Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -10 oC

Выступление первого заместителя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александра Жиркова на пленарном Августовском совещании работников системы образования и науки Республики Саха (Якутия) «Единое российское образовательное пространство: ключевые задачи региональной системы образования».

Выступление первого заместителя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александра Жиркова на пленарном Августовском совещании работников системы образования и науки Республики Саха (Якутия) «Единое российское образовательное пространство: ключевые задачи региональной системы образования».

– События последнего времени еще раз возвращают нас к теме возрождения лучших традиций российского образования. А они восходят к сельской школе. Россия – сельская страна. Городские поселения в нашей стране составляют менее двух процентов от общего числа населенных пунктов. Из 155 тыс. населенных пунктов РФ 153 тыс. находятся в сельской местности. Из общего числа российских школ более 60 процентов – сельские. В нашей республике эти показатели еще выше в пользу сельских школ – их более 70 процентов.

В каждой из них учатся дети, работают учителя. Учительская интеллигенция на селе составляет основу сельского социума, складывавшегося веками. У сельских школ своя, вековая, особая стать, это школа Константина Ушинского и Василия Сухомлинского, это школа Георгия Бессонова, Михаила Алексеева и Бориса Андреева. Каждая сельская школа по-своему единична и неповторима, каждая сельская школа – уникальная обучающая и воспитывающая среда.

Наличие значительного числа сельских школ – это не недостаток, это особенность, и, если хотите, привилегия сельской России, ее многочисленного и многоязычного народа. И нужно относиться к сельской школе с подобающим ее статусу уважением и вниманием.   

Село, где нет школы, в абсолютном своем большинстве обречено на забвение, на исчезновение. С начала 90-х годов Россия не досчиталась десятков тысяч сельских населенных пунктов. Главной  причиной исчезновения российских деревень стало, да и сегодня остается сокращение числа школ и детских садов. За последние 30 лет, начиная с 1991 г., количество сельских школ в РФ сократилось в три раза – с 70 тыс. до 23 тыс. И сегодня в стране ежедневно закрывается по 3 сельской школы. Каждый день по 3 сельской школы.

У нас в республике мы изначально постарались не допускать этого. Не допустили массового закрытия школ. Прежде всего, опираясь на последовательную линию руководства республики, начиная с нашего Первого президента Михаила Николаева и устойчивости самих сельских жителей, сельского учительства.  Когда стало совсем сложно, в 1995 году республика приняла закон «Об учителе», в котором учителям, работающим в сельской местности, впервые были предусмотрены за счет бюджета республики специальные ощутимые надбавки, коммунальные и другие льготы. Приняли программу строительства сельских школ, законы «О государственной поддержке образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах», «О кочевых школах республики», другие меры.

Однако тревога за судьбу сельских школ не проходит.

Думаю не только у меня. Вот несколько моментов. В лексике министерства образования РФ, следом и в нашем министерстве достаточно прочно укоренилось понятие «создание доступности среды обучения». Казалось бы, желание благое. Однако на деле, при отсутствии сельским школам надлежащей поддержки, это понятие превращается в жесткое требование, непреодолимый барьер и постоянный укор для сельской школы, особенно для отдаленных и малокомплектных школ, расположенных в отдаленных и небольших населенных пунктов в целом.

Проблема малокомплектных школ. На уровне РФ определено понятие малокомплектной школы, ее статус. Кстати, в утверждении на законодательном уровне понятия малокомплектной школы, с целью ее сохранения и защиты, внесла первую лепту именно наша республика, парламент нашей республики.

Тем более прискорбно, мы сами начинаем идти на попятную в этом вопросе. В июне этого года, министерство образования нашей республики внесло через Правительство проект закона о передаче полномочий по составлению перечня малокомплектных школ из ведения Правительства в ведение министерства образования. По сути, этим своим действием министерство выносит утверждение перечня малокомплектных школ и детских садов из подзаконного пространства и замыкает судьбу малокомплектной школы на само министерство, а  по сути на одного человека – министра.

Подобное решение неприемлемо, ибо в данном случае Правительство республики слагает с себя одну из основных функций защиты интересов малокомплектных школ и перекладывает эти функции с коллегиального уровня на откуп одной из своих структур.  Как лицо должностное, подчинённое, министр может подписывать решения, в том числе и не в пользу малокомплектных школ. В целом, этим предложением малокомплектная школа практически выводится из законодательной защиты ее интересов и передаётся на ведомственный уровень. Это означает отход нашей республики от тех позиций, которые ей удалось занять в РФ по защите малокомплектных школ, небольших по численности населённых пунктов, по защите российского и якутского села в целом. Этого допускать нельзя.

Как одно из решений в защиту и поддержку отдалённых и небольших по численности населённых пунктов и работающих в них школ, Парламент республики  своим решением от 14 июня с.г большинством голосов отклонил внесённое министерством образования  предложение об изменении статуса малокомплектных школ. В дальнейшем мы будем инициировать вопрос о передаче полномочий по определению критериев малокомплектных школ на уровень парламента республики с последующим  утверждением их перечня Правительством республики.  Уверен, это решение позволит республике усилить поддержку и защиту небольших по численности населенных пунктов и работающих в них школ и детских садов – а их в республике свыше 260 – более одной трети образовательных организаций республики.

Уважаемые коллеги. Руководство страны и республики вновь и вновь призывает уделять селу, сельской школе особое, подобающее ей внимание. Однако на втором уровне их как бы не слышат. Совсем недавно мы с вами пережили с грехом пополам новшество предыдущего Председателя Правительства по объединению детских садов и школ в сельской местности, поставив им в укор их малочисленность. А логика событий такова, что число малокомплектных школ будет нарастать и необходимость поддержки их ради сохранения российского, якутского села также будет возрастать. Мы должны быть готовы к этому.

Министерству образования, лично министру госпоже Ирине Любимовой, всем нам хотелось бы пожелать уделять больше внимания к функциональным обязанностям обеспечения образовательной деятельности в рамках единого образовательного пространства с учётом присущих исконных особенностей северной республики.

Уважаемые коллеги, учителя, участники августовского совещания, уважаемые работники образовательных организаций республики! Сельская школа – основа российского села, основа якутского села и задача сохранения и развития сельской школы есть задача создания новых, привлекательных условий для жизни в сельской местности. Роль сельской школы в возрождении российского села, возрождении российского образования в свете новых реалий становится определяющей. Мы должны быть на уровне этих задач.

От имени Парламента Республики Саха (Якутия) поздравляю вас с наступающим новым учебным годом в памятный для нашей республики год. Желаю успешной работы нашему совещанию, успехов каждому из Вас. 

  • 0
  • 0
  • 0
  • 2
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением