Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -10 oC

Деятельность институтов развития и акционерных обществ должна четко координироваться с учетом актуальных задач, стоящих перед республикой. Об этом шла речь 9 апреля в Госсобрании на расширенном заседании комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике. 

Деятельность институтов развития и акционерных обществ должна четко координироваться с учетом актуальных задач, стоящих перед республикой. Об этом шла речь 9 апреля в Госсобрании на расширенном заседании комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике. 

Фонд, о котором знают не все

Фонд развития промышленности Якутии создан в ноябре 2021 года при поддержке Минпромторга РФ. Его основной задачей является создание новых предприятий, расширение производства местной продукции. За 2022-2023 годы в фонд поступило 502,9 млн руб. — поровну федеральных и региональных средств. На сегодняшний день около 150 миллионов выдано в виде грантов (30 млн), займов развития (65,6 млн), займов на оборотные средства (54 млн). В числе получателей государственной поддержки производители ювелирных изделий, строительных материалов, металлоизделий, снегоболотоходов, алмазогранильные предприятия, компании по выпуску бытовой химии. 
Например, займ развития используется на приобретение оборудования и выдается под ставку до 5%, тогда как в банках малому предприятию могут предложить кредит под 20%. «Когда фонд только начал работать многие интересовались, а уже в 2023 году объем выданных займов вырос практически в десять раз. Много получателей из районов. На этот год уже поступили заявки примерно на 100 миллионов, в основном от производителей стройматериалов», — отметил глава Минпромгеологии РС(Я) Максим Терещенко.
Судя по представленной информации фонд просто находка для местных производителей. Однако в ходе обсуждения выяснилось, что даже не все депутаты знают о нем. «Я впервые слышу о таком фонде. У нас есть малые угольные разрезы, которым очень нужна такая поддержка. Но информации очень мало. Я на днях был в Сунтарском улусе, встречался с представителями «Сунтарцеолита», Кировского угольного разреза и надо сказать положение там плачевное», — сказал Прокопий Рахлеев
В ответ на это замечание глава Минпромгеологии подчеркнул, что согласно условиям, господдержка фондом оказывается предприятиям в сфере переработки, а не добычи природного сырья. Это требование федерального Фонда развития промышленности — главного партнера регионального фонда. При этом регионы могут сами расширить перечень получателей, но только за счет своей доли софинансирования. 
Есть ряд требований — займы не выдаются вновь созданным предприятиям, необходим проект, где 50% составляют собственные средства заявителя и это должен быть производственный процесс, а не разовая акция. «Мы направили главам районов с приглашением провести встречи и консультации, чтобы довести информацию до всех местных производителей», — добавил Терещенко.

44444_1.jpeg

В интересах республики

На то, чтобы в фонде не ждали пока к ним придут с заявками, а сами искали тех, кто работает и кому можно помочь обратил внимание глава бюджетного комитета Юрий Николаев. Например, тем же малым угольным разрезам в Арктической зоне. Это позволит сократить расходы по транспортировке угля для северных районов, тем самым снизить нагрузку на бюджет. А если говорить о его переработке, как одном из условий, то можно организовать производство брикетированного угля. «Необходим комплексный подход в работе правительства и Минпромгеологии», — подчеркнул Николаев. 
Деятельность фонда была максимально приближена к нуждам республики, на этом заострил внимание Владимир Федоров. В частности, в рамках программы газификации в республике можно организовать производство газгольдеров для отопления частных домов. Тема актуальная, поскольку использование сжиженного газа дешевле того же электроотопления, к тому же цена на природный газ регулируется государством, в отличие от угля и нефти. 
По мнению депутата, можно наладить их производство на базе Жатайского судоремонтного завода или «Сахатранснефтегаза». Пока же газгольдеры закупают в центральных регионах, по словам Федорова, там они стоят в среднем около 400 тысяч, а с учетом доставки в республику цена возрастает до 1,1 млн рублей. «Готов подключиться к этой работе, потому что знаю этот вопрос», — заявил депутат.

66666.jpeg

План действий авиации

Следующим пунктом повестки значилось рассмотрение планов развития авиации Якутии. Поводом для этого послужили обращения избирателей по поводу публикаций в СМИ о введении в отношении республиканских авиакомпаний процедуры банкротства и дальнейшей ликвидации. «Я понимаю, что это фейки, но тем не менее Госсобрание решило заслушать информацию министерства транспорта», — сказал председатель комитета Павел Петров.
Как сообщила заместитель министра Ольга Рафаилова несмотря на непростую ситуацию, связанную с пандемией, санкционным давлением, авиакомпании республики преодолели их последствия. Обеспечена безопасная эксплуатация самолетов, перестроены механизмы поддержания летной годности, и маршрутная сеть для выполнения социально значимых рейсов, как внутри региона, так и за его пределами, стабилизируется финансово-хозяйственная деятельность. 
Тем не менее, проблемы остаются. Не хватает воздушных судов, растут расходы на их содержание. К слову, только стоимость запчастей выросла в три раза. Остро стоит вопрос замены устаревших Ан-24/26, но производство перспективных самолетов Ил-114 и ТВРС-44 «Ладога» планируется только с 2027 года. Не ранее 2026-го могут начаться поставки самолета «Байкал», который должен прийти на смену Ан-2. 
В марте на отраслевой стратегической сессии рассматривались перспективы «Якутии» с участием представителей дальневосточной авиакомпании «Аврора». Приоритетной была выбрана бизнес-модель с сохранением местных авиаперевозок, части магистральных маршрутов, выполнением рейсов в ДФО, чартерной программой, в том числе с международными полетами.
Авиакомпания «Якутия» планирует провести оптимизацию маршрутной сети. Рейсы по центральным направлениям в Москву, Санкт-Петербург и в южном направлениям сохраняются только в сезон высокого спроса. В рамках соглашения с «Авророй» будут выполняться рейсы по Дальнему Востоку и Сибири. Авиапарк республиканского перевозчика на условиях субаренды от «Авроры» пополнят восемь «Суперджетов». В планах лизинг 12 самолетов Ту-214. Пока же «Якутия», до поступления новых отечественных воздушных судов, намерена восстановить два «Боинга». 
В целях снижения кредиторской задолженности предусматривается урегулировать вопросы с действующими лизингодателями. По информации Рафаиловой, с 2020 по 2023 годы из республиканского бюджета авиакомпании было направлено порядка 6 млрд рублей. Авиаторы надеются, что республика продолжит оказывать господдержку.
Гендиректор «Якутии» Андрей Винокуров назвал сотрудничество с «Авророй» стратегическим направлением. Благодаря этому, удается сдерживать тарифы на дальневосточных рейсах. «Максимальный тариф по маршруту Якутск-Хабаровск составляет 10 300 рублей. В Красноярск, Благовещенск, Улан-Удэ, Чита — до 8 тысяч. Если бы мы не участвовали в этой программе, то стоимость была бы в районе 15-18 тысяч», — сообщил он. В настоящее время «Якутия» перевозит около 45% пассажиров всей группы «Аврора». 

333333_2.jpeg

Сохранить или закрыть

Несмотря на вполне оптимистичные доклады, некоторые народные депутаты были настроены более категорично. Глава контрольного комитета парламента Андрей Находкин считает, что авиакомпания «Якутия» остается планово-убыточной и ее пора закрыть. «Если в планах нет прибыли, когда все время требуются субсидии за счет наших налогоплательщиков, рассмотреть вопрос закрытия, оставив социально-значимые внутренние авиаперевозки. Возьмите на себя смелость», — обратился он к представителям Минтранса и авиаперевозчиков. 
Его поддержал депутат Виктор Федоров. «Я уже 11 лет в парламенте и все это время мы мучаемся с авиакомпанией «Якутия». За этот период   ей было безвозмездно передано около 20 миллиардов рублей и все это, как в бездонную бочку», - отметил он. По его мнению, учитывая сложности с техническим обслуживанием воздушных судов «Якутии» предпочтительнее уйти с магистральных маршрутов и сосредоточиться на местных авиалиниях. 100% акций он предложил передать «Авроре», подписать соглашение и дать хорошие преференции «Аэрофлоту» и «S7» для обеспечения перелетов жителей республики в центральные регионы страны. Кроме того, он попросил обратить внимание на ситуацию с аэропортом «Якутск», которому предъявлены большие штрафные санкции. 
Развалить компанию, отдать ее — это не проблема, считает его оппонент Владимир Федоров. Надо подойти к этому вопросу более квалифицированно. Авиакомпании следует в первую очередь ориентироваться на человека, быть гибче с ценами на полеты, обеспечить комфортные условия. «Пока вы эту ситуацию не исправите ваш отчет ни о чем. Мы кого хотим успокоить — СМИ, наших жителей?», — резюмировал депутат. 
Другие депутаты — Дмитрий Поисеев, Василий Николаев, Виктор Губарев, не согласились с позицией коллег. «Якутия» выполняет большой объем социально-значимых полетов, а значит говорить о ее закрытии преждевременно. Вопрос с авиакомпанией будет рассматриваться и дальше в парламенте и правительстве, но, судя по всему, уже на других условиях. 

Фото: Василий Кононов, из интернета.

 

  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением