До 1991 года, одной, двумя, тремя звездами была отмечена четвертая часть сохранившихся на тот период родовых домов защитников Отечества. Хозяйка дома с четырьмя звездами Молчанова (Лобанова) Марфа Алексеевна, ветеран, отличник здравоохранения СССР, капитан медицинской службы в отставке, которой в текущем юбилейном году 28 августа исполнилось бы 100 лет, рассказывала своим детям, внукам и правнукам историю о героизме семьи во время войны, которую по крупицам собирали и хранили как реликвию. «В нашей большой крестьянской семье было пятеро мужчин, на фронт ушли младший брат отца и трое моих братьев. Отца Алексея Константиновича не взяли из-за пожилого возраста. Его здоровье очень сильно подкосила полученная им третья похоронка на сыновей, сердце не выдержало, умер. От исчезновения рода спасло возвращение с войны искалеченного, без ноги, старшего брата - Лобанова Василия Алексеевича…»
Наше вооружение – трехлинейки, на четверых одна
Василий Алексеевич первое боевое крещение получил под Ельней (Подмосковье). Переданные при его жизни из уст в уста воспоминания свидетельствовали о следующем: «Мы, новобранцы, прибывшие на один из участков фронта, не успели рассредоточиться и получить оружие, как на горизонте появились цепь немцев и несколько единиц техники. Шли они свободно, в бинокль было видно, что вооружены автоматами. Мы укрылись в небольшом лесном массиве. Наше вооружение – трехлинейки, на четверых одна. Пока фашисты были далеко, нас не заметили. Было принято решение использовать элемент внезапности и временное тактическое превосходство дальности полета пули винтовки против автомата. Степень поражения прославленной трехлинейки более километра, а автомат «плевал» до 500 метров. Наше пополнение в основном было из Сибири и Урала: хакасы, якуты, татары, чуваши. Страха не было. Друг над другом даже подшучивали: «Один татарин в два шеренга становись». Принятое решение – наше спасение – психическая атака. Построились группами в затылок по 3-4 человека, одна винтовка у передовика и пошли… В первом огневом контакте на расстоянии около километра мы стреляли прицельно. Было видно, что немцы падают, но еще идут. Долетевший до нас их автоматный дождь причинял ранения. Винтовку я получил третьим из четверых. Шедшего впереди меня солдата ранило в плечо. Мы останавливались через 10 шагов и по команде вели огонь. Вдруг в небе показались советские самолеты, в нашей команде грянуло громкое «ура»! Противник бежал, обгоняя танки». Это было одно из первых контрнаступлений на гитлеровцев под Ельней…
С октября 1941 года Лобанов Василий Алексеевич в составе 129 стрелкового полка Западного фронта участвовал в битве за Москву в должности помощника командира взвода сначала в оборонительных боях, а затем в наступательных по Наро-Фоминскому направлению. В ожесточенных сражениях за Москву по прорыву сильно укрепленной полосы обороны противника 17 декабря 1941 года Василий Алексеевич был тяжело ранен и доставлен в госпиталь. После длительного лечения, в связи с ампутацией правой ноги и инвалидностью, в ноябре 1942 года был демобилизован и уволен в запас в звании старшего сержанта. Награжден фронтовик за защиту Москвы орденом «Славы III степени». Из наградного листа от 11августа 1947 года следует, что «За активное участие в боях на протяжении двух месяцев и полученное тяжелое ранение в боях против немецких войск Лобанов достоин правительственной награды». Также награжден медалью «За победу над Германией». К сожалению, Василий Алексеевич ушел из жизни в 1982 году, и уточнить многие детали подвига сибиряков под Ельней нет возможности.
Погиб в бою за освобождение Польши
Также никогда уже не поделится своими воспоминаниями военный летчик - капитан Иннокентий Константинович Лобанов, родной дядя братьев Лобановых Василия, Ивана и Семена, младший брат их отца – Алексея Константиновича. В Красной Армии с октября 1931 года. Принимал участие в боях на Халхин-Голе в 1939 году. Призван на фронт Пригородным РВК города Якутска в 1941 году. Воевал в составе Карельского, Юго-Западного, Белорусского фронтов. Командир пулеметной роты 152 гвардейского стрелкового полка 50 гвардейской стрелковой дивизии. Был трижды ранен: 10 марта 1943, 23 августа 1943 и 24 сентября 1943. Погиб в бою за освобождение Польши в августе 1944 года. Дважды награжден орденом «Красная Звезда».
Из приказа, подписанного командиром 646 стрелкового полка Героем Советского Союза подполковником Лебедевым от 3 апреля 1944 года: «Капитан Лобанов прошел боевой путь с полком от Заполярья до Днепропетровска. В боях полка с немецкими захватчиками проявил смелость и мужество …15 августа 1943 года во время решительной атаки батальона на село Мохначи Змиевского района Харьковской области капитан Лобанов умелым направлением огня по противнику поспособствовал пехоте сломить сопротивление врага и овладеть селом. 18 августа 1943 года в бою за село Водяховка того же района, во время контратаки противника, открыл губительный огонь по наступающей вражеской пехоте, вынудив ее отойти на исходный рубеж. 13 сентября 1943 года в бою за райцентр Алексеевка Харьковской области, превращенный немцами в сильно укрепленный узел сопротивления, капитан Лобанов выкатил под огнем противника станковые пулеметы на бруствер противотанкового рва и, поливая свинцом вражескую пехоту, вынудил ее отступить, облегчив задачу нашей пехоты овладеть селом Алексеевка. 24 сентября 1943 года в бою за село Подгорное Днепропетровского района и области бесстрашно выкатил пулемет на насыпь железнодорожного полотна и повел огонь по врагам, помогая таким образом нашей пехоте занять ключевые высоты и траншеи противника. В этом бою капитан Лобанов был тяжело ранен». За активное участие в боевых действиях Иннокентий Константинович был награжден орденом «Красная Звезда». Вторым орденом «Красная Звезда» он был награжден в июне 1944 года за бой 23 августа 1943 года за город Нижне-Днепровск. Гвардии капитан Иннокентий Лобанов погиб в бою 26 августа 1944 года при освобождении Польши от фашистских захватчиков, похоронен в деревне ДескурувРадзиминского уезда Варшавского воеводства.
Ворошиловский стрелок
По словам Марфы Алексеевны Молчановой (Лобановой), брат Иван Алексеевич был гордостью семьи, поскольку окончил Якутскую национальную военную школу, где был отличником боевой и политической подготовки, а позднее был награжден знаком «Ворошиловский стрелок».
88 лет назад, 29 декабря 1932 года, в СССР было установлено почётное звание «Ворошиловский стрелок» 1-й и 2-й степеней, присваиваемое с вручением соответствующего нагрудного значка. Названо оно было в честь председателя Реввоенсовета СССР, наркома по военным и морским делам Климента Ефремовича Ворошилова — «отличного стрелка из всех видов стрелкового оружия».
Иван Лобанов был призван на войну Якутским РВК 26 июля 1941 года, являлся командиром отделения в 549 стрелковом полку 127 стрелковой дивизии. Воевал с фашистскими захватчиками в Курской области с конца 1941 года до начала 1942 года. Все мы помним, что с началом битвы за Москву, Курская область стала ареной боевых действий. После тяжелых боев 2 ноября 1941 года советские войска оставили Курск. Фронт стремительно приближался к границам Щигровского района. Несмотря на мужество и героизм, проявленные в боях, наши войска были вынуждены оставить Щигровскую землю. 21 ноября 1941года немецкие войска вошли в Щигры... Несмотря на геройскую гибель сотен наших бойцов освободить город Щигры иЩигровский район в январе 1942 года не удалось.
Курская область являлась одной из наиболее пострадавших в годы Великой Отечественной войны. Для солдат и офицеров вермахта были напечатаны специальные памятки, в которых говорилось: «убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай…» Многие населенные пункты, такие как Самсоновка, Стародубцево, Калиново, Шиповка, Выползово, Больше-Княжая, Рябиново, Новая Деревня, Колодезек, Роговое были стерты с лица земли…Курская область была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков 2 сентября 1943 года. В семье хранится извещение о том, что «Лобанов Иван Алексеевич в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был ранен и умер 19 февраля 1942 года в полевом подвижном госпитале 689 ВГ 8 гвардейской армии. Похоронен в братской могиле в поселке Новая Слободка Щигровского района Курской области». Имя моего двоюродного дедушки занесено в Книгу Памяти, в список войнов, погибших в годы Великой Отечественной войны в Курской области.
Гранатой уничтожил пулемет
Лобанов Семен Алексеевич – младший брат Василия и Ивана Лобановых. В Красной Армии с 19 августа 1942 года. Призван на войну Якутским РВК. Стрелок взвода противотанковых ружей 1 стрелкового батальона 1133 стрелкового полка 339 Таманской стрелковой дивизии. Награжден орденом «Красная Звезда».
Из наградного листа 1 февраля 1944 года за подписью командира 1133 стрелкового полка майора М.К. Трепетун: «В боях с немецкими захватчиками за город Керчь с 23 по 29 января 1944 года проявил себя смелым, отважным воином. При отражении контратаки противника он подполз к дому, откуда стрелял немецкий пулемет, и когда противник заметил его и стал обстреливать из пулемета, товарищ Лобанов, не растерявшись бросился к дому и гранатой уничтожил пулемет вместе с его прислугой, остальные гитлеровцы, которые были в доме в панике стали убегать, что дало возможность продвигаться вперед…»
В составе 339 Таманской стрелковой дивизии Семен Алексеевич принимал участие в освобождении Керчи, Феодосии, Коктебеля, Судак, Алушты, Ялты, Балаклавы. Героически сражаясь против немецких захватчиков, погиб 23 апреля 1944 года при освобождении Севастополя. Похоронен в селе Кадыковка Балаклавского района Крымской области.
Самолет потерпел крушение
На долю сестры братьев Лобановых, Марфы Алексеевны Молчановой, тоже выпали немалые испытания военных лет. Боль тяжелой утраты и горя после упомянутых трех похоронок с фронта и смерти отца… Эхо войны, как и многие ветераны тех лет, она ощущала, когда смотрела по телевизору хронику военных лет 1941 – 1945 годов: о санитарах, медсестрах и врачах, выносящих с поля боя раненых, перевязывающих окровавленных красноармейцев в окопах под свист пуль и разрывы снарядов. При этом сама испытывала особое чувство причастности к их ратному делу как коллега, верная клятве Гиппократа. Марфа Алексеевна отличник здравоохранения СССР, которую родина тоже, как и братьев, отметила наградами. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны награждена медалями : «За боевые заслуги», дважды «За победу над Германией», в том числе первая «За участие в Великой Отечественной войне», вторая - «За доблестный и безупречный труд в Великой Отечественной войне»; медаль «30 лет Советской Армии и Военно-Морского флота». А за 37 лет безупречной службы в органах внутренних дел - многочисленными ведомственными медалями МВД I, II, III степеней, а также юбилейными наградами в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Война застала Марфу Алексеевну в Нижнеколымском районе ЯАССР, на территории северной государственной границы СССР, где с 1940 года работала заведующей медпунктом, а с июля 1941-го - начальником медчасти поселков Нижнеколымский и Нижние Кресты, в настоящее время поселок городского типа Черский. Осенью 1941 года, после скоропостижной смерти первенца Васеньки, написала рапорт об отправке на фронт. Через пограничную зону района пролегала одна из трасс перегона авиатехники и поставки грузов по ленд-лизу из США (через Аляску) в СССР (через Тикси, Нижнеколымское и т.д.).
Зимой 1942 года по рекомендации уполномоченных органов, рассмотревших рапорт, она прошла специнструктаж - «латинский язык международной солидарности медицины» - по двум направлениям: профессиональному – краткое описание назначения препаратов и специальному – опечатанному в конверте, который подлежал вскрытию в условном месте посадки доставленных медикаментов. Там уполномоченные органы должны были окончательно рассмотреть рапорт по существу. Однако самолет, которым Марфа Алексеевна следовала как член экипажа, потерпел крушение. Чудом осталась жива. Очнулась после клинической смерти. Месячная реабилитация в поселке Тикси оказалась недостаточной. Вернули в Нижнеколымское и направили на лечение в Якутск. Командировочное удостоверение тех лет случайно обнаружили в июле 2014-го в старом фотоальбоме. В Якутске после восстановления здоровья до октября 1943 года менее года заведовала хатасским фельдшерско-акушерским пунктом.
В октябре по предписанию Военного комиссариата и Наркомздрава была направлена для прохождения службы в НКВД ЯАССР. В органах внутренних дел и внутренних войск системы ИТУ прослужила до 1980 года. Ушла на пенсию по достижении предельного возраста и выслуге лет с должности начальника медчасти СИ 16/1 ОИТУ МВД.
Марфа Алексеевна вышла замуж за Молчанова Василия Саввича, который работал в школах города Якутска учителем физики и математики, завучем по производственному обучению, директором Табагинской средней школы, заведующим кабинетом института усовершенствования учителей. Молчановы воспитали двоих сыновей: Валерия и Владимира. Марфа Алексеевна - моя бабушка, которая поведала историю нашей семьи. Умерла на 98-м году жизни 23 мая 2018 года. Два года оставалось до празднования 100-летнего юбилея. 28 августа в день рождения Марфы Алексеевны мы соберемся всей семьей, чтобы почтить память о ней и солдатах, не вернувшихся домой с войны и храбро сражавшихся за наше мирное небо…Воспоминания о семье Лобановых хранятся на старом обелиске возле бывшей неполной средней школы в селе Старая Табага. Низкий вам поклон и вечная память солдаты-табагинцы, павшие на поле боя…Василий, Иван, Семен и Константин Лобановы. Наша святая обязанность – сохранять и передавать из поколения в поколение историческую правду о мужестве и беззаветном служении своей Родине наших дедов и прадедов, о великом подвиге народа.
- 1
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0