Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -2 oC

В этом году 45 лет исполняется Союзу композиторов Якутии. Уникальное музыкальное искусство народов республики продолжает развиваться благодаря энтузиазму, подвижничеству его членов. Сегодня руководителем творческой организации является молодой композитор Николай Михеев.

В этом году 45 лет исполняется Союзу композиторов Якутии. Уникальное музыкальное искусство народов республики продолжает развиваться благодаря энтузиазму, подвижничеству его членов. Сегодня руководителем творческой организации является молодой композитор Николай Михеев.

Выбор профессии

Детство Николая прошло в Вилюйске. С юных лет проявлял большой интерес к музыке, поэтому родители записали сына в Детскую школу искусств. Символично, что это родина основоположника якутской профессиональной композиторской музыки Марка Николаевича Жиркова.
Михеевы - известная музыкальная семья. Дедушка Ефим Алексеевич Михеев был самодеятельным композитором, долгое время руководил Домом культуры, преподавал, много работал с детьми — вел занятия по музыке, фотографии, играл на скрипке и баяне.
В 1994 году семья переехала в Якутск и Коля поступил в третий класс Высшей школы музыки по специальности фортепиано. В это же время посещал класс по композиции у Полины Ивановой и Владимира Ксенофонтова.
После окончания ВШМ поступил в Санкт- Петербургскую консерваторию, где учился композиции у профессора, народного артиста РСФСР Б.И. Тищенко. В 2016 году поступил в аспирантуру Московской консерватории, в класс профессора, народного артиста РФ А.В Чайковского.
«Годы учебы в Санкт-Петербургской консерватории запомнились занятиями в аудиториях, где преподавали выдающиеся педагоги, хранившие исторические традиции академической школы. Особенно запомнились занятия с Борисом Ивановичем Тищенко. Очень дорожу его наставлениями и советами.
Рядом с консерваторией находится знаменитый Мариинский театр, где мы были постоянными зрителями. Там я открыл для себя симфонический оркестр именно таким, каким он должен быть, настоящую классическую музыку мирового уровня. Именно в Санкт-Петербурге я прочувствовал огромную энергию истории, искусства и мне очень повезло, что я там учился», — делится Николай.
Огромное влияние на молодого композитора оказало творчество великого Дмитрия Шостаковича, чьим учеником был Борис Тищенко. «Впоследствии они были друзьями, и он привил мне любовь к его музыке. Я знаю все его симфонии, изучил его произведения», — говорит Николай о своем кумире.

у_консы.jpeg

Творческий путь

По возвращении в Якутск в 2008 году Михеева пригласили преподавателем в Высшую школу музыки. После создания филармонического оркестра он начал писать для большого оркестра, был принят в Союз композиторов Якутии по рекомендации председателя Захара Константиновича Степанова. Впоследствии его поддерживал следующий руководитель творческой организации Кирилл Герасимов.
«Я ездил на съезды, семинары Союза композиторов России. То есть меня готовили к тому, чтобы я потом возглавил наш Союз. Честно говоря, я долго отказывался, но однажды позвонил Кирилл Афанасьевич и сказал, что пришло время мне стать новым председателем. Это было в 2021 году», — рассказывает Николай Алексеевич.
Первые профессиональные сочинения после окончания консерватории Николая Михеева — музыкальные картины «Ыра санаа» прозвучали в исполнении симфонического оркестра Якутской филармонии.
У этого произведения интересная история, говорит автор. Впервые он сочинил пьесу для фортепиано в 11 лет и, уже став профессиональным композитором, переложил его для симфонического состава. Часто звучит симфоническая фантазия «Таас хайа», где впервые используется уникальное сочетание инструментов — электрогитары, а главные партии исполняются на хомусе и якутской скрипке - кыл.
Также известен триптих «Арктика» на основе музыкальных традиций северных народов. В 2019 году состоялась премьера первой юкагирской оперы «Юко и Анеке» по мотивам произведения Николая Курилова «Черная морошка». В репертуаре Театра танца РС(Я) есть балетные спектакли «Черная лиса», «Девушка с коромыслом» по мотивам якутских сказаний С. Зверева - Кыыл уола. 

О сотрудничестве с якутскими кинематографистами

— Вы автор не только симфонических произведений, но и пишете музыку к якутским фильмам?
— Кинематограф мне всегда был интересен. Еще в консерватории у меня была мечта написать музыку для кино. В Якутске я начал работать с режиссером Михаилом Лукачевским. Первый фильм был «Крылья», потом «Ньургуьуннар» («Подснежники»), «Айыы уола». Один из самых известных - «Мой убийца» режиссера Костаса Марсаана, который вошел в шорт-лист премии «Золотой глобус».
Сейчас я плотно работаю с нашими мультипликаторами. На НВК «Саха» вышли мультсериалы «Тооку», «Айтал и волшебная сила», готовится «Снежная фея», для которого я создал музыку по эвенкийским народным темам. Работаю с кинорежиссером Валентином Макаровым, это мой первый опыт в жанре комедии, и с Дмитрием Шадриным над документальным фильмом.
— Чем отличается сочинение музыки для фильмов от создания произведений классического формата?
— Конечно же это большая работа с режиссером в отличие от создания классической музыки, где «режиссером» являешься ты сам. Они по-другому чувствуют музыку — надо полностью вникнуть в замысел, персонажей, игру актеров, в общую картину. Например, когда мы работали над финальной сценой «Моего убийцы» у меня было около десяти переделок.
У нас много ребят, кто пишет музыку для кино, не имея композиторского диплома. Могу с уверенностью сказать, что номер один сегодня это Моисей Кобяков. У него уже большая фильмография, картины получают награды на фестивалях. Надеюсь в дальнейшем он продолжит обучение и также станет членом нашего Союза композиторов. 

мой_убийца.jpg
— Кстати, вы, наверное, слышали о создании в Якутске ультрасовременного кинопавильона, где можно будет снимать фильмы с использованием новейших технологий?
— Да, я в курсе. Тогда появится возможность использовать живой оркестр. Сейчас же как у нас делается? Если нужна симфоническая музыка в основном используют сэмплеры. Но в этом случае музыка звучит слишком «чисто». А именно живое звучание инструментов украшает и дает живость картине. Мы с нетерпением ждем сотрудничества.

14222168_1657047884610190_5708518915459188547_n.jpg

Союз энтузиастов

— Николай Алексеевич, теперь о работе в Союзе композиторов. Он у вас не очень большой, и в этом году ему исполняется уже 45 лет. Есть ли какие-то вопросы, о которых вы бы хотели сказать?
— Готовимся к юбилею, на который ждем гостей. Проходят мероприятия, приуроченные к юбилейной дате. Проблем много, но мы их решаем. Во-первых, наши произведения «не пишутся в стол». Это очень важно для творческой личности. Поступают госзаказы, например, по линии филармонии и театров.
В прошлом году совместно с ВШМ выиграли грант фонда президентских инициатив и провели международный фестиваль классической музыки «Махтал», где собрали солистов, молодежный симфонический оркестр ВШМ. Посетили с концертами, лекциями, мастер-классами Иркутск, Улан-Удэ и столицу Монголии Улан-Батор, где исполнялись произведения якутских композиторов. 

Что касается грантов непосредственно Союзу композиторов РС(Я), то к большому сожалению, наши заявки получают отказ. Так что фактически у нас работают энтузиасты, фанаты своего дела. Композиторы всегда были штучным товаром. Примерно половину членов Союза составляют наши музыковеды. Композиторы без музыковедов не могут. Наше дело создать музыку, а музыковеды смотрят на нее с научной точки зрения и передают информация следующему поколению.

Развиваться, сохраняя традиции

— Помимо творческой работы вы ведете педагогическую деятельность?
— Когда приехал после консерватории, у меня не было работы и тогда в ВШМ открылся факультет музыкальной аранжировки. Мне очень повезло, и я преподаю с большим удовольствием и учу аранжировщиков. Два моих выпускника преподают в педколледже, собираются продолжать учебу в Санкт-Петербурге, в магистратуре.
У меня есть мечта открыть в Якутии факультет композиции. Взращивать композиторов сложно и надо это делать хотя бы раз в пять лет, чтобы не было такого большого провала, как было у нас. Например, после Кирилла Афанасьевича Герасимова, практически 30 лет была пустота - не было своих композиторов. Учились, но не возвращались.
Сейчас наметилась хорошая тенденция — ряды Союза пополняются. В прошлом году мы приняли выпускницу Уфимской консерватории Сардану Заровняеву и думаю в скором времени она будет радовать нас своими партитурами и музыкой. В Московской консерватории четвертый курс закончил мой ученик Никифор Яковлев и я посоветовал ему пойти в аспирантуру. То есть преемственность, что всегда было в творческих союзах, у нас продолжается.

желанный_берег.jpeg
— Чем еще занимаетесь и что хотели бы пожелать молодым людям, кто хочет стать композитором?
— Я в основном пишу музыку. Для видеоигр начал. Там на каждом уровне есть такой бесконечный музыкальный фон и очень интересно создавать такое зацикленное сопровождение. У нас эта индустрия развивается, и молодые ребята будут востребованы. Сейчас очень много возможностей для обучения, по интернету, различные программы, приложения и так далее. Но все-таки я считаю, что очень важно получить профессиональное академическое образование. Не просто так на компьютере или на секвенсоре набрать.

Среда обитания, она подпитывает очень мощно, заряд дает, стимулы. Ты дружишь с музыкантами, общаешься. Надо учиться у них, не стесняться задавать вопросы. Пусть они даже покажутся глупыми, но это всегда мощный толчок, и это тебя вдохновляет. В последнее время, кстати, я замечаю, что молодые люди очень любят слушать симфоническую музыку, классику и я думаю, благодаря этому они открывают для себя что-то новое.

Фотографии предоставлены Н.А. Михеевым.

  • 4
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением