Фонд, о котором знают не все
Фонд развития промышленности Якутии создан в ноябре 2021 года при поддержке Минпромторга РФ. Его основной задачей является создание новых предприятий, расширение производства местной продукции. За 2022-2023 годы в фонд поступило 502,9 млн руб. — поровну федеральных и региональных средств. На сегодняшний день около 150 миллионов выдано в виде грантов (30 млн), займов развития (65,6 млн), займов на оборотные средства (54 млн). В числе получателей государственной поддержки производители ювелирных изделий, строительных материалов, металлоизделий, снегоболотоходов, алмазогранильные предприятия, компании по выпуску бытовой химии.
Например, займ развития используется на приобретение оборудования и выдается под ставку до 5%, тогда как в банках малому предприятию могут предложить кредит под 20%. «Когда фонд только начал работать многие интересовались, а уже в 2023 году объем выданных займов вырос практически в десять раз. Много получателей из районов. На этот год уже поступили заявки примерно на 100 миллионов, в основном от производителей стройматериалов», — отметил глава Минпромгеологии РС(Я) Максим Терещенко.
Судя по представленной информации фонд просто находка для местных производителей. Однако в ходе обсуждения выяснилось, что даже не все депутаты знают о нем. «Я впервые слышу о таком фонде. У нас есть малые угольные разрезы, которым очень нужна такая поддержка. Но информации очень мало. Я на днях был в Сунтарском улусе, встречался с представителями «Сунтарцеолита», Кировского угольного разреза и надо сказать положение там плачевное», — сказал Прокопий Рахлеев.
В ответ на это замечание глава Минпромгеологии подчеркнул, что согласно условиям, господдержка фондом оказывается предприятиям в сфере переработки, а не добычи природного сырья. Это требование федерального Фонда развития промышленности — главного партнера регионального фонда. При этом регионы могут сами расширить перечень получателей, но только за счет своей доли софинансирования.
Есть ряд требований — займы не выдаются вновь созданным предприятиям, необходим проект, где 50% составляют собственные средства заявителя и это должен быть производственный процесс, а не разовая акция. «Мы направили главам районов с приглашением провести встречи и консультации, чтобы довести информацию до всех местных производителей», — добавил Терещенко.
В интересах республики
На то, чтобы в фонде не ждали пока к ним придут с заявками, а сами искали тех, кто работает и кому можно помочь обратил внимание глава бюджетного комитета Юрий Николаев. Например, тем же малым угольным разрезам в Арктической зоне. Это позволит сократить расходы по транспортировке угля для северных районов, тем самым снизить нагрузку на бюджет. А если говорить о его переработке, как одном из условий, то можно организовать производство брикетированного угля. «Необходим комплексный подход в работе правительства и Минпромгеологии», — подчеркнул Николаев.
Деятельность фонда была максимально приближена к нуждам республики, на этом заострил внимание Владимир Федоров. В частности, в рамках программы газификации в республике можно организовать производство газгольдеров для отопления частных домов. Тема актуальная, поскольку использование сжиженного газа дешевле того же электроотопления, к тому же цена на природный газ регулируется государством, в отличие от угля и нефти.
По мнению депутата, можно наладить их производство на базе Жатайского судоремонтного завода или «Сахатранснефтегаза». Пока же газгольдеры закупают в центральных регионах, по словам Федорова, там они стоят в среднем около 400 тысяч, а с учетом доставки в республику цена возрастает до 1,1 млн рублей. «Готов подключиться к этой работе, потому что знаю этот вопрос», — заявил депутат.
План действий авиации
Следующим пунктом повестки значилось рассмотрение планов развития авиации Якутии. Поводом для этого послужили обращения избирателей по поводу публикаций в СМИ о введении в отношении республиканских авиакомпаний процедуры банкротства и дальнейшей ликвидации. «Я понимаю, что это фейки, но тем не менее Госсобрание решило заслушать информацию министерства транспорта», — сказал председатель комитета Павел Петров.
Как сообщила заместитель министра Ольга Рафаилова несмотря на непростую ситуацию, связанную с пандемией, санкционным давлением, авиакомпании республики преодолели их последствия. Обеспечена безопасная эксплуатация самолетов, перестроены механизмы поддержания летной годности, и маршрутная сеть для выполнения социально значимых рейсов, как внутри региона, так и за его пределами, стабилизируется финансово-хозяйственная деятельность.
Тем не менее, проблемы остаются. Не хватает воздушных судов, растут расходы на их содержание. К слову, только стоимость запчастей выросла в три раза. Остро стоит вопрос замены устаревших Ан-24/26, но производство перспективных самолетов Ил-114 и ТВРС-44 «Ладога» планируется только с 2027 года. Не ранее 2026-го могут начаться поставки самолета «Байкал», который должен прийти на смену Ан-2.
В марте на отраслевой стратегической сессии рассматривались перспективы «Якутии» с участием представителей дальневосточной авиакомпании «Аврора». Приоритетной была выбрана бизнес-модель с сохранением местных авиаперевозок, части магистральных маршрутов, выполнением рейсов в ДФО, чартерной программой, в том числе с международными полетами.
Авиакомпания «Якутия» планирует провести оптимизацию маршрутной сети. Рейсы по центральным направлениям в Москву, Санкт-Петербург и в южном направлениям сохраняются только в сезон высокого спроса. В рамках соглашения с «Авророй» будут выполняться рейсы по Дальнему Востоку и Сибири. Авиапарк республиканского перевозчика на условиях субаренды от «Авроры» пополнят восемь «Суперджетов». В планах лизинг 12 самолетов Ту-214. Пока же «Якутия», до поступления новых отечественных воздушных судов, намерена восстановить два «Боинга».
В целях снижения кредиторской задолженности предусматривается урегулировать вопросы с действующими лизингодателями. По информации Рафаиловой, с 2020 по 2023 годы из республиканского бюджета авиакомпании было направлено порядка 6 млрд рублей. Авиаторы надеются, что республика продолжит оказывать господдержку.
Гендиректор «Якутии» Андрей Винокуров назвал сотрудничество с «Авророй» стратегическим направлением. Благодаря этому, удается сдерживать тарифы на дальневосточных рейсах. «Максимальный тариф по маршруту Якутск-Хабаровск составляет 10 300 рублей. В Красноярск, Благовещенск, Улан-Удэ, Чита — до 8 тысяч. Если бы мы не участвовали в этой программе, то стоимость была бы в районе 15-18 тысяч», — сообщил он. В настоящее время «Якутия» перевозит около 45% пассажиров всей группы «Аврора».
Сохранить или закрыть
Несмотря на вполне оптимистичные доклады, некоторые народные депутаты были настроены более категорично. Глава контрольного комитета парламента Андрей Находкин считает, что авиакомпания «Якутия» остается планово-убыточной и ее пора закрыть. «Если в планах нет прибыли, когда все время требуются субсидии за счет наших налогоплательщиков, рассмотреть вопрос закрытия, оставив социально-значимые внутренние авиаперевозки. Возьмите на себя смелость», — обратился он к представителям Минтранса и авиаперевозчиков.
Его поддержал депутат Виктор Федоров. «Я уже 11 лет в парламенте и все это время мы мучаемся с авиакомпанией «Якутия». За этот период ей было безвозмездно передано около 20 миллиардов рублей и все это, как в бездонную бочку», - отметил он. По его мнению, учитывая сложности с техническим обслуживанием воздушных судов «Якутии» предпочтительнее уйти с магистральных маршрутов и сосредоточиться на местных авиалиниях. 100% акций он предложил передать «Авроре», подписать соглашение и дать хорошие преференции «Аэрофлоту» и «S7» для обеспечения перелетов жителей республики в центральные регионы страны. Кроме того, он попросил обратить внимание на ситуацию с аэропортом «Якутск», которому предъявлены большие штрафные санкции.
Развалить компанию, отдать ее — это не проблема, считает его оппонент Владимир Федоров. Надо подойти к этому вопросу более квалифицированно. Авиакомпании следует в первую очередь ориентироваться на человека, быть гибче с ценами на полеты, обеспечить комфортные условия. «Пока вы эту ситуацию не исправите ваш отчет ни о чем. Мы кого хотим успокоить — СМИ, наших жителей?», — резюмировал депутат.
Другие депутаты — Дмитрий Поисеев, Василий Николаев, Виктор Губарев, не согласились с позицией коллег. «Якутия» выполняет большой объем социально-значимых полетов, а значит говорить о ее закрытии преждевременно. Вопрос с авиакомпанией будет рассматриваться и дальше в парламенте и правительстве, но, судя по всему, уже на других условиях.
Фото: Василий Кононов, из интернета.
- 2
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0