианского мировоззрения наших древних предков, могут переосмысливаться по-новому и сыграть определенную положительную роль.

  • 0
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением