Чаяния народа
В основу этих указов, как следует из Официального информационного портала РС(Я) - https://www.sakha.gov.ru, «легли предложения, высказанные на дискуссионных площадках, с представителями общественности и экспертным сообществом в самых разных сферах: от медицины - до культуры, консультаций с депутатами Ил Тумэн». По сути, это кодифицированные в документе чаяния народа.
Напомним, ими были:
1. Указ Главы РС(Я) от 27 сентября 2018 г. № 2 «Об экологическом благополучии РС (Я)»;
2. Указ Главы РС(Я) от 27 октября 2018 г. № 145 «О стратегических направлениях социально¬-экономического развития РС(Я)»;
3. Указ Главы РС(Я) от 06 ноября 2018 г. № 149 «Об инновационном и цифровом развитии РС (Я)»;
4. Указ Главы РС(Я) от 22 ноября 2018 г. № 190 «О стратегических направлениях развития образования в РС (Я)»;
5. Указ Главы РС(Я) от 11 декабря 2018 г. № 232 «О стратегических направлениях развития сельского хозяйства РС (Я)».
Помимо того, спустя два года, в апреле 2020 года был принят шестой стратегический Указ Главы РС(Я) № 1103 «Об основных направлениях государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне РС(Я) на период до 2024 года».
Масштабные перемены
Пять указов уже действуют три года, и за этот период проведена, на первый взгляд, незаметная, но на самом деле невероятно огромная работа.
Здесь – и самая масштабная программа по переселению людей из ветхого и аварийного жилья, цель которой в итоге ликвидировать 1142,6 тысяч квадратных метров и заселить людей в новые дома и квартиры.
Руководство республики всерьез взялось за медицину в промышленных и сельских районах. Полным ходом шли и идут капремонты медучреждений, поставляется высокотехнологичное медицинское оборудование, в столице строятся современные медицинские комплексы.
Впервые в истории Якутия перевалила за «триллионный уровень» ВРП, а рост промышленности обновляет рекорды ежегодно. Заметим, что именно при Айсене Николаеве Якутия вошла в первую десятку регионов России с наибольшим объемом валового регионального продукта на душу населения.
Скачок в развитии промышленности всегда означает нагрузку на природу. Поэтому первым указом избранного главы стал Указ «Об экологическом благополучии Якутии». Вслед за ним последовали еще четыре, касающиеся ключевых направлений развития республики – сельского хозяйства, образования, цифровизации и социально-экономического развития Якутии.
Контроль и финансы
Валентин Семерков, народный депутат РС(Я), член фракции ЛДПР:
-- Стратегические указы Айсена Николаева был очень своевременны, скажу больше: отвечали ожиданиям республики, её жителей. В каждом из них четко прописаны целевые показатели, которые необходимо достигнуть. Это, на самом деле, так называемая «долговременная стратегия». Можно сказать, плановая экономика, что вообще большая редкость в регионах страны.
В основном ведь Россия живёт от одного выборного цикла к другому. Когда большинство решений – кратковременные, и, как следствие, не очень эффективные. Указы же Главы Якутии развёрнуты на дальнюю перспективу.
Это долгий путь с ясными и четко расписанными целями на каждый год. И его надо пройти. Указы Главы - это стратегия развития республики. Возможность для реализации амбициозных проектов.
И тут я считаю, самое главное, - контроль их реализации на всех уровнях исполнения. И, конечно же, финансовое наполнение указов. Что сегодня совершенно непросто. И в чём мы, народные депутаты, должны полностью поддерживать главу республики.
За развитие и дополнение
Виктор Губарев, народный депутат РС(Я), заместитель Председателя Госсобрания (Ил Тумэг) Якутии, руководитель фракции КПРФ:
-- Несомненно, стратегические указы Главы Якутии отвечают тем проблемам и задачам, которые стоят и перед Российской Федерацией, и перед республикой.
Начну с села. Для аграриев республики указ четкий ориентир для развития товарного производства и получения более высоких доходов от сельхозпроизводства.
Стратегическое развитие сельского хозяйства - основа нашей продовольственной безопасности. Напомню, что не менее четверти населения Якутии проживает в сельской местности.
Но село до сих пор находится в очень непростом положении. И начнем с самого больного вопроса в этой отрасли. С заработной платы. Официальные доходы в сельской отрасли - 40 тысяч рублей, в горнодобывающей сфере - 160 тысяч рублей. Уровень зарплат у селян надо немедленно подымать.
Государственный заказ существует только на молоко, и без ответа стоит вопрос на госзаказ производства мяса и другие производимые на селе продовольственные товары.
Замечу также, что со следующего года уменьшается финансирование бюджетом сельскохозяйственного комплекса Якутии с 10 до 7 миллиардов рублей. И этого ни в коем мере нельзя допустить.
Вообще, для развития агропромышленного комплекса требуется 10% от бюджета. Это, исходя из нашего бюджета порядка в 23 миллиарда рублей. А у нас предполагается семь. Тут хотя бы оставить финансирование не ниже текущего года…
В целом по сельскому хозяйству хотелось бы видеть более широкую поддержку местного производителя, к примеру, все потребности республики по потреблению картофеля и весомую часть по овощам мы могли бы закрывать только за счёт местного производителя.
Так что полагаю, указ по сельскому хозяйству требует развития, и его можно было бы и дополнить.
Есть у меня вопросы и по указу о социально-экономическом развитии. Ведь какая у нас одна из главных целей органов власти на сегодня? Правильно. Борьба с бедностью. И мне стыдно даже произносить это словосочетание, что мы боремся не за достижение наивысших результатов в труде или повышении доходов населения.
В нашей республике, где меньше миллиона населения, сегодня - 170 тысяч людей, живущих ниже прожиточного уровня, и это, по большей части, - многодетные семьи.
Плюс к тому у нас один из самых высоких по Дальнему Востоку уровень безработицы. Так что говорить о каких-то промежуточных итогах исполнения указов в этих сферах ещё рано.
Есть проблемы по экологии, в частности, у нас слабый контроль за работой старателей и других добывающих предприятий. И тут наша доктрина экологической безопасности должна быть на уровне других регионов Российской Федерации. Пока, как я вижу, мы далеки от них.
К сожалению, мы много принимаем документов, даже очень много, по всем направлениям, включая национальные программы, но всё идёт медленно и мало над ними контроля.
Комплекс действий
Павел Петров, народный депутат РС(Я), председатель постоянного Комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике, член фракции «Единая Россия»:
-- Указы Главы Якутии Айсена Николаева, в первую очередь, направлены на то, чтобы сформировать четкий комплекс действий. Для того, чтобы полностью реализовать экономический потенциал республики и трансформировать его в качество жизни наших граждан.
Наша главная проблема, которая лежит на поверхности, в том, что мы - богатейшая в стране республика с неизмеримо огромным потенциалом. Республика занимает хорошие позиции по различным показателям: по темпам прироста инвестиций в основной капитал, росту промышленного производства, объемам строительства и т.д. Но эти макроэкономические показатели, к сожалению, расходятся с имеющимся у населения качеством жизни.
Порядка 20% якутян живут за чертой бедности. Реальные доходы населения, из-за негативного влияния на экономику региона пандемии коронавирусной инфекции, падают. Есть ещё слабые места в обеспечении и повышении уровня комфортных условий жизни во многих поселениях республики.
Перед нами стоят такие задачи, как вовлечение в оборот новых месторождений, усиление отдачи от тех природных ресурсов, под которые уже привлечены инвестиции, развитие предприятий более высокого передела и т.д.
И указы главы республики - один из действенных и работающих инструментов для того, чтобы добиться экономического роста, прорыва в социальной сфере и таких показателей, которые обеспечат должное качество жизни всем якутянам.
Подготовил Аламжи БУДАЕВ
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0