Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -16 oC

В Якутии стартовал новый политический сезон. На очередном пленарном заседании Госсобрания республики 22-23 октября было рассмотрено 50 вопросов, прошло два «правительственных часа». Особое внимание было уделено проекту бюджета на предстоящий год, контролю за расходами, повышению эффективности государственных и муниципальных программ.

В Якутии стартовал новый политический сезон. На очередном пленарном заседании Госсобрания республики 22-23 октября было рассмотрено 50 вопросов, прошло два «правительственных часа». Особое внимание было уделено проекту бюджета на предстоящий год, контролю за расходами, повышению эффективности государственных и муниципальных программ.

«Принять к сведению»…

В числе основных вопросов в первый день был рассмотрен доклад Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов РС(Я) Константина Роббека об итогах деятельности за 2023 год. Как следовало из представленной информации, положение дел, прежде всего по защите интересов КМНС, требует особого внимания со стороны органов власти и доработке законодательной базы, в том числе на федеральном уровне. Например, только благодаря решению Конституционного суда РФ удалось добиться возможности проставления отметки в охотничьих билетах, дающей право на традиционную охоту представителям КМНС. Кроме того, сегодня в Госдуме в первом чтении принят законопроект, отменяющий заявительный порядок рыболовства, по которому общины КМНС могли до 1 сентября подать заявки для получения разрешения на вылов рыбы. К этому следует добавить, что существуют несоответствия в ряде нормативно-правовых актов, в частности на уровне правительства РФ, что приводит к разночтениям и иному их применению. К слову, институт уполномоченных по правам КМНС действует только в четырех субъектах, что создает определенные сложности в отстаивании интересов на федеральном уровне. 

KVA_8521.jpg

Особую актуальность в связи с начинающимся масштабным промышленным освоением месторождений приобретают вопросы пользования природными территориями, на которых проживают представители КМНС. Говоря об этом, Константин Роббек затронул тему проектирования железной дороги от Иркутской области через южные районы Якутии. «Всем руководителям родовых общин поступили письма с тем, чтобы они согласовали данный проект. При этом нет никакой информации о том, кто будет его реализовывать, учитывается ли республиканское законодательство о КМНС», — сказал он призвав правительство и депутатов провести широкое общественное обсуждение по данному вопросу. Подобная практика складывается и в других районах, где работают промышленные компании. 

Отвечая на вопросы депутатов, Роббек подчеркнул, что сегодня в республике не налажено на должном уровне взаимодействие между компаниями-недропользователями и родовыми общинами КМНС. Многие вопросы решаются точечно, ограничиваются лишь материальными и финансовыми средствами. По словам уполномоченного нет единой системы взаимоотношений. Если у крупных компаний АЛРОСА, «Роснефть» есть свои корпоративные программы в рамках социальной ответственности бизнеса, то другие просто решают проблемы индивидуально, без системного подхода. Проблема заключается в том, что здесь речь идет не только о текущих вопросах, например, о снабжении продовольствием, топливом и т.д, но и более глобальных — экологии, развитии языковой культуры, сохранения традиций. 

Депутаты задали много вопросов, касающихся организации медобслуживания населения арктических районов, пассажирских перевозок, образования, поддержки предпринимательства. Первый вице-спикер Александр Жирков отметил, что сегодня задача заключается в том, чтобы сохранить коренное население живущие на севере. Сегодня Якутия является ведущим субъектом по разработке нормативно-правовой базы по поддержке КМНС. Он рекомендовал уполномоченному плотнее работать с профильными комитетами парламента, министерствами и ведомствами, продвигать свои инициативы.

KVA_8514.jpg

Завершая обсуждение, председатель Госсобрания Алексей Еремеев посоветовал депутатам не ограничиваться своими комитетами, активнее участвовать в заседаниях других парламентских объединений. «В рамках решений, которые мы принимаем, вы должны предлагать актуализировать или усиливать позиции. Вот по этому докладу было столько ярких выступлений, а в проекте постановления указано лишь «принять к сведению».  Получается мы целый час сотрясали воздух, а что имеем на выходе?», — обратился он к депутатскому корпусу.

Особенности бюджета

Проект бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов представил и.о. министра финансов Иван Алексеев. Депутаты сразу перешли к вопросам, поскольку законопроект был детально рассмотрен на парламентских комитетах и публичных слушаниях и как сказал вице-спикер Александр Подголов он лично слушал доклад три раза. 

Напомним параметры бюджета: доходы в 2025 году - 291 млрд 284 млн, в 2026 - 311 млрд 989 млн, в 2027 - 307 млрд 786 млн рублей. Расходы составят в 2025 - 294 млрд 042 млн, в 2026 - 314 млрд 364 млн, в 2027 - 310 млрд 161 млн рублей. Дефицит бюджета в 2025 - 2 млрд 758 млн, в 2026-2027 годах - по 2 млрд 374 млн рублей.

KVA_9006.jpg

Уменьшение доходной части в 2025 году на 26,6 млрд рублей по отношению к текущему году Алексеев объяснил тем, что в рамках формирования федерального бюджета распределено пока только 70% дотаций регионам. К примеру, дотации для Якутии на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность в 2024 году составили 66 млрд, тогда как в проекте на 2025 год пока предусмотрено 44 млрд. К концу октября должны быть окончательно утверждены объемы финансовой поддержки, которые будут учтены ко второму чтению законопроекта о республиканском бюджете. По словам и.о. министра «есть понимание, что эта сумма будет до нас доведена, и мы распределим ее по приоритетным направлениям». Кроме того, еще не учтены средства, которые должны поступить для реализации ряда госпрограмм. Важно, что в следующем году вступят в силу 19 новых национальных проектов. Как сообщил глава Минфина России Антон Силуанов, их объем финансирования превысит в два раза те, которые завершаются в этом году. «Перспективы хорошие и нашим министерствам надо плотно работать на федеральном уровне», — уточнил Алексеев.

Кроме того, при расчете будущих налоговых доходов Минфин РС(Я) взял за основу прогноз валютного курса в размере 91,1 руб. за один доллар, но уже в конце сентября Минэкономразвития РФ повысило прогноз до 96,5 руб. Отметим, что этот фактор играет значительную роль при расчете налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) для экспортоориентированных отраслей. Это также позволит увеличить доходную часть республиканского бюджета. 

Иван Алексеев отметил, что «в приоритете остается безусловное и своевременное выполнение всех социальных обязательств». В 2025 году объем финансирования социально-культурной сферы — здравоохранения, соцобеспечения, образования, физкультуры и спорта составит 144,2 млрд рублей или 49% от всех расходов бюджета. На повышение зарплаты бюджетникам предусмотрено 18,9 млрд руб. В частности, на 16,5% увеличится зарплата работников, получающих минимальный размер оплаты труда (МРОТ), а также для прочих категорий на 5,7%.  Помимо этого, в рамках борьбы с бедностью по словам Алексеева готовится к широкому общественному обсуждению портфель мер к указу главы республики, в котором предусматривается повышение социальных выплат и пособий. 

Расходы под строгий контроль

Учитывая, что бюджет принимается в непростых условиях логичным стало обсуждение мер по экономии государственных средств. В первую очередь депутаты обратили внимание на эффективность действующих республиканских и муниципальных программ. Общая позиция депутатов заключается и в том, чтобы не сокращались расходы на патриотическое воспитание молодежи, языковую политику, поддержку участников и семей СВО. 

KVA_9457.jpg

Депутат Владимир Федоров проанализировал ряд программных документов муниципалитетов и пришел к выводу, что значительная их часть представляет собой формальное копирование госпрограмм. «Доходит до смешного. Например, в программе развития стратегического планирования Аллаиховского улуса указана переработка леса. Где в Аллаихе лес? Очень много направлений, выходящих на международный уровень. Кто-то должен это остановить. Надо спуститься на землю», — обратился он к коллегам и членам правительства. По его мнению, во многих подобных документах присутствует «шапкозакидательство», целевые параметры подменяются показателями, не имеющими отношения к действительности. «Сегодня нужно обратить серьезное внимание на газификацию населенных пунктов, снос аварийного жилья, благоустройство территорий, снижению уровня бедности», — сказал Федоров. 

Отдельная тема — расходы на ЖКХ, где львиную долю занимают субсидии организациям коммунального комплекса (ОКК). Напомним, в июне на пленарном заседании председатель Госсобрания Алексей Еремеев заявил, что «такими темпами через пять-шесть лет из бюджета придется выплачивать только зарплаты и выделять средства на ЖКХ». А глава республики Айсен Николаев назвал объемы субсидирования коммунальных предприятий «беспрецедентными». 

Причина заключается не только в росте цен на топливные ресурсы, но и в увеличивающихся объемах ввода жилья, крупных социальных объектов, низких темпах внедрения энергосберегающих технологий. При этом до сих пор сохраняется принцип субсидирования коммунальных платежей для населения, бюджетных учреждений, применяемый еще с 90-х годов. К примеру, если в 2018 году объем субсидирования организаций коммунального комплекса республики составил 15 млрд, то в 2024-м прогнозируется уже 54 млрд рублей. Но это то, что касается только прямых субсидий. Как сказал Алексей Еремеев, вместе с опосредованными расходами из регионального бюджета в целом на ЖКХ направляется 78 млрд, а если брать консолидированно, то есть республиканский и муниципальные бюджеты, то там объем финансирования коммунального комплекса переваливает уже за 110 млрд рублей.

О неэффективности таких мер напомнил депутат Виктор Федоров. В настоящее время население оплачивает коммунальные расходы в среднем около 30%, а на севере — 10% от экономически обоснованных тарифов, остальное платит государство. «В республике масса малонаселенных пунктов, существование которых вызывает вопросы. Например, в Томпонском улусе есть поселок Развилка в 94 километрах от Теплого Ключа. Там проживает 12 человек — имеется котельная и электростанция, где работает по четыре человека, остальные четверо члены их семей. Государство тратит порядка 18 миллионов рублей в год на содержание данного населенного пункта», — говорит Федоров. 

KVA_9097.jpg

По его мнению, субсидии должны быть адресными и рассчитываться по социальным нормам, а политику по массовому подключению к централизованному отоплению он считает ошибочной. Народный избранник уверен, что и жилые дома, и социальные объекты должны иметь автономные источники генерации на основе современных технологий, что повысит заинтересованность в экономии средств и реализации энергосберегающих проектов. Кроме этого Федоров настаивает на ревизии налоговых льгот предоставляемых резидентам территорий опережающего развития (ТОР) и участникам региональных инвестиционных проектов (РИП).  

KVA_9144.jpg

Что предпринимает правительство? Отвечая на вопросы депутатов министр экономики РС(Я) Петр Попов сообщил, что на уровне кабмина образован проектный офис по сдерживанию роста субсидий ОКК, где сегодня проводится анализ предложений, поступивших от министерств и организаций. Также создан институт управляющих советов по оценке и повышению эффективности госпрограмм. До конца года будет завершена работа по синхронизации показателей стратегических указов главы республики с республиканскими и муниципальными программами и национальными целями развития страны. Что касается налоговых преференций, то по словам министра, данные свидетельствуют об их эффективности увеличивая вклад работающих компаний в экономику республики. Он также признал, что по уровню бедности Якутия с показателем 14,5% занимает 72 место в общероссийском рейтинге и восьмое на Дальнем Востоке. На первом месте в ДФО — Чукотка, где число бедных составляет 4,5%. «Исходя из понимания, что этот показатель у нас один из худших в стране, в прошлом году был подписан указ главы республики по борьбе с бедностью. Сейчас портфель проектов полностью сформирован и к 2030 году уровень бедности мы должны снизить в два раза», — подчеркнул Попов. 

Свою оценку проекту главного финансового документа дала Счетная палата РС(Я). «По общему мнению бюджет сбалансирован, социально ориентирован и рекомендуется к принятию в первом чтении», — сказала руководитель контрольного органа Алена Федорова. При этом она обратила внимание на существенный факт — по данным УФНС в текущем году план по налоговым доходам будет выполнен, но их объем будет ниже уровня 2023 года примерно на 10%. Это указывает на существенные риски формирования доходной части бюджета следующего года. 

KVA_9113.jpg

Федорова не обошла вниманием тему коммунального комплекса. «По предложению главы в 2025 году мы проведем экспертно-аналитический анализ субсидий. Будем смотреть инвестиционную составляющую, куда и в каких процентах эти деньги идут. Сегодня мы видим, что развитие ЖКХ и газификация практически идут параллельно и не пересекаются. Строятся колоссальные котельные, где всего два-три потребителя и при этом туда пришел газ. Таких моментов достаточно много», — уточнила председатель Счетной палаты.
Резюмируя выступления, спикер парламента сообщил, что вопросы с ростом субсидий находятся на контроле у главы республики. Еремеев считает, что Госсобранию вместе с правительством необходимо разработать план соответствующих мероприятий. Он предложил в первом полугодии 2025 года отдельно рассмотреть эту тему вместе со Счетной палатой РС(Я). 

По итогам обсуждения проект бюджета на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов принят в первом чтении. Второе рассмотрение в парламенте с уточненными параметрами состоится в ноябре. В соответствии с законом в окончательном виде бюджет должен быть принят до 1 декабря текущего года. 

Штраф, как инструмент профилактики

Нельзя обойти вниманием еще ряд вопросов, которые рассмотрели депутаты. Так, в первом чтении принят республиканский закон, разработанный группой депутатов Ил Тумэн, предусматривающий административные наказания за курение в отдельных общественных местах, например, на остановках общественного транспорта. В их числе — предупреждение или штраф в размере 500 рублей, а в случае повторного нарушения — до 1000 рублей. Определять степень наказания будут административные комиссии муниципалитетов. 
Другой законопроект, внесенный депутатами Якутской городской думы, касался безбилетников. Судя по всему, их количество в автобусах растет, что вынудило городских депутатов принять меры. Они предложили установить штрафы — две тысячи, а если нарушитель попадется повторно, то будет вынужден заплатить уже четыре тысячи рублей. «Принятие законопроекта приведет к увеличению доходов бюджетов и стимулированию граждан к регулярному приобретению билетов на проезд в общественном транспорте, что в свою очередь увеличит доходы перевозчиков, необходимые для развития перевозок», — говорится в пояснительной записке. 

KVA_8931.jpg

Однако коллеги из республиканского парламента не поддержали коллег. Против высказался Владимир Федоров, считающий, что штрафуя всех подряд — безбилетников, предпринимателей, проблемы не решить. Лучше бы занялись управляющими компаниями, считает нардеп. Депутат Ил Тумэн, директор Якутского колледжа культуры Захар Никитин заявил о несоразмерности штрафов. По его словам, у учащихся средних профессиональных заведений сегодня стипендия составляет две тысячи рублей, и они вынуждены выживать в большом городе. Он считает, что штраф не должен превышать двух или трехкратной стоимости проезда. В итоге законопроект не был принят. Как заметил спикер Алексей Еремеев, это первый случай в работе седьмого созыва Госсобрания, когда еще на стадии обсуждения профильный комитет рекомендовал его отклонить. 

Пока что в республиканском законодательстве нет утвержденных требований к перевозкам общественным транспортом. Для того, чтобы предъявлять санкции должны быть правила, определены полномочия. В данном случае получилось, что «телега впереди лошади». 
«Мы призываем коллег из муниципальных образований вносить законодательные инициативы и поддерживаем их. Но эти вопросы надо тщательно прорабатывать. Этот процесс очень сложный, требующий, во-первых, соответствия федеральному законодательству, во-вторых, рамкам полномочий субъекта, и в-третьих, регулировал бы отношения, не затронутые республиканским законодательством», — заключил председатель Ил Тумэн. 

Фото Василия Кононова

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением