Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -5 oC

На предновогоднем календаре Театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона — чудесное время превосходных «Щелкунчиков», многочисленных показов сказочно красивого балета, ставшего главным на новогодне-рождественских праздниках.

На предновогоднем календаре Театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона — чудесное время превосходных «Щелкунчиков», многочисленных показов сказочно красивого балета, ставшего главным на новогодне-рождественских праздниках.

Это время волшебной, колокольчиковой, шкатулочной музыки Петра Ильича Чайковского, полюбившейся с детства — сразу, безоговорочно и на всю жизнь. Это музыка, наполняющая человеческие сердца нежностью и добротой.

Во всех театрах страны трудно было достать билеты на этот спектакль — они приобретались загодя. И всё равно — на все восемь показов в Театре оперы и балета билеты были давно раскуплены. В Москве в Большой театр — длиннющая очередь и настоящая давка. У нас билетов нет, но всё цивильно. Там «Щелкунчик» идёт в хореографии Григоровича, у нас — Василия Вайнонена. Как, кстати, и в Мариинке. Может, в этом дело? Музыкальные критики сходятся во мнении, что балет в редакции Вайнонена создаёт праздничное настроение — зефирно-розовое, воздушное. Я обожаю Григоровича, бесконечно им восхищаюсь, но у Григоровича настроение — белое. Белое, чистое, без излишней сентиментальности, что ли.

Чувствуете, где притаилась прекрасная волшебная сказка?! Этот как раз то, что сейчас больше всего и нужно. И за это артистам якутского балета — большой респект: за такую чудесную, подаренную от всей души зефирную прелесть, в которой добро не просто побеждает, но и щедро вознаграждено.

Расчувствовались даже самые искушенные критики — и в сравнении с Мариинкой на якутской сцене состоялись действительно прекрасные показы.

В постановке Марии Сайдыкуловой балет «Щелкунчик» с неизменным успехом идет с 1997 года (!). Художник возобновления — Саргылана Иванова.

В этом сезоне Машу танцевали Мария КУЗЬМИНА, Анастасия ПЛАТОНОВА, Юлия МЯРИНА и впервые — Венера ФЕДОТОВА. Щелкунчика — Валерий АРГУНОВ и Сарыал АФАНАСЬЕВ, Павел НЕОБУТОВ, а для Владимира ДАНИЛОВА это был дебют. Дирижёрами были — Артем БЫСТРОВ и Николай ПИКУТСКИЙ.

1661

1662

1664

1663

Детям нравится незамысловатый сюжет сказки про то, как Щелкунчик победил Мышиного короля. Правда, я в детстве не понимала, что это за кукла и почему она такая страшная. Мне казалось, что Маша просто прониклась жалостью к этой игрушке из-за её безобразной внешности. Да еще этот несносный мальчишка, Машин брат, который чуть её не сломал. А Маша — это же истинное воплощение всего женского, материнского, абсолютно милосердно-сестринского начала. Поэтому именно ей и досталась такая уродливая вещь — для сострадания.

Из-за своего большого и доброго сердца Маша помогает Щелкунчику побороть мышиное войско. Как награда за её доброту — некрасивая игрушка превращается в прекрасного принца. И происходит это не просто так, а потому, что Маша, как мне кажется, только об этом и мечтает. И вот оно, чудо случается! И понятно всеобщее ликование — сказочный город Конфитюренбург, жители которого рады чудесному избавлению от Короля мышей, приветствует Машу и Принца пышным и ярким танцевальным дивертисментом.

Танцы были бесподобны — Китайский, Восточный, Испанский, но особенно запал в душу — Русский, исполненный Аленой Старинченко, Екатериной Никитиной, Михаилом Соловьевым. Может, потому, что это и есть «наше всё», танец, который раскрывает русский характер. Его энергетика у артистов, что называется, в крови. Китайский танец, или Чай, прекрасно танцуют Виктория Григорьева, Айтал Ефимов, Алисия Пак, Михаил Дмитриев. Он короткий, но динамичный, с выразительнейшим рисунком, и ребятам удается создать «китайское настроение».

Розовый вальс — просто чудесен. Зефирный, воздушный, прекрасный танец бесподобно исполнили Ксения Лукина, Елена Посельская, Александра Ларева, Анастасия Платонова, Леонид Попов, Николай Попов, Михаил Андреев, Айаал Сыромятников.

В этом спектакле, в массовых сценах, задействована вся милота — будущее якутского балета: учащиеся балетной школы имени Посельских. Это великолепная традиция, демонстрирующая преемственность и прекрасную школу по превращению утят в чудесных лебедей.

1665

1666

1667

Спустя годы, уже взрослой, я узнала, что Щелкунчик — это даже не совсем игрушка. Это приспособление для того, чтобы раскалывать орехи. Щёлк! — и скорлупки разлетелись в стороны, обнажив ядро. Вот ведь немцы какие: придумали такую удивительную вещицу! Да еще и легенду к ней, мол, щелкунчики приносят удачу и оберегают дом. Вот почему эти деревянные механические куклы были популярны как рождественские подарки для детей.

А у нас для этих целей использовался молоток... А вы говорите: загадочная русская душа!

Понятно, что тянется эта душа к прекрасному, романтичному и рождественскому. И в этом смысле «Щелкунчик» для нас — прекрасная мечта, стремление к высокому полету. Спасибо Гофману, написавшему эту сказку как будто специально для нас, чтобы мы становились лучше и чище...

Вот почему прекрасная история, воплотившая мечты девочки Маши, стала самым популярным, практически вечным хитом – спектаклем на все времена, в котором царствует потрясающей красоты и выразительности чувственная музыка гениального Чайковского.

И даже если вы не знаете названий тем, составляющих спектакль «Щелкунчик», то это неважно. Все равно в вашей душе звучит вальс снежных хлопьев, снежное адажио, цветочный вальс и, конечно же, адажио из па-де-де...

Спасибо якутскому театру за это мастерство, красоту и праздник торжества — победы света и любви над тьмой и ночными ужасами.

Елена СТЕПАНОВА

ФОТО Кристины НОВГОРОДОВОЙ

  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением