Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 21 oC

Трудности с авиасообщением знакомы всем жителям Арктики. Дороговизна билетов, задержки рейсов — это то, с чем они сталкиваются, чтобы полететь в Якутск или вернуться домой. У авиаторов свои проблемы, связанные с недостаточным финансированием и сложностями в обслуживании парка воздушных судов. Ситуация в авиаотрасли стала темой для обсуждения 25 марта на круглом столе в парламенте республики.

Трудности с авиасообщением знакомы всем жителям Арктики. Дороговизна билетов, задержки рейсов — это то, с чем они сталкиваются, чтобы полететь в Якутск или вернуться домой. У авиаторов свои проблемы, связанные с недостаточным финансированием и сложностями в обслуживании парка воздушных судов. Ситуация в авиаотрасли стала темой для обсуждения 25 марта на круглом столе в парламенте республики.

Малой авиации не дают взлететь

По словам первого замглавы регионального Минтранса Анатолия Потапова, авиационная отрасль больше других пострадала из-за санкционного давления в результате чего сегодня сложились проблемы с поставками запасных частей и технического обслуживания авиатехники не только иностранного, но и отечественного производства. 

Не первый год вопрос с организацией регулярного авиасообщения в Арктике предлагается решить с помощью малой авиации. В 2022 году правительством РФ был сформирован перечень авиаплощадок Арктической зоны требующих ремонта и строительства. В него вошли 68 площадок, расположенных в Якутии. Однако со стороны федерального центра до сих пор не определены источники и механизмы финансирования данной программы. В 2024 году республика выделила из своего бюджета 20 млн рублей, на которые был проведен ремонт восьми авиаплощадок. Однако в этом году в бюджете средства на эти цели не предусмотрены. Также Минтранс подал бюджетную заявку на 100 млн рублей, чтобы приобрести восемь самолетов АМ-2 для организации полетов малой авиации в арктических районах, но правительство республики ее отклонило. Снимок_экрана_2025-03-29_в_17.03.45.png

Субсидий на всех не хватает

Самая острая проблема, которая по словам председателя парламентского комитета по вопросам КМНС и делам Арктики Елены Голомаревой постоянно поднимается на встречах с населением, это субсидированные авиаперелеты. Для многих жителей северян поездка в Якутск сопряжена со многими трудностями, особенно для жителей отдаленных и труднодоступных сел. Ведь сначала им нужно добраться до райцентра и только там, купив билет, полететь в столицу. Учитывая расстояния, отсутствие стабильной интернет-связи приобрести субсидированные авиабилеты им не так просто. 

Как сообщил Потапов, в 2025 году при потребности в сумме 1,3 млрд рублей в республиканском бюджете на субсидирование местных авиаперевозок предусмотрено всего 276,6 млн рублей. Из них значительная часть, 191 миллион приходится на авиакомпанию «Якутия». При этом по авиакомпании «Полярные авиалинии», основного оператора на межрайонных линиях, долг бюджета за выполненные рейсы составляет 257 миллионов. 

Тем не менее, с начала текущего года по заданию Минтранса РС(Я) «полярниками» уже продано свыше 11 тысяч субсидированных авиабилетов на 224 млн рублей на период до октября месяца. «Учитывая рост уровня просроченной задолженности, необеспеченность источниками финансирования нами принято решение о закрытии продаж субсидированных билетов в арктические районы до конца этого года», — заявил гендиректор «Полярных авиалиний» Семен Винокуров

В этих условиях «Полярные авиалинии» вынуждены привлекать коммерческие кредиты под большие проценты. К ключевой ставке 21%, установленной ЦБ России банки добавляют дополнительные проценты и для заемщика получается 26%. Таким образом в прошлом году только в виде процентов по кредитам было выплачено свыше 400 млн рублей. «В настоящее время авиакомпания испытывает большие затруднения по кредитованию по причине невозможности подтверждения источников финансирования своих расходов вследствие отсутствия заключенных соглашений по субсидиям», — сказал Винокуров. К примеру, «Сбер» уже уведомил, что намерен уменьшить лимит кредитования авиакомпании на 400 миллионов в случае если не будут предоставлены доказательства по включению в региональный бюджет субсидий до октября этого года.

Нехватка средств касается не только пассажирских перевозок, но и такого важнейшего направления как санитарная авиация. При потребности в 1,8 млрд рублей источниками обеспечено только 50%. «В настоящее время авиационные работы, финансируемые из республиканского бюджета в сумме 75 миллионов рублей выполнены в полном объеме. Поэтому с начала года наши вертолеты работают по федеральной программе санавиации. На сегодняшний день заключенный контракт на 797 миллионов рублей исполнен на 31%, и мы ожидаем, что этих средств хватит только до августа», — предупредил Винокуров. Немаловажный фактор — дорожающее авиатопливо, которое закупается за пределами республики, затем доставляется в Арктику. 

Противоположный пример — как решают эти вопросы наши дальневосточные соседи. Конечно, надо учесть их территории, но тем не менее. В 2024 году в шести субъектах по субсидированным тарифам было перевезено 298 тысяч пассажиров, из них 41 тысяча в Якутии или 14% от общего объема в ДФО. При этом на Чукотке, в Приморье, Хабаровском крае субсидируются 100% внутрирегиональных авиаперевозок, в Якутии — только 20% от общего пассажиропотока в республике. Также для сравнения — в Хабаровском крае на субсидии направляют 1,3 млрд, на Сахалине — 1,1 млрд, на Камчатке — 1 млрд, на Чукотке — 868 млн рублей. По словам Анатолия Потапова, Якутии для того, чтобы обеспечить 100% субсидирование межулусных авиаперелетов необходимо 5 млрд рублей. Снимок_экрана_2025-03-29_в_17.04.10.png

Техническая сторона вопроса

Проблемы растут и по поддержанию летной годности действующего парка воздушных судов. В прошлом году на эти цели авиакомпания потратила более 1,5 млрд рублей. Основной авиапарк состоит из самолетов советской постройки — Ан-24 и Ан-26, средний возраст которых превысил полвека, а теперь их летный ресурс будет продлеваться до 60 лет. Со второго квартала 2024 года «Полярными авиалиниями» приостановлена эксплуатация самолетов чешского производства Л-410 и швейцарского самолета Pilatus PC-6 из-за сложностей по поставке запасных частей двигателей. В связи с прекращением выпуска воздушных винтов затруднено продление ресурсов двух самолетов Ан-3, которые истекают в апреле и июне этого года. 

Что касается самолетов Ан-2, то их дальнейшая эксплуатация поставлена под угрозу в связи с рассмотрением Росавиацией нового сертификата, при утверждении которого пассажирские перевозки на данном типе воздушного судна, возможно, будут запрещены. 
Также имеются сложности с ремонтом двигателей вертолетов Ми-8 МТВ. Стоимость одного двигателя сегодня составляет 100 млн рублей. Планировалась замена самолетов Ан-2 на самолеты «Байкал», Ан-24 и Ан-26 на Ил-114 и ТВРС «Ладога», их сроки производства сдвигаются. При этом производители уже декларируют очень высокую стоимость самолетов, которые возможно приобрести в лизинг только при государственной поддержке. Например, «Байкал» с первоначальной стоимостью 127 млн вырос до 400 млн рублей, «Ил-114» и «Ладога» с 800 млн до 2,5 млрд рублей. Снимок_экрана_2025-03-29_в_17.04.21.png

Пути решения

Во время обсуждения народные депутаты в основном затронули тему субсидирования авиаперелетов. В частности, Евгений Слепцов представляющий Колымо-Индигирский избирательный округ, поинтересовался у замглавы Минтранса, почему большая часть бюджетных субсидий в этом году выделена АК «Якутия», а не «Полярным авиалиниям» и, во-вторых, почему участникам фестиваля «Муус устар», республиканских съездов женщин и оленеводов перелет из райцентров до Якутска был организован по субсидированным авиабилетам. Тогда как эти билеты очень нужны жителям арктических улусов, чтобы приехать сюда на медобследование, по другим жизненным обстоятельствам и пр. 

Как ответил Потапов, «руководством Минтранса было принято решение поддержать АК «Якутия», находящуюся в трудном финансовом положении». Что касается перевозок участников республиканских мероприятий, то он сослался на решение оргкомитетов. 
Изменить подходы к развитию своих авиакомпаний, осваивать новые направления рынка с точки зрения экономики руководству Минтранса предложил депутат Иван Данилов. На территории республики работают крупные компании-недропользователи, с которыми можно заключить договоры по авиаобслуживанию и за счет полученных средств субсидировать местные перевозки. Для этого нужно формировать гибкую тарифную политику, предлагать специальные условия. Но пока этот рынок осваивают другие авиакомпании. Ситуация во многом схожа с энергетиками, говорит Данилов. «Из-за своих тарифов они потеряли промышленных потребителей и теперь все просят субсидии из бюджета», — напомнил он. 

Ситуация приобретает иной ракурс, говорит депутат Василий Николаев. «Я хочу обратить внимание на Западную Якутию — Ленский, Олекминский, Мирнинский район. Там, учитывая проблемы в транспортном отношении, население в основном ориентируется на Иркутск. Даже бывая на официальных встречах в том же Ленском районе, люди говорят, давайте мы перейдем в Иркутскую область. Это же очень плохо для республики. Многие ездят на лечение в Иркутск, Новосибирск, отправляют туда детей учиться, потом покупают квартиры и уезжают», — сообщил Николаев. Добавим, что во время заседания по ВКС поступило предложение от представителя одного из арктических улусов организовать прямые рейсы из Среднеколымска, Зырянки, к примеру, до Магадана, откуда северяне могут добраться до других дальневосточных центров и до Москвы. Так получится дешевле, говорит Иван Лаптев

Проблема авиаотрасли по своему значению сравнима с ситуацией в ЖКХ, отметила Елена Голомарева. Поэтому по итогам круглого стола депутаты предложили рассмотреть этот вопрос в рамках правительственного часа на одном из ближайших пленарных заседаний или в формате парламентских слушаний. 

Фото Василия КОНОНОВА

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (1)

This comment was minimized by the moderator on the site
Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Уопсастыба

Хартыына=ХаарТыына

Сыанаҕа Малевич «Черный квадрат» хартыыната ыйаммыта – аан дойду сонунун сэһэргиир…
24.05.25 10:10