Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -1 oC

На днях в Госдуму внесен законопроект о кочевом образовании. Он обязывает создать условия для подготовки к школе и обучению в 1-4-х классах детей из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока непосредственно там, где живут и ведут хозяйство их семьи.

На днях в Госдуму внесен законопроект о кочевом образовании. Он обязывает создать условия для подготовки к школе и обучению в 1-4-х классах детей из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока непосредственно там, где живут и ведут хозяйство их семьи.

Как сообщает RG.RU, согласно поправкам, которые планируется внести в Федеральный закон об образовании, к кочевым школам предъявляются более мягкие требования, чем к обычным. В частности, они могут находиться не в стационарных зданиях. Кроме того, в отношении них смягчены санитарные правила.

В пояснительной записке к законопроекту сказано: обучение кочевым методом организовано в семи регионах - Чукотском, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, Амурской области, Красноярском крае, в Якутии и Республике Коми. Всего в Арктической зоне круглогодично кочуют 4676 семей, где воспитывается более 6,5 тысячи детей, в том числе 2,2 тысячи детсадовцев и 4,3 тысячи школьников.

Оленеводы за то, чтобы дети получали образование, не только среднее или среднее специальное, но и высшее.

Опыт показал, что перевести их массово на семейное обучение не получится: родителям не хватает педагогических навыков, они весь день заняты хозяйственными делами. Привычный уже дистант в стойбищах и этнических деревнях также малоприменим: слишком далеко от населенных пунктов, да и не везде в тундре имеется устойчивая связь. В кочевых же школах уроки ведут профессиональные учителя.

В основу законопроекта лег опыт Ямала, и это неслучайно: во-первых, регион стал пилотной площадкой внедрения кочевой формы образования еще 10 лет назад, во-вторых, здесь больше всего кочевников в стране - 10,5 тысячи.

Сахапарламент.ру попросил прокомментировать информацию о том, что кочевой школе хотят дать федеральный статус с внесением соответствующих поправок в федеральный закон, депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Марию Христофорову.

- Если вспомнить предысторию этого вопроса, отмечу, что, начиная с 2005 года, на уровне ЮНЕСКО этот вопрос систематически ставился республикой. Тогда это были первые ласточки – наша республика впервые предложила такое понятие, в целом, к сведению педагогической общественности страны. И, как мы видим, с тех пор прошло очень много времени.

А в прошлом году, когда в Салехарде было организовано большое совещание по этому вопросу, председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Совета Лилия Салаватовна Гумерова, которая сама родом из Ямала, обратила внимание, я думаю, на очень подробный и обстоятельный доклад председателя постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосии Васильевны Габышевой.

Отметим, что Феодосия Васильевна занимается этими вопросами очень давно и последовательно. Надо отдать должное, что на разных уровнях, на разных совещаниях - и федеральных, и региональных - этот вопрос, в подробностях разложенный, уже достаточно хорошо изученный в нашем регионе, притом уже есть определенный опыт, рассматривался. И хотя Ямал является пилотным в этом вопросе, но в Якутии, например, учеными и педагогами Якутии под руководством Феодосии Габышевой, проделана огромная работа для того, чтобы систематизировать эту деятельность и предложить несколько методик работы по обеспечению деятельности в сфере кочевого образования.

Стоит отметить и то, что работает в Якутии Центр кочевого образования - руководитель Наталья Ситникова. Конечно же, нельзя не упомянуть и Светлану Семенову, которая в те годы, будучи руководителем Института национальных школ, а ныне, являясь руководителем филиала Федерального научно-исследовательского института, внесла большой вклад в эту работу. Елена Голомарева, председатель профильного комитета парламента Якутии, много делает, в целом, для защиты статуса и обеспечения кочевого традиционного образа жизни в Арктике.

Изменения в Федеральном законе - это результат коллективной работы педагогов, ученых и практиков, непосредственно работающих в условиях кочевья, именно для обоснования и законодательного обеспечения статуса кочевого образования.

Даю этот комментарий для того, чтобы мы, хотя бы у себя в регионе, знали их имена, так сказать, наших героев. Потому что, к сожалению, наши коллеги из Государственной Думы, Совета Федерации очень редко в профильных комитетах и комиссиях ссылаются на опыт Якутии, хотя именно наша республика в очень многих вопросах является пионером и инициатором.

  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением