165 против 70
- Георгий Михайлович, с 1993 по 1997 годы вы были избраны народным депутатом республики I созыва, состояли в комиссии Палаты Республики по законодательству и государственному строительству. Какие вопросы и проблемы стояли перед законодательным собранием республики после Верховного Совета ЯАССР?
- Напомню, что в Верховном Совете ЯАССР было 165 депутатов, а в новом законодательном собрании республики – 70, по 35 депутатов – в Палате Республики и в Палате Представителей Ил Тумэна.
Сами посудите, в Верховном Совете заседали, спорили, принимали решения 165 депутатов, а тут всего лишь 70 депутатов. Поэтому на первых заседаниях избранного Ил Тумэна, признаюсь, чувствовали себя неуютно.
Я глубоко признателен и благодарен населению Таттинского района, где я ранее работал и откуда был избран сперва в Верховный Совет, потом в Ил Тумэн. Это было время перехода от социалистического строя на капиталистический, под видом рыночных отношений.
Да, были депутаты в районе, которые мечтали о скорейшем внедрении рыночных отношений в районе: вот, мол, коммунистической партии больше нет, разгоним всех и будем добиваться внедрения рыночных отношений и тому подобное.
Из четверых кандидатов на выборах в Ил Тумэн 1993 года избиратели района выбрали меня. А по логике тех лет, могли ведь избрать другого, мол, наступили новые времена, нужны новые люди, но выбрали меня.
- Как создавались комиссии нового законодательного собрания республики, по какому принципу?
- На первой организационной сессии Ил Тумэна были созданы комиссии, меня избрали в комиссии по государственному строительству и кадровым вопросам Палаты Республики.
- Какие полномочия были у Палаты Республики и какие у Палаты Представителей?
- Палата Республики решала конституционные вопросы, утверждала бюджет республики, рассматривала и выносила решения о назначении председателя правительства республики, прокурора, председателя Верховного суда. Министров, членов правительства рассматривала и назначала Палата Представителей. Они также рассматривали и выносили решения по сельскому хозяйству и другим отраслям народного хозяйства.
Юристы, экономисты
- Перед нами стояли серьезные вопросы перехода с советской системы на рыночные отношения, надо было пересмотреть всю систему экономики республики.
Я считаю, что нам крупно повезло, что в Палате Республики спикером был избран Егор Михайлович Ларионов, юрист по образованию. А в Палате Представителей – Афанасий Петрович Илларионов, тоже по образованию юрист. К тому же они вместе учились и закончили престижнейший Свердловский юридический институт. Тандем очень слаженно работал и в первое время не возникало никаких трений, споров. Считаю, это нам очень помогло в первое время деятельности I-го созыва Ил Тумэна.
В экономических вопросах нам очень помог заместитель председателя Палаты Республики, доктор экономических наук, профессор Егор Григорьевич Егоров. До своего избрания в Ил Тумэн он был заместителем председателя правительства республики, директором Института экономики. Так, что он был очень подготовленным в экономических вопросах профессионалом.
В жизненно важных вопросах северных и арктических районов хорошо разбирался, знал не понаслышке первый вице-спикер нашей палаты Вячеслав Антонович Филатов. Сам он родом из южного Краснодарского края, но всю свою сознательную жизнь прожил и проработал в Якутии. Это был очень прямой, принципиальный, как говорится, до упора и работоспособный человек. По характеру, по принципу работы я бы его, наверное, сравнил с Александром Григорьевичем Подголовым.
В нашей комиссии по госстроительству и законодательству было 7 народных депутатов. Мы рассматривали, например, кандидатуру председателя правительства республики, его заместителей и вносили на рассмотрение совместного заседания палат парламента. В нашей комиссии был юрист Гаврил Николаевич Максимов, был Владимир Семенович Поскачин, были народные депутаты со всех отраслей, поэтому без лишних споров решались отраслевые вопросы. Я сам долгое время работал в сельском хозяйстве.
Вообще, отмечу, что в начале и в середине 1990-х, федеральный центр не так быстро вносил в регионы федеральные законы, поэтому по разработке и принятию своих законов, наша республика была, можно сказать, впереди всех: это и Конституция республики, принятая Верховным Советом еще в 1992 году, положения о Конституционном, Арбитражном судах.
«Переименования района добивались три года…»
- В советское время Таттинский район назывался Алексеевским. А в начале 1990-х годов районные власти и, вы в том числе, решились на переименование? Трудно ли далось такое решение и как к нему отнеслись высшие органы власти Якутии?
- Конечно, власти тогда с неохотой отнеслись к решению района. Вопрос о переименовании и присвоении району исторического наименования – Таттинский, мы обсуждали и добивались три года.
Если следовать хронологии, то сперва вопрос о переименовании рассмотрели на сессии районных депутатов. Но прежде ездили по всем наслегам, по предприятиям района и все решения собраний на местах, итоги были запротоколированы.
Отмечу, что по вопросу переименования работали как-то несистемно, что ли... Тогда председателем Президиума Верховного совета ЯАССР была Люлия Николаевна Григорьева и я добился, чтобы наш вопрос, наконец, включили в повестку заседания. Вопрос о переименовании Алексеевского района в Таттинский, рассмотрели в самом конце заседания.
Мне, как депутату Верховного Совета республики, тогда сильно досталось, мол, как это можно отказаться от нашего прошлого, от имени пролетария Петра Алексеева… Президиум ВС тогда нам отказал.
И тогда, после заседания Верховного Совета, я пошел в обком, на прием к первому секретарю обкома Юрию Николаевичу Прокопьеву. Мы с ним долго обсуждали, разговаривали.
Скажу прямо, что он тоже боялся принимать решение, мол, как к этому решению отнесутся в Москве и так далее. Я его пытался переубедить, показывал все протоколы заседаний, встреч с населением района, итоги заседаний местного Совета депутатов.
В результате, мы пришли к такому решению: создать соответствующую комиссию по переименованию Алексеевского района в Таттинский. Председателем комиссии решением бюро обкома был назначен Алексей Александрович Томтосов. Также в комиссию согласился войти тогдашний председатель Управления КГБ по Якутии, генерал Валентин Дмитриевич Кондраков. Вообще, тогда было непостижимо, чтобы председатель КГБ согласился войти в комиссию по переименованию района Якутии!
В итоге, мы с комиссией объездили весь район, встречались с населением, с коллективами предприятий и организаций. Примерно через месяц вышли на бюро обкома республики.
Тогда было принято решение, чтобы Верховный Совет принял соответствующее решение. На этот раз Президиум ВС республики согласился и вопрос о переименовании Алексеевского района в Таттинский вновь был вынесен на сессию уже Ил Тумэна.
Конечно, тогда многие не понимали: зачем надо переименовывать, это надо менять все документы и так далее. Наконец, было принято соответствующее решение парламента республики, его отправили на рассмотрение Верховного Совета РСФСР под председательством Бориса Ельцина. Тогда к нам приезжал председатель Совета министров России Александр Власов. Чуть позже к нам пришло постановление ВС России за подписью Ельцина о переименовании Алексеевского района Республики Саха (Якутия) в Таттинский район.
Исторический документ - Указ Президиума Верховного Совета РСФСР был принят 6 августа 1990 году за № 125-1 «О переименовании Алексеевского района Якутской АССР в Таттинский район». Так, району было возвращено его прежнее историческое наименование — Таттинский район.
«Принципы депутатов изменились»
- Георгий Михайлович, у вас большой опыт работы: вы избирались депутатом Верховного Совета республики, народным депутатом Ил Тумэна I, III и IVсозывов. Как по-вашему, каковы главные принципы деятельности народного избранника?
- Считаю, что в последние годы, принципы деятельности народных депутатов сильно изменились. Например, в Верховном Совете голос депутата звучал, как голос личности. Не было партий, фракций и так далее. Поэтому, все были свободны и каждый высказывал свое мнение.
Да, по некоторым вопросам возникали споры, всё это заносилось в протокол. В то время был жесткий регламент и все его придерживались. А потом вопросы стали ретушироваться, утихать. Но в первые годы по инерции мы много спорили, обсуждали.
Но, я считаю, что, начиная с третьего созыва Ил Тумэна, статус народного депутата уже не был столь высок по сравнению со статусом депутата Верховного Совета. Сейчас стали много говорить, а для того, чтобы конкретно решать делается мало.
Вот возьмите первые созывы. Тогда очень была сильна пресс-служба парламента – Егор Егорович Сибиряков, Татьяна Алексеевна Элляева. Помню, аппарат президента тогда был очень критично настроен – зачем вам пресс-центр, если есть государственные ТВ, радио и печать?
Считаю, что они очень хорошо работали, освещали работу парламента, сессии, ежедневные заседания, командировки. Информация для населения была доступной, понятной, подавалась без купюр. Позиция и слово каждого депутата были слышны.
«Зачем вам своя газета?»
- В этому году также исполнится 25 лет со дня создания парламентской газеты «Ил Тумэн»…
- Скажу, что создание парламентской газеты проходило очень сложно. В открытии парламентской газеты большую роль сыграл Филипп Гаврильевич Охлопков. Он сам, как бывший редактор газеты «Кыым», сделал очень много для появления парламентской газеты.
В администрации президента нам прямо говорили: «Зачем вам своя газета?». Но все-таки вопрос подняли, много обсуждали и газета парламента Якутии появилась и существует до сих пор. Но авторитет газеты надо поднимать и поддерживать. Население, избиратели ставят очень острые вопросы. СМИ тоже публикуют острые вопросы, но правительство не реагирует на них. Сейчас, по-моему, бесполезно куда-то писать.
«Мои года – моё богатство»
- Георгий Михайлович, расскажите о своей семье…
- У меня четыре дочери, восемь внуков, два правнука. Вот сейчас нянчусь с младшей внучкой, ей три годика. Старший внук мобилизованный, сейчас находится в зоне проведения СВО, недавно приезжал в отпуск.
Старшая дочь – медик, вторая – преподаватель, третья сейчас на пенсии, младшая дочь – начальник отдела в казначействе. Старшая внучка окончила электротехнический институт в Санкт-Петербурге, сейчас работает преподавателем.
- Сейчас, наверно, у вас больше свободного времени. Чем занимаетесь?
- Сейчас больше стараюсь уделять времени семье, занимаюсь воспитанием внучки. Но, стараюсь выпускать книги о друзьях, о своей жизни.
- Учитывая ваш большой жизненный опыт, что посоветовали бы молодому поколению?
- Раньше мы назначали на ответственные должности местные, республиканские кадры. Вспомните председатель Арбитражного суда - Борисов, прокурор республики - Колмогоров, министр МВД - Федоров, председатель Верховного суда - Горева. А сейчас... сами знаете… Поэтому, я и другие депутаты прошлых созывов всегда спрашивали: почему нельзя хотя бы одного министра нашего назначить? Надо быть патриотом своей Родины, поднимать насущные вопросы и отстаивать свое мнение.
СПРАВКА:
Артемьев Георгий Михайлович
Якутское республиканское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Дата рождения: 19 апреля 1945 года.
Место рождения: поселок Норагана Мегино-Кангаласского района ЯАССР.
Образование: высшее
Специальность: техник-лесовод, инженер лесного хозяйства, политолог.
Образование:
В 1966 году окончил Якутский сельскохозяйственный техникум.
В 1974 году окончил Сибирский технологический институт, получив специальность инженера лесного хозяйства.
В 1981 году окончил Хабаровскую высшую партийную школу.
Трудовая деятельность:
С 1966 по 1967 гг.—помощник лесничего Усть-Майского лесхоза, с. Усть-Майя, участковый техник Усть-Алданского лескхоза, с. Борогонцы.
С 1967 по 1969 гг. - главный бригадир колхоза "Маяк" Усть-Алданского района, п. Маягас.
С 1972 по 1974 гг. - главный лесничий Чурапчинского лесхоза, с. Чурапча.
С 1974 по 1976 гг. - директор Таттинского лесхоза, с. Ытык-Кюель.
С 1976 по 1979 гг. - секретарь парткома совхоза им. П.Алексеева, с. Усть-Татта, инструктор отдела организационно-партийной работы Якутского областного комитета КПСС, г. Якутск.
С 1981 по 1981 г. - инструктор отдела парторгработы Якутского обкома КПСС, г. Якутск.
С 1981 по 1983 гг. - второй секретарь Алексеевского райкома КПСС, с. Ытык-Кюель.
С 1983 по 1988 гг. - председатель исполкома Алексеевского районного Совета народных депутатов, с. Ытык-Кюель.
С 1988 по 1990 гг. - первый секретарь Алексеевского райкома КПСС, с. Ытык-Кюель.
С 1990 по 1992 гг. - председатель Таттинского районного Совета народных депутатов.
С 1992 по 1993 гг. - глава администрации Таттинского района, с. Ытык-Кюель.
С 1993 по 1997 гг. - народный депутат Республики Саха (Якутия) первого созыва, председатель постоянной комиссии Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по законодательству, вопросам местных представительных органов, органов управления и кадровой политике.
С 1993 по 1998 гг. - первый заместитель руководителя Администрации экономической зоны развития "Заречье", г. Якутск.
С 1998 по 2003 гг. - и.о. главы, глава администрации Мегино-Кангаласского улуса, с. Майя.
В 2003 г. заместитель министра охраны природы Республики Саха (Якутия), г. Якутск.
С 2003 по 2008 гг. - народный депутат III созыва, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по здравоохранению, делам семьи, детства, молодежи, физкультуре и спорту.
С 2008 г. по н/в - первый секретарь Якутского горкома КПРФ на освобожденной основе.
С ноября 2009 г. - народный депутат Республики Саха (Якутия) четвертого созыва.
Награды и звания:
Заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Награжден юбилейным знаком "380 лет Якутия с Россией".
Народный депутат Верховного Совета Я-А. ССР XII созыва.
Народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) I созыва.
Народный депутат Республики Саха (Якутия) III, IV созывов.
Фото из архива Георгия Артемьева
- 3
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0