Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 5 oC

В российский прокат выходит новый фильм якутского режиссера Дмитрия Давыдова «Чума». Картина уже получила награды на зарубежных и отечественных кинофестивалях, и теперь его предстоит оценить зрителям. «Фильм про нашу жизнь. Без соплей. Про слабость и силу. И в чем вообще эта сила», - написал Давыдов в описании к своей очередной киноработе.

В российский прокат выходит новый фильм якутского режиссера Дмитрия Давыдова «Чума». Картина уже получила награды на зарубежных и отечественных кинофестивалях, и теперь его предстоит оценить зрителям. «Фильм про нашу жизнь. Без соплей. Про слабость и силу. И в чем вообще эта сила», - написал Давыдов в описании к своей очередной киноработе.

Мир мужчин

Предварительный показ «Чумы» состоялся в Якутске за неделю до общероссийской премьеры. Сам режиссер не смог присутствовать, поскольку находился в другом городе и на встречу со зрителями пришли участники съемочной группы. С самого начала фильм настраивает на то, что никакого развлечения не будет — черно-белая съемка, субтитры, минимум персонажей, короткие диалоги, скупые эмоции. Все это дополняет минималистичный, даже суровый киноряд — осенний пейзаж, окраина села, неухоженные дома, неприхотливый деревенский быт.

rhvum1euzhkxpy50eu1ft8isbrskjix1.jpeg

Главные герои — две семьи, живущие по соседству. Оба - одинокие отцы, воспитывающие сыновей-ровесников. Сугубо мужской мир. Тихий и скромный Иван (Георгий Бессонов) мастерит на продажу деревянные лодки и это единственный источник дохода. Недавно у него умерла жена и теперь они живут вдвоем с сыном-подростком. Этот непростой период жизни проходит на фоне непонимания обоих, нежелании сына помогать отцу и в его поиске образца для подражания. 

Через дорогу живет Влад (Евгений Николаев) с сыном. Там своя история, по ходу действия выясняется, что его бросила жена, уехав в город, сошлась с другим человеком, но при этом хочет вернуть себе сына. Тихий, кроткий подросток совсем не похож на энергичного и предприимчивого отца. У того есть «уазик» и вместе они занимаются заготовкой дров на продажу. 

Монотонный и во многом схожий образ жизни, без каких-либо событий, с привычными бытовыми обязанностями меняется, когда сын Ивана сближается с соседями, начинает помогать Владу, ему с ним интересно ездить на лесоделяну, пилить деревья, водить машину. Постепенно он остается жить у них. Но с сыном Влада, несмотря на то, что они ровесники, дружба не завязывается, а даже перерастает в соперничество.

По сути, смотря со стороны, кажется, что судьба распорядилась по-своему, потому что каждый из сыновей должен был родиться в противоположной семье, настолько они не схожи характерами со своими родными отцами. В итоге близкие по крови люди, хоть и стараются, но не понимают друг друга. 

photo_13_2023-10-12_13-31-55-1024x429.jpg

Без надрыва и без прикрас, в свойственной Давыдову манере, точными мазками показаны подробности их обычной жизни — нехитрая холостяцкая еда, потрепанный «уазик», покосившиеся сараи. И от этого не покидает чувство безысходности, какой-то закономерности и даже обреченности. Но наоборот, при этом нет ощущения надвигающейся катастрофы, что присуще многим фильмам, когда, что называется ружье на стене должно выстрелить. Ружье при этом присутствует в финале, и оно действительно становится одним из сильных моментов, но скорее психологическим. 

Черно-белая реальность

Фильм можно назвать поднимающим извечную проблему отцов и детей. В якутском варианте именно незамысловатость сюжета, беспристрастность, предельная откровенность черно-белого кадра и при этом наполненность психологическими смыслами заставляют зрителя сопереживать героям, сравнивать себя с ними. Отсутствие женских персонажей, как и привычных представителей власти, полицейских или деревенских шутников-балагуров не делает картину беднее, а скорее не отвлекает. 

В новой работе Дмитрия Давыдова можно найти отсылки к его знаменитому «Пугалу» с Валентиной Романовой-Чыскыырай в главной роли. То же одиночество, обреченность, вместе с тем взаимосвязь с людьми и даже близость в названиях фильмов. Есть схожие моменты единения с природой, когда главные герои стоят, раскинув руки, на крупных планах бескрайней тайги и огромных пространств. 

Творческий почерк режиссера узнаваем не только в скупости выразительных средств, а еще и в том, что при этом он затрагивает проблемы взаимоотношений личности и общества. Если бы мы увидели в фильме неких социальных работников из сельской администрации, которым по долгу службы предписано брать на учет такие неполные семьи, одноклассников, родственников, хлопочущих о судьбе ребят или, например, какую-то связь отцов с женщинами, чтобы устроить свою судьбу, это было бы совсем другое кино. Наверное, вполне кассовое, собирающее полные залы. Но и здесь режиссер остался верен себе. 

Режиссерский выбор

В чем сила и слабость? Этот вопрос задают себе и зрителям создатели картины. Можно ли найти на них ответы — каждый решит сам. Повторят ли сыновья судьбу своих отцов, скорее всего нет. Им придется выбрать свой путь и не всегда он будет ровным. И режиссер дает возможность зрителю самому додумать продолжение, когда в финале показывает крупным планом лицо одного из ребят словно готового крикнуть — «чума на оба ваши дома!».

Неловкие чувства Ивана к своему сыну, которого он просит вернутся домой, самоуверенность и нахальство Влада вмиг теряются, когда немногословный Иван вдруг врывается к нему с ружьем и приставляет его к лицу соседа. Тут уж поневоле ждешь кровавой разборки, которую в криминальной сводке сухо назовут преступлением на бытовой почве. Но в последний момент ожидаемого не происходит и тут уже не думаешь, кто из них проявил слабость, а кто оказался сильнее. 

Сюжет построенный на деревенской жизни не упрощает смысл, а скорее делает понятным для всех. Возможно, если бы фильм сняли в городе с его атмосферой, множеством деталей, он был бы зрелищнее, но при этом совсем другим. Кто-то может сказать, что Давыдов снова снял «чернуху», показав сельских жителей в неприглядном свете. Но это его выбор и в этом его непохожесть на других. На мой взгляд, это фильм, который займет свое достойное место в истории якутского кино. 

315492.jpg

Производством ленты занимались компании «Кинологистика» и AmmA Production. Премьера «Чумы» состоялась в 2023 году на кинофестивале «Маяк» в Геленджике, где получила приз за лучшую режиссуру.  Картина удостоена награды ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы) на кинофестивале goEast, специализирующемся на картинах из Центральной и Восточной Европы.

«То, что фильм попал на goEast и, более того, получил премию – это не очередной успех для якутского кино, а вера в то, что делать свое кино можно и нужно», – отметил Дмитрий Давыдов.

В недавнем интервью кинорежиссер заявил, что «Чума» станет, наверное, последним фильмом, который я снял в Якутии». Сейчас он работает над новым большим проектом, съемки проходят в Тверской области и Москве.   

Фото из открытых интернет-источников

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Праздники и даты

"Ил Түмэн" хаһыат 25 сыла

Күндү доҕоттор! Балаҕан ыйын 25 күнүгэр өрөспүүбүлүкэ парламенын “Ил Түмэн” хаһыатын…
27.09.24 12:59