Основные поправки поступают в статьи, связанные с полномочиями и с переходом на одноуровневую систему МСУ, рассказал Крашенинников. По его словам, 20 регионов уже перешли на такую систему МСУ и еще более 25 регионов готовятся к принятию региональных законов. При этом есть субъекты РФ, которые не очень хотят переходить на новую систему.
«У нас продолжается дискуссия с Татарстаном, – заявил Крашенинников. – Нам нужно идти друг другу навстречу». Длительный переходный период для закона – до 1 февраля 2035 г. – будет в том числе с учетом позиции республики.
Сейчас полномочия МСУ разбросаны более чем по 100 законам и нормативным правовым актам, причем некоторые друг другу противоречат, теперь их хотят объединить в одном документе, сказал депутат. В поправках учли тему «расщепления полномочий», поскольку сейчас контрольно-надзорные органы считают, что между органами МСУ и региональными властями можно передавать полномочия только полностью, а регионы и депутаты Госдумы считают, что полномочия могут передаваться частично.
«В первом чтении законопроект был принят достаточно давно. И работа над ним продолжалась все это время. Был продлен срок представления поправок. Для нас важно не сломать существующую систему МСУ, а улучшить ее», – сказал заместитель начальника управления президента по внутренней политике (УВП) Денис Степанюк, отвечающий за взаимодействие с парламентом. Он подтвердил, что у некоторых регионов есть сомнения и именно поэтому так долго идет работа над проектом. Переходный период до 2035 г. позволит понять, «как работает система, и регионы, которые сомневаются, посмотрят, как у их соседей осуществляется переход на одноуровневую систему».
Позже Крашенинников сказал журналистам, что, когда законопроект принимали в первом чтении, Татарстан не возражал. Кроме поволжской республики с позицией не определились еще два-три региона. Переходный период также нужен для того, чтобы субъекты приняли свои законы, внесли изменения в уставы муниципальных образований, сказал депутат. Кроме того, Госдума должна будет принять изменения в бюджетное законодательство и в огромное количество актов, где идет речь о полномочиях МСУ.
На вступление закона в силу также будет отведено больше года, добавил Степанюк. По словам чиновника, основная задача – найти баланс между регионами и МСУ и «не навредить», поэтому есть готовность выслушать все предложения. «Даже с принятием закона работа не будет завершена. Долгий переходный период также предусматривается, чтобы в случае необходимости внести в закон поправки», – говорит Степанюк.
Замначальника УВП Евгений Грачев, ответственный в том числе за МСУ, сказал, что сейчас 51 регион находится в той или иной стадии перехода на одноуровневую систему МСУ. За последние годы на 17% сократилось количество муниципалитетов – с 21 000 до 17 000, выросло в 3 раза число муниципальных округов – со 193 до 536. По словам Грачева, там, где перешли на одноуровневую систему, фиксируется рост доходов преобразованных муниципалитетов на 27%, расходы снизились на 32%.
Зарплата глав и служащих органов МСУ выросла на 36%, поскольку в связи с сокращением сельских и городских поселений появилась возможность увеличить зарплаты на уровне муниципальных и городских округов, пояснил Грачев. «Есть особые мнения некоторых субъектов. Но наша задача – найти точки соприкосновения, тем более что в редакции ко второму чтению отражены многие вопросы, которые волнуют коллег, еще не вступивших на этот путь», – заметил чиновник.
Проект нового закона об МСУ был внесен в Госдуму 16 декабря 2021 г. Крашенинниковым вместе с его коллегой из Совета Федерации Андреем Клишасом. Эта инициатива должна была завершить реформу, заложенную конституционными изменениями 2020 г. Тогда в Основном законе закрепили понятие «единая система публичной власти». В первом чтении законопроект об МСУ приняли 25 января 2022 г. Срок представления поправок ко второму чтению несколько раз переносился. Принятие реформы МСУ было отложено из-за президентских выборов, говорили «Ведомостям» в 2023 г. источники.
Источник БИЗНЕСONLINE
Фаррахов: переход к одноуровневой системе местного
самоуправления может привести к потере эффективности
Татарстан имеет опыт успешной работы двухуровневой системы местного самоуправления (МСУ). Отказ от нее может сказаться на реализации прав различных групп населения и вовлечении граждан в решение вопросов местного значения. Об этом заявил депутат Госдумы Айрат Фаррахов, комментируя «БИЗНЕС Online» результат заседания рабочей группы по подготовке ко второму чтению новой редакции закона о местном самоуправлении (МСУ).
«На самом деле идет работа большая, плотная. Насколько прислушаются к Татарстану? Вероятность всегда есть на самом деле, здесь же не идет речи о споре. Речь идет о том, как использовать тот позитивный опыт, который есть в республике. Надо сказать, что к нашему региону всегда прислушиваются. Наша позиция доказательная», — отметил Фаррахов.
Он отметил три причины, согласно которым не стоит отменять действующую систему. Например, она доказала свою эффективность, поскольку предполагает максимальное вовлечение граждан в решение вопросов местного значения. В качества примера политик привел совместную работу федеральных и региональных депутатов над выполнением наказов избирателей. Таким образом, это позволяет вовлекать граждан в решение вопросов местного значения.
«Кроме этого, почему мы полагаем, что в Татарстане могла бы быть сохранена модель двухуровневого управления? Мы исходим из того, что Россия — это очень большая страна и субъекты отличаются социально-экономическими, культурными, историческими особенностями. Сохранение двухуровневой системы обеспечивает устойчивое развитие интересов различных групп населения. Татарстан — это 170 почти национальностей, языков, национальных групп. Двухуровневая система власти позволяет обеспечить стабильность, реализацию всех прав. На наш взгляд, это очень важно», — привел депутат еще один аргумент.
Также, по его словам, переход к одноуровневой системе для всех может привести к потере эффективности управления на местах. «Например, сегодня 7 663 депутата избраны на поселенческом уровне в Татарстане. Кто они? Это люди, которые имеют активную жизненную позицию, активную гражданскую позицию, они патриоты, и с ними нам очень эффективно работать. Люди им доверяют. В перспективе наши патриоты, возвращающиеся с СВО, могли бы постепенно замещать эти должности. Они становились бы для них трамплином», — считает Фаррахов.
При этом парламентарий не исключил того, что федеральные власти могут учесть мнение республики и сохранить на территории региона действующую систему. «Наша работа уже приносит успех: рассматриваются варианты продления старта этих изменений до 2035 года. Это тоже некий такой сигнал о том, что „мы вас услышали“. На самом деле федеральный закон позволяет такие возможности предусмотреть, то есть индивидуальный подход к региону, конечно. Мы полагаем, что единообразие здесь не обязательное требование», — отметил Фаррахов.
Сегодня утром стало известно, что переход на одноуровневую систему местного самоуправления продлили с сентября 2025-го до февраля 2035 года. К законопроекту о муниципальной реформе поступило уже 940 поправок, Татарстан — среди главных критиков.
Напомним, законопроект «Об общих принципах организации МСУ в единой системе публичной власти», подготовленный главами комитетов Совфеда и Госдумы по госстроительству Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым, приняли в первом чтении еще в январе 2022 года. Однако процесс подготовки документа затянулся, и к проекту депутаты вернулись лишь в осеннюю сессию в 2024-м. Одной из самых дискуссионных новелл проекта стало упразднение муниципалитетов первого уровня (городских и сельских поселений) и переход на одноуровневую систему МСУ с городскими и муниципальными округами.
В 2021 году Госсовет РТ концептуально поддержал новый законопроект Клишаса — Крашенинникова о местном самоуправлении. Однако татарстанские депутаты намеревались подготовить поправки ко второму чтению. Глава Татарстана Рустам Минниханов также поддержал законопроект, заявив, что он нужен.
Источник business-gazeta.ru
- 2
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0