Аана родилась в селе Аппаны Намского района. С малых лет она прошла,можно сказать, домашнюю школу шитья и вышивки. Ее мать Маттай Маайа, слывшая на селе мастерицей, обшивала всю семью, родню и еще односельчан. Поэтому девочка с детства училась искусству шитья у мамы. Уже со школьных лет шила себе платья, поэтому всегда отличалась от ровесниц своими нарядами. И со стороны отца тоже были мастеровые люди.
После школы она поступила в Якутское культурно-просветительское училище, окончила ее в 1976 г., затем продолжила учебу в Хабаровском государственном институте культуры на отделении режиссуры театрализованных представлений, которую окончила в 1981 году.
Аана Николаевна в седьмом поколении хранит древние заветы ремесла, всегда строго придерживается традиций и канонов классического народного творчества. Она во всем ценит классику, добротность, качество, понимая значение художественной целостности декоративного оформления вещи. Профессионально же заниматься творчеством Аана начала с середины 1980-х годов. А с 1987 г. она участвует в республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и международных художественных выставках. За эти годы стала лауреатом всероссийских конкурсов «Искусство современного шитья» (2009, 2011), дважды обладателем Кубка мэра Москвы за изготовление дизайнерской одежды (2008, 2011).
Аана Зверева - универсальный мастер. Ей в равной степени подвластны ткани и меха, кожа и бисер. Она шьет, вышивает, в совершенстве владеет искусством ковроткачества. Созданные ею комплекты национальной якутской женской и девичьей одежды, меховые рукавицы и нагрудные украшения из бисера, большие дорожные сумы (матаҕа) для перевозки домашней утвари и изящные сумочки (хаппар) для швейных принадлежностей дают яркое представление о традиционной художественной культуре народа саха. Зверева возродила традиционный вид женского творчества якутов - текстильную мозаику «кыбытыы». На выставке экспонируются настенные панно "Гармония", "Ыһыах», "Ночной снег", "Ледяное окно", "Прозрачное утро", "Всевидящее око" и другие работы, выполненные художницей в этой практически забытой к концу прошлого века технике шитья. На выставке представлены также несколько триптихов. Мое внимание привлекли и очень понравились ее работы "Одержимость", "Долина Туймаада", "Родные мотивы" и "Ленский лес".
Автор работает над созданием комплектов конского верхового убранства, реконструирует одежду якутов XVII-XIX вв. Обращение к старым традициям якутского искусства является одним из главных направлений творческих поисков художника-прикладника. Неповторимы созданные ею комплекты кожаных уборов для лошадей. Здесь я впервые увидела маску из кожи, вышитую бисером и металлическими бляшками для коня.
Замечательны исполненные Ааной ковры "Культ огня", "Здравствуй, Япония!", "Авангард" и "Цветочная поляна". Красивы и покрывала, сшитые в стиле «кыбытыы». Глаз не оторвать от реализованной фантазии ее замыслов.
Аана Николаевна со своими ученицами принимает участие во многих конкурсах, выставках прикладного творчества и всегда побеждают. Художник изучает якутские коллекции в отечественных и зарубежных музеях. А якутских экспонатов в них много. Вот откуда она черпает идеи классицизма и придерживается техники народного шитья.
Выставка «Аман Албара» наглядно демонстрирует, что народная мастерица владеет не только вековыми приемами национального шитья, вышивки, аппликации, но и современными методами и технологиями, способами инновационного конструирования.
В эти дни выставка народного художника Якутии завершится. Поэтому рекомендую посетить и ознакомиться с творчеством знаменитой мастерицы Ааны Зверевой, не пожалеете.
Галина БОЧКАРЕВА
Фото автора.
- 2
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0