Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 2 oC

Какими должны быть школы на Крайнем Севере? Можно ли обеспечить детей оленеводов-­кочевников хорошим образованием?  Совет Арктики и Антарктики при Совете Федерации провел совещание «Особенности развития системы образования и арктических регионах РФ».  Концепцию государственной программы «Дети Арктики», включающую предложения нашей республики, на нем представила председатель постоянного комитета Ил Тумэн по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций Феодосия Габышева.

Какими должны быть школы на Крайнем Севере? Можно ли обеспечить детей оленеводов-­кочевников хорошим образованием?  Совет Арктики и Антарктики при Совете Федерации провел совещание «Особенности развития системы образования и арктических регионах РФ».  Концепцию государственной программы «Дети Арктики», включающую предложения нашей республики, на нем представила председатель постоянного комитета Ил Тумэн по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций Феодосия Габышева.

Как пояснила Феодосия Васильевна, опыт реализации целевых госпрограмм, ориентированных непосредственно на нужды северян, у нашей страны есть. Одна из них – федеральная программа «Дети Севера», которая успешно работала в самую сложную для России пору – 90-ые годы.  

rinnunUDzZcyXFfLoOTA7tVKlAPEsiOl copy– Именно на этом опыте мы основывались, когда предложили проект концепции федеральной программы «Дети Арктики». Она должна иметь разные направления. Одно из главных – расширение доступности качественного образования для юных северян. А для  этого надо создавать новую современную образовательную инфраструктуру, параллельно решая массу сопутствующих проблем: обеспечение кадрами, внедрение новых технологий и пр.,_– сказала Феодосия Габышева.

Большую роль, считают северяне, создающаяся программа могла бы сыграть в замене ветхих и аварийных школ. Известно, что строительство на Крайнем Севере – процесс очень сложный и дорогой.  Вот почему проект, инициированный республикой, предлагает увеличить перечень образовательных организаций, которые возводятся в рамках  федеральной программы. А для этого, к примеру, можно строить в отдаленных, маленьких поселках и селах типовые многофункциональные центры, где могли бы разместиться детсад,  спортзал, библиотека и т.д. 

– Еще один немаловажный вопрос – закрепление педагогов на Крайнем Севере. Мы предложили проект «Учитель Арктики», как аналог «Земского доктора» – программы, что уже принята в медицине. И это предложение было одобрено,  – сообщила Феодосия Габышева.

Не менее важное направление – обеспечение учебниками родного языка детей коренных малочисленных народов. Чем меньше тираж, тем выше стоимость книги. Издание таких книг –дело очень затратное, без поддержки федерального бюджета здесь тоже не обойтись. 

вариантОдин из обязательных блоков программы должен быть посвящен оздоровлению юных северян. А для этого, прежде всего, требуется федеральная поддержка в организации летнего отдыха детей. Сегодня это сопряжено с немалыми проблемами, связанными с высокой стоимостью проезда с Крайнего Севера до детских оздоровительных лагерей и санаториев Краснодарского края, Крыма и т.д.

– В целом нужно сделать так, чтобы все дети Арктики могли  бы получить качественное образование, пользуясь всеми благами цивилизации, – сказала Феодосия Габышева.

Когда программа будет принята в окончательном виде, сказать пока сложно. По некоторым данным эти направления могут быть  включены в программу развития Арктики.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением