Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 16 oC

Исследования показывают, что две трети одаренных детей не имеют высоких достижений в интеллектуальных соревнованиях, а значит, их способности могут оставаться незамеченными. Кроме того, треть одаренных школьников демонстрирует низкую учебную успеваемость, что указывает на недостатки в системе их мотивации и поддержки. Вопросы выявления и поддержки талантливой молодежи обсуждались на прошлой неделе в Госсобрании Якутии.

Исследования показывают, что две трети одаренных детей не имеют высоких достижений в интеллектуальных соревнованиях, а значит, их способности могут оставаться незамеченными. Кроме того, треть одаренных школьников демонстрирует низкую учебную успеваемость, что указывает на недостатки в системе их мотивации и поддержки. Вопросы выявления и поддержки талантливой молодежи обсуждались на прошлой неделе в Госсобрании Якутии.

Государственная задача

Открывая заседание председатель парламентского комитета по науке и образованию Антонина Григорьева отметила, что сегодня общество нуждается в школе, способной подготовить делового человека — творческого, профессионального, обладающего широтой компетенций и твердой нравственной позицией.

«Президент России Владимир Путин сказал: талантливые дети — это достояние нации. Государство должно создавать для них дополнительные возможности, поддерживать тех, кто уже в школе проявляет склонность к творчеству, изобретательству, достигает успехов в национальных и международных интеллектуальных соревнованиях. А таких детей у нас немало», — сказала депутат.  

В своем послании парламенту глава республики Айсен Николаев также напомнил о важности инвестиций в развитие подрастающего поколения. Он подчеркнул, что в Якутии живут талантливые, разносторонние, целеустремленные ребята, которым необходимо создать условия для реализации их потенциала.  

KVA_4238.jpg

Именно поэтому работа по педагогической поддержке одаренных детей признана одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Поддержка талантливой молодежи — это непрерывный и сложный процесс, требующий от педагогов гибкости, новых знаний, личностного роста и тесного сотрудничества с родителями. Однако современная система образования сталкивается с рядом противоречий. 

Работать с каждым ребенком

Заместитель главы профильного комитета Госсобрания, гендиректор Целевого фонда будущих поколений РС (Я) Владимир Егоров напомнил, что уникальные организации, созданные Первым Президентом Якутии Михаилом Николаевым стали флагманами работы по выявлению задатков, способностей и талантов у каждого ребенка. Важное место в этой сфере занимает проект «Одаренный ребенок», который отмечает в этом году 10-летний юбилей. В 2019 году он был признан лучшей практикой дошкольного образования, что подчеркивает его эффективность и значимость. Суть проекта заключается в создании профиля задатков и способностей каждого воспитанника детского сада. На основе этого профиля формируется индивидуальная образовательная программа, позволяющая каждому ребенку раскрывать свой потенциал с самых ранних лет. 

KVA_4151.jpg

«Однако если рассматривать ситуацию с поддержкой талантов на законодательном уровне, то можно заметить серьезные пробелы. В федеральном законе об образовании есть статья, посвященная лицам, проявившим выдающиеся способности. В ряде регионов также существуют нормативные акты, но они касаются лишь узкой категории детей с уже проявленными высокими достижениями. В нашем законодательстве, к сожалению, отсутствует комплексное регулирование поддержки талантов у детей и молодежи», — сказал Егоров.

Данные показывают, что в республике официально к категории одаренных детей относится чуть более 7 тысяч человек, что составляет менее 2% от общего числа детей. Это крайне низкий показатель, свидетельствующий о том, что работа ведется только с небольшой частью талантливых ребят.

В качестве примера он привел исследование, проведенное в Москве. Оно показало, что две трети одаренных учащихся не имеют высоких достижений в интеллектуальных соревнованиях, а значит, их способности могут оставаться незамеченными.

Кроме того, треть одаренных школьников демонстрирует низкую учебную успеваемость, что указывает на недостатки в системе их мотивации и поддержки. Еще один тревожный факт – только треть педагогов может корректно определить одаренность своих учеников. Это означает, что многие талантливые дети попросту остаются вне поля зрения образовательной системы.

«Таким образом, наша главная задача – работать с каждым ребенком. В стратегических документах страны и республики черным по белому написано: «Каждый человек талантлив». Однако на практике мы не умеем вовремя выявлять этот талант и способствовать его развитию», — говорит Егоров. 

Поддерживать молодежь

При этом проблемы затрагивают не только сферу образования, но и экономику. Сегодня в России насчитывается около 5 миллионов молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет, которые нигде не работают и не учатся.

В Якутии особенно тревожит показатель среди молодежи 15-19 лет – 20% фактически выпадают из системы образования и труда. Это огромные потери для экономики, ведь речь идет о людях, которые могли бы стать квалифицированными специалистами, но по разным причинам не реализуют свой потенциал.

Проблема нехватки квалифицированных кадров в республике остается острой. Недавний опрос среди руководителей показал, что основными причинами кадрового голода являются утечка талантов за пределы региона и несоответствие компетенций молодежи требованиям работодателей. Это две взаимосвязанные проблемы: самые перспективные уезжают, а оставшиеся не всегда обладают нужными знаниями и навыками.

Эту ситуацию подтверждают и опросы среди студентов, обучающихся в Москве. К сожалению, лишь 10% якутских студентов, обучающихся в столице, планируют вернуться домой. Если бы существовала эффективная система наставничества и профессиональной поддержки, этот показатель мог бы быть значительно выше, считает Егоров.

Нужен отдельный закон

В этом контексте особое значение приобретает предложенный законопроект. Он предусматривает несколько ключевых изменений. Во-первых, закрепление на законодательном уровне концепции выявления, развития и поддержки талантов у молодежи в возрасте до 35 лет. Во-вторых, введение профиля задатков и способностей каждого ребенка в детском саду и школе. Это поможет педагогам индивидуально подходить к каждому ребенку, формируя его образовательную траекторию. В-третьих, предусмотреть в каждой организации 1% от фонда оплаты труда на систему наставничества. К примеру, Татарстан уже продемонстрировал эффективность такой модели, подготовив тысячи наставников для сопровождения талантливых детей.

«Развитие талантов – это основа конкурентоспособности нашей экономики. Равный доступ к возможностям, цифровизация образования, система наставничества и сохранение человеческого капитала должны стать стратегическими приоритетами», — сказал в заключение Владимир Егоров.

Эффективно использовать потенциал

Министр образования и науки РС(Я) Нюргуна Соколова остановилась на дополнительном образовании детей. В частности, наибольшее количество обучающихся занимается по художественному, социально-гуманитарным направлениям, физической культурой и спортом. «Организовано более 4 тысяч новых мест в кружках и секциях. Созданная инфраструктура показывает хорошую динамику и рост направлений технического творчества. Здесь увеличение идет на 14, естественно-научного на 12 и социально-гуманитарного на 61 процент», — сообщила глава ведомства. 

KVA_4192.jpg

12-18 апреля в Якутске состоится финал Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. На сегодня заявлено уже 280 лучших юных спортсменов со всей страны.

По указу главы республики к 2030 году будет выстроена персональная траектория личного успеха и результатов. Основой ее станет единая образовательная среда, включающая все этапы — от детского сада до профобразования. 

Своим опытом также поделились представители вузов, ссузов, научных организаций, образовательных учреждений. Например, руководитель лаборатории детства Юрий Семенов проинформировал, что совместно с факультетом психологии МГУ с 2021 года было проведено исследование, в котором приняли участие три тысячи детей из всех районов Якутии.

Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне когнитивной гибкости — 82,7%, развитию воображения, одного из ключевых показателей мыслительных процессов — 67,9%, развитию саморегуляции детей дошкольного возраста у 72,5%. Вместе с тем, исследователи констатировали низкий уровень внутренней мотивации. Она появляется тогда, когда у детей есть интерес к тому, чем они занимаются, чему обучаются. Поэтому по каждому району были даны рекомендации.

Представитель Центра опережающей профессиональной подготовки РС(Я) Владислав Хабаров привел тревожные цифры статистики — по всей стране 52% учащиеся с 8 по 11 класс до сих пор не определились со своей будущей профессией. В республике действует единая модель профориентации, объединяющая 545 школ.  В каждой из них сейчас разрабатываются планы работы по профориентации, определяются ответственные сотрудники. Проводится личная диагностика, у каждого школьника появился свой личный кабинет активности для родителей. И вместо теории проводятся профессиональные пробы, экскурсии на предприятия, мастер-классы, различные чемпионаты, конкурсы профессионального мастерства.

KVA_4207.jpg

Несмотря на успехи и достижения, о которых рассказали руководители, во время обсуждения депутаты высказали предложения касающиеся поддержки и закрепления молодых специалистов, выпускников вузов и ссузов. По их мнению, задача заключается не в формальном принятии закона, а в долгосрочной комплексной работе, тщательном анализе и формировании многоступенчатой единой системы. 

Фотографии Василия Кононова

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (1)

This comment was minimized by the moderator on the site
Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Уопсастыба

Оһуокай күрэҕэ түмүктэннэ

Улуу оһуокайдьыт, Саха АССР ускуустубатын үтүөлээх диэйэтэлэ Сергей Афанасьевич…
21.06.25 20:17
Уопсастыба

Кымыс иһиитин сиэрэ-туома

Ыһыах иккис күнүгэр Оһуокай түһүлгэтигэр, сарсыарда 11 чаастан Кымыс иһиитин сиэрэ-туома…
21.06.25 13:12