Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -0 oC

С чего у мальчишек и девчонок начинается стремление к небу, полётам и самолетам, а может, и к космическим путешествиям и звёздам?

С чего у мальчишек и девчонок начинается стремление к небу, полётам и самолетам, а может, и к космическим путешествиям и звёздам?

С ГЕРОЕВ РЯДОМ

Этот вопрос мы решили задать директору школы №30 имени легендарного летчика Якутии Валерия Ильича Кузьмина, фанату авиации и полётов, географу по образованию, Дмитрию Санарову.

Кабинет директора показался мне маленьким. Директорский кабинет должен поражать воображение школьников своим монументализмом. Но вспомнил, что школы у нас, в Якутске, донельзя переполненные, и, возможно, отдельные, требовательные к себе директора не считают нужным занимать большие помещения…

 Впрочем, хозяин кабинета внушал своей харизмой. Чего, чего, а её у Дмитрия Санарова хватит и на четверых.

3b8104ed e658 442a af63 432809d51387

 - Дмитрий Михайлович, так с чего начинается стремление к небу? –

-- Действительно, с чего… Вроде, и простой вопрос, но однозначно на него не ответишь.

Если говорить об учениках нашей школы, то многие с этим рождаются. Любовь к полётам у них в крови, на генном уровне, как у степняков любовь к лошадям.

У нас ведь школа расположена, можно сказать, по дороге к храму авиации —аэропорту. Причём, крупнейшему в самом большом регионе страны - Якутии! Ученики тридцатой школы, в основном, все - с района аэропорта.

И именно здесь, ещё с советских времён, в первую очередь, давали квартиры лётчикам, бортпроводникам, диспетчерам и представителям более десятка других профессий, связанных с деятельностью аэропорта.

А потому, у нас немало правнуков, внуков, детей тех, кто покорял и покоряет воздушные просторы республики, страны, мира.

Мне самому знакомо это чувство сопричастности к чему-то огромному и важному. И к разговорам взрослых на кухне о марках самолётов, взлётах и посадках, сложных рейсах, про которых слушаешь как о необыкновенных приключениях. И самое главное - те самые герои неба живут с тобой рядом.

С РОДНЫХ УЛИЦ

- Прямо вам скажу: не у всех родители - лётчики или даже родня…

- А это у нас и не особо важно. Вы знаете, я в Якутске - с 2013 года. Многие ругают город, мол, пыльный, грязный, дороги плохие, лужи вокруг, зимой холодно, туман. А я по уши влюблён в Якутск.

Порой, когда есть время, обожаю побродить по его улицам, и даже не в центре, а где-то на окраинах. И больше всего мне наш авиапортовской микрорайон нравится.

 Тут есть всё - жизнь и скорости мегаполиса, озера и парки, кусочки деревенской жизни, дачная пастораль, взлетающие и идущие на посадку самолёты.

А вслушайтесь в названия улиц - основоположника высшего пилотажа Нестерова, героев войны, асов Покрышкина, Гризодубовой, лётчиков-космонавтов Гагарина и Быковского, инженеров, «отцов» российской авиации Жуковского и Можайского, теоретика космонавтики Циолковского. В одном общественном парке стоит истребитель, в другом - пассажирские самолёты.

И как, скажите, после этого любому ребёнку не проникнуться атмосферой авиации? Тем более, если твоя родная школа носит имя самого известного якутского лётчика, Героя Социалистического Труда, трижды орденоносца Трудового Красного Знамени Валерия Ильича Кузьмина.

Так что возьми любого парня или девушку с нашей школы - идеологически подкованные патриоты воздушного океана России!

 - Действительно, внушает…

-- А ведь я ещё не всё рассказал. Именно якутский аэропорт - самая близкая и сопричастная к Великой Отечественной войне точка на карте. Ведь здесь, в годы Великой Отечественной войны, стоял один из ключевых центров, через который пролегала стратегическая воздушная перегоночная трасса, получившая название АЛСИБ – Аляска-Сибирь.

IMG 0216

Прямо тут размещались штабы 1-й перегоночной авиадивизии и воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль (Чукотка), базировались 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки. Через Якутск на фронт прошли целые эскадрильи бомбардировщиков и истребителей. Тысячи самолётов, на которых воевали наши деды и прадеды.

Об этом нам в центре микрорайона напоминают стела авиаторов, высеченные на камне имена 113 летчиков, погибших на трассе Аляска – Сибирь, мемориал, посвященный экипажу бомбардировщика Б-25, потерпевшего катастрофу в районе Жатая 7 мая 1943 года, а также макет в натуральную величину истребителя Р-39 “Аэрокобра”.

 С ОТЛИЧНЫХ ЗНАНИЙ

- Такой потенциал ведь надо развивать?

- Конечно. По сути, у нас, можно сказать, не просто ученики, а уже идеологически подкованные авиаторы. И, имея у себя на руках такое сокровище, в рамках средней школы его надо гранить, делать все, чтобы дети хотя бы не потеряли, а ещё лучше - укрепили свой интерес и даже получили на будущее чёткую профессиональную ориентацию.

Знали, к чему надо стремиться, если они хотят в дальнейшем связать свою жизнь с небом, с лётными или смежными с ними профессиями, аэропортами или авиапромышленностью. Что мы и делаем.

Это, кстати, полезно всем. Современная авиация - это точные науки, алгебра, физика, геометрия, черчение. Никуда тут не денешься и без отличного знания русского и английского языков. В общем, набор предметов, с которыми выпускника рады будут встретить в любом вузе или ссузе страны.

А если говорить о профориентации, то к этому у нас особое отношение. Начну с того, что в прошлом 2021 году была основана Малая авиацион­ная академия, которая объединила 15 партнеров, среди которых, помимо нашей школы №30, участвуют школы №38 и 24. А также в проекте - авиакомпании «Полярные авиалинии» и «Якутия», аэропорт Якутска, Центр культуры и современного искусства имени Ю.А. Гагарина, Дворец детского творчества.

026b72a6 19d8 4655 9e4a ad5e7a8a0f6c

В рамках академии в школе №30 открылся 10-й авиатехнический класс. Это подготовка к вузу с погружением в авиацию. Кстати, попасть в этот класс стремились дети со многих других школ города. В этом классе ученики углубленно изучают физику и математику, а также посещают специальные занятия. В чём нам помогают преподаватели Якутского авиационного технического училища.

Признаюсь, что у нас и у самих отличные преподаватели, но такие специализированные предметы как метеорология, аэродинамика, устройство воздушного судна, технический английский должны преподавать именно узконаправленные специалисты своего дела.

Да и вообще, авиационное техническое училище - это то заведение, которое интересно посетить любому, даже взрослому. Да не просто посетить, а испытать себя на кардиотренажерах, в настоящей центрифуге, понять, насколько ты смелый и на что годится твой вестибулярный аппарат?

У малой авиационной академии как у профильно-образовательного кластера для развития авиационного направления образования школьников - большое будущее.

 С САМОЛЁТА СВОИМИ РУКАМИ

 - Я слышал, что недавно на слете школ, носящих имена героев, посвященном 100-летию образования Якутской АССР, делегация школы №30 официально представила авиадвигатель для самолёта, который строят ученики. Я тут ничего не напутал?

- Это наш долгосрочный проект «Самолёт руками детей». И да, мы его, действительно, строим. Это будет небольшой, двухместный самолёт, чьим «сердцем» будет модифицированный автомобильный двигатель. Он, кстати, хоть и с порядочной задержкой, но, наконец-то, к нам пришёл.

Сейчас ещё рано говорить о проекте как о летательном аппарате, так как его ещё предстоит не только построить, но и сертифицировать, т.е. узаконить на него документы.

291d65b0 d27c 400b 889a 1fc7b53f03c7

- Подождите, вы мне тут сейчас некие жизненные стереотипы рушите. Самолёты ведь на заводах собирают - это целая промышленная отрасль. А вы хотите сказать, что, как братья Райт, в гараже, на коленке, из дощечек, тряпок и цепных передач… А потом какой-то храбрец на нём ещё и взлететь рискнёт? Братья, насколько помню, в первый раз на своём целых 30 метров пролетели. А потом он развалился.

- С тех пор очень много воды утекло. Сегодня сборка таких самолётов - это целая индустрия малой авиации. К сожалению, она прошла мимо нашей страны. Потому обыватель о ней знает очень мало.

А так в её основе стоят, так называемые, Кит – наборы, конструкторы. То есть ты покупаешь комплект для сборки самолетов (Кит), который содержит все необходимые детали для постройки планера самолета. Тут уж зависит от возможностей того, кто его собирает.

 Понятно, что двигатель или современную авионику сделать в условиях мастерской, нереально. А всё остальное, если есть компетенции, желание, время, руки, опыт, инструменты, вполне возможно.

В той же Канаде малую авиацию, в основном, и строят по таким «домашним» технологиям - там и эксплуатируются буквально тысячи самолётов, автожиров, вертолётов, собранных из Кит-наборов.

Мы в качестве базовой модели взяли и строим самолёт Dakota Hawk. Это проверенная временем модель, разработанная компанией Fisher Aircraft в 1993 году.

Позиционируется как легкий любительский спортивный самолет. Он нам приглянулся тем, что, в основном, этот самолёт эксплуатируется в Канаде, которая как раз ближе всего по климатическим условиям к Якутии.

А также тем, что конструкция Дакота Хок выполнена из дерева, с деревянным геодезическим фюзеляжем и двутавровым лонжероном крыла. Крылья, хвостовое оперение и фюзеляж покрыты легированной авиационной тканью. Так что основную часть самолёта, фюзеляж, планер мы имеем возможность не просто собрать, но и сделать сами.

fcf6cbab 5272 4edd 8e6d a1d7e88cd05a

Сейчас мы переводим чертежи из дюймовой системы на метрическую. Так сейчас проще брать российские болты, крепежи. Тут есть определённые нюансы в расчётах. Но опыт есть, технологически это отработанная в нашей стране история.

Проект с энтузиазмом восприняли и родители, и ученики, и выпускники школы. Собирать его будет Александр Шахнин - главный дефектолог авиакомпании «Якутия», редкий, в своём роде, специалист, человек с авиаконструкторским образованием, который в своё время закончил МАИ.

Замечу, что одно из его творений, который он строил с командой - истребитель Р-39 “Аэрокобра”, который стоит в сквере имени Гагарина по улице Можайского - знают все жители Якутска, да, думаю, и республики.

Здесь основная мотивация, что сейчас в строительстве самолёта будут принимать участие наши дети. У детей появляется прямой интерес - они будут видеть, что в их жизни всё возможно, в том числе и построить самолёт. Представьте себе, что вы на уроках труда точите и клеите брусок, который станет деталью самого настоящего самолёта…

Надо ли говорить, что небо навсегда останется в воспоминаниях детства, с вами в сердце.

 А ведь школьники этим занимаются и на уроках технологии, и на занятиях в авиамодельном кружке. В основном, это работа с деревом, в нашем случае, со специально подготовленной для этого сосной.

С ЛЮБВИ К ТЕХНИКЕ

- А что за двигатель?

- Его мы заказывали ещё в прошлом году, до всех санкционных ужесточений. В этом плане нам повезло с ценой, да и с самой возможностью его приобрести без лишних проблем. Это втэковский мотор на базе фирмы «Хонда».

Самая суть мотора - это редуктор, который нам делали на Красноярском авиаремонтном заводе. Вся соль в том, чтобы винт был выше мотора, основного его коленчатого вала на определённую высоту, т.е. чтобы не пахал землю и не загораживал обзор пилота.

8ba91054 62e4 4b61 a993 d4d9a54cf0ee

- За какой срок школа планирует собрать самолёт?

- Саму сборку определяем в районе двух лет, также будем смотреть законодательные моменты с тем, чтобы узаконить самолёт как полноценный летательный аппарат. Нужно будет получить свидетельство летной годности и дать летчику-испытателю протестировать.

Здесь есть свои поэтапные процедуры, своего рода, авиационная бюрократия, но с ней тоже не поспоришь, здесь как в воинских уставах - каждая буква и правило прописаны не просто так. А нам и некуда спешить.

В планах - открытие планерной школы. На самом деле, полноценная планерная школа в Якутии существовала ещё в 1936 году. Находилась она между п. Кангалассы и с. Кильдямцы. Та площадка, как запасной аэродром МЧС, существует до сих пор. Так что теоретически место для полётов у нас есть.

По закону, в планерной школе могут заниматься дети с 12 лет. Модели запускаются на лебедке, на высоту от двух до пяти метров. Управляя планером, дети знакомятся с основами пилотирования.

Есть определённые договорённости с Москвой и Новосибирском, где работают планерные школы, с сертифицированными планерами. Они уже поделились своими практическими наработками и учебными программами.

- Я сейчас услышал про кружок авиамоделирования. Расскажите об этом подробнее.

- Да, мы занимаемся этим направлением. Но тут я хотел бы поделиться, можно сказать, своей болью. От классического авиамоделирования надо идти дальше. Нужно ставить такие задачи, чтобы дети могли сами собирать дроны, квадрокоптеры, беспилотники. Понимали, как им нужно управлять и какие практические задачи можно выполнять.

Оператор дрона — это замечательная профессия будущего, которая может быть полезной, например, в области лесоохраны, а также она может быть доступна и людям с ограниченными возможностями здоровья.

Да и в целом, мы же все понимаем, насколько востребован, стал весь этот класс летательных аппаратов. Когда вдруг оказалось, что стране нужны специалисты, которые могутна коленке собрать беспилотник, модернизировать, выполнить электронную прошивку коммерческого дрона.

 Такие спецы сейчас на вес золота. Вот и нам нужен такой преподаватель. И это уже сфера, скорее, робототехники, электроники. Как я понял, найти такого человека непросто. Ищем…

Кроме того, запланировано открытие парашютно-десантной школы, в которой смогут заниматься дети с 14лет с согласия родителей, также идет работа над созданием планерной школы для детей с 12 лет. Управляя планером, дети знакомятся с основами пилотирования.

5519adbf 75a2 48cf 9bff 565035d816e1

 С ПРАВИЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ!

 - Дмитрий Михайлович, вот вы же не авиапортовской. А откуда у вас любовь к небу и авиации?

- Родом я из Ставрополя. Там же окончил Ставропольский госуниверситет по специальности «географ». После учебы жил и работал в Волгограде, затем в Москве.

А авиацию люблю с детства, отец - военный летчик, в последующем - писатель, который первую свою повесть „Небо для полетов“посвятил именно авиации.

В детстве моими настольными книгами были два издания, посвященные работе ДОСААФ - „Краснознаменное оборонное“ и „Армии, авиации, флоту“.

Вот одним из главных «плюсов» той эпохи было совершенно иное отношение к детскому спорту, патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Советский ребенок имел возможность не только бегать, но и плавать, заниматься картингом, мотокроссом, парусным спортом и многим другим. Я сам посещал множество кружков - это был большой «плюс».

Безусловно, надо возрождать такую деятельность. И возрождать системно, на уровне государственной политики страны. Пока же, увы, по большей части такая работа ведётся энтузиастами и как-то больше «островками».

Один такой небольшой оазис, благодаря общим усилиям нашего преподавательского состава, расцветает на базе нашей школы.

Аламжи БУДАЕВ

  • 3
  • 1
  • 0
  • 1
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением