Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 2 oC

В рамках цикла мероприятий проекта «ҺӨҔҮҤ» в SMART-библиотеке Якутска состоялась встреча с известным художником театра и кино Екатериной Шапошниковой. Она приоткрыла слушателям закулисье мира театра и кино, поделилась фотографиями с репетиций, дала советы начинающим художникам.

В рамках цикла мероприятий проекта «ҺӨҔҮҤ» в SMART-библиотеке Якутска состоялась встреча с известным художником театра и кино Екатериной Шапошниковой. Она приоткрыла слушателям закулисье мира театра и кино, поделилась фотографиями с репетиций, дала советы начинающим художникам.

Екатерина Ефимовна работает главным художником в Национальном театре танца им. С. Зверева-Кыыл Уола, ведет преподавательскую деятельность, занимается оформлением стадионных и площадных мероприятий. Именно она является дизайнером главной сцены в местности Ус Хатын, где ежегодно проводится самый масштабный праздник республики – Ысыах Туймаады.

Художница сотрудничала с Сахатеатром, Нюрбинским и Русским драмтеатрами, Государственным драматическим театром им. А.С. Пушкина в Красноярске. Была главным художником в Театре оперы и балета Якутии.

Никто не отбивал желания стать художником

– Я родилась в Намском районе, в семье художника-графиста Ефима Николаевича Шапошникова. Мы учились в художественном классе, потом – в художественном училище и вузах. В нашей семье считалось, что творческая профессия - очень интересная и полезная. Никто не отбивал во мне  желания стать художниками.

В Ленинградском институте театра, музыки, кинематографии, куда я поступила, ныне Российском государственном институте сценических искусств, в отличие от других академий, где углубляются в живопись, нас учили ремеслу. Мы много чертили, изучали свойства материалов, делали большие макеты в масштабе 1:20. Преподаватели подходили к работе очень скрупулезно.

Люди закулисного фронта

– В театре работает большой коллектив и надо строить дипломатические отношения с каждым, особенно если ты молод и только устроился на работу. Здесь ты ближе знакомишься с режиссером, известными артистами, постановочной и хореографической группой. Художники-поставщики постоянно общаются с большой командой рабочих сцены – это художники света, реквизиторы, а также с техническими службами – столярами, сварщиками, бутафорами. Важно рассчитывать свои силы.

Художники театра – люди закулисного фронта, о нас редко говорят. Наша работа часто напоминает должность завхоза: мы ходим по магазинам, выбираем подходящие материалы, рассчитываем, что и сколько понадобится, составляем смету. Поэтому на нас лежит огромная ответственность.

Художник театра должен очень точно знать материалы - от и до. Возьмем, к примеру, трубу. Есть профилированные и круглые, тонкие и толстые, алюминиевые и железные, надо знать, какая к ним идет сварка и так далее. Также в работе нужно учитывать площадь и форму сцены.

А еще театр – это довольно опасное место: здесь много электроприборов и машинерии. Поэтому художнику-постановщику надо знать и соблюдать меры безопасности.

cb823464-9839-4ea5-a412-732064714f9b.jpg

Костюмы

– Идеи по костюмам и платьям приходят не сразу. Если в сюжете присутствуют национальные мотивы, в костюмах можно использовать якутские узоры, орнаменты. В образах можно использовать разные символы. Например, на открытии Ысыаха в Намском районе платье танцовщиц мы сделали по образу лебедей, так как играла музыка «Лебединого озера» и лебедь – птица тотемная, изображенная на гербе улуса.

Для разнообразия идей художнику нужна насмотренность. Я стараюсь посещать спектакли, которые ставят мои коллеги. Многие идеи можно почерпнуть из интернета и интерпретировать по-своему.

Удлиненная фигура всегда интересна. Высокие шапки хорошо использовать на сцене, чтобы зритель даже с задних рядов обратил внимание на персонажа, на его статность и значимость. А высокая обувь, например сапоги, визуально удлиняют ноги.

В хореографическом спектакле костюмы должны быть летящими, чтобы продолжать движение артиста. Особенно это важно в современном балете. А в классическом – круглые пачки помогают балеринам делать пируэты.

Важно, чтобы артисту было удобно играть в костюме, особенно, если он много бегает, прыгает или танцует. При этом наряды должны быть износостойкими.

Добиваясь нужного эффекта

– Я стараюсь воплощать идеи режиссера, потому что это, в первую очередь, его проект. Если наши взгляды в корне отличаются, убеждаю его, аргументирую, почему лучше будет сделать так, а не иначе.

Иногда режиссеры хотят воплотить на сцене нечто такое, что сложно реализовать. Приходится ломать голову, из чего можно смастерить идею, как добиться нужного эффекта. Например, однажды меня попросили сшить костюм IT-героя. Режиссер хотел костюм из лампочек, но мы сошлись на светящихся очках и костюме из блестящих, на свету прожектора, материалов.

А в спектакле по мотивам Олонхо мы сделали для персонажей Верхних Божеств Айыы свитки, в которых написаны судьбы людей, из якутского украшения илин кэбиьэр. И по сюжету они не могли прочитать судьбу главного героя, один из них даже очки надел.

1bda6e47-db80-4769-aed3-11a7f0e0056c.jpg

Большую роль играет погода

– Впервые я попробовала себя в роли художника-постановщика в оформлении стадионных и площадных мероприятий на Ысыахе Туймаады. К слову, тогда я заодно придумала дизайн костюма для алгысчита с высокой шапкой, а теперь это стало чуть ли не каноном образа главного алгысчита. Затем меня стали приглашать на оформление Ысыаха Олонхо, Игр Манчаары, Дней города.

Поскольку такие мероприятия в Якутии проводятся в летнее время, к ним начинают готовиться уже после Нового года. Собирается команда, выбираются лучшие идеи. После этого я делаю макеты, иногда перевожу их в 3D-формат.

В оформлении мероприятий большую роль играет погода. Однажды за считанные дни до Ысыаха в Верхоянье прошли сильные дожди, и все, включая артистов, участвующих в открытии праздника, разравнивали территорию главной сцены, таскали ведрами воду из луж, сыпали песок и траву. Так, церемония открытия была спасена.

Для этого Ысыаха я сделала макет скал с поющими человеческими лицами, изобразив горы Киhилээх, и бутафоры смастерили их высотой в 4 метра. Перед этим я опросила всех знакомых строителей, искала материал, который бы выдержал и дождь, и ветер.

Перед открытием Игр в Верхневилюйске произошел забавный случай. По сценарию нам нужен был огромный камень, который бы в центр стадиона вынесли четверо мужчин. Я заказала из Москвы надувную фигуру камня, который выглядел довольно натурально. Но дети из массовки знали, что он надувной, и один из них неожиданно подбежал и ударил его палкой! Мы все напряглись, подумали: «Сейчас лопнет! Сценарий придется переписывать!», но, к счастью, он выдержал.

Отличие кино от театра

– Впервые меня, в качестве художника кино, позвала продюсер Марианна Сиэгэн на фильм «Мой убийца». Потом мы работали над фильмом «Хаар кынат» – огромный проект, в котором участвовали представители разных стран. Еще я была художником по костюмам в фильме «Нуучча».

Большое отличие театра от кино в том, что в последнем камера снимает героев с очень близкого расстояния, и надо, чтобы костюмы, особенно, если это исторические фильмы, смотрелись натуралистично. Нужен ручной шов, уместная ткань, фактура - пятна, пыль и легкая рваность - будто одежду носили годами. Для исторических костюмов вдохновляешься старинными фотографиями, утверждаешь эскиз у режиссера и оператора.

В кино отшиваются несколько дублей костюмов на случай, если первый испортится или потеряется, так как по сюжету может пройти время и костюмы, соответственно, немного отличаются.

Также в кино нужны трансформирующиеся декорации, чтобы под разным углом, с разными комбинациями можно было снять больше сцен. Часто съемочная группа выезжает на локацию, проводит съемки на природе.

Художнику на будущее

– Я часто беру своих студентов в ассистенты. Начинающим художникам театра и кино нужно попадать как можно в большее число проектов, пусть даже волонтерами, чтобы их заметили, им нужно больше общаться с профессионалами. Сначала надо идти в профессию ради идеи, тогда труды обязательно окупятся!

e292c092-4d27-41c2-9f93-6c7137ccef7d.jpg

Работы Екатерины Шапошниковой представлены на выставке «ҺӨҔҮҤ». Это декорации и эскизы костюмов к спектаклю Национального театра танца «Киһи», а также свиток «Qaar tuste».

c6968004-22d5-4603-b2ee-51d799d2ad80.jpg

СПРАВКА:

Екатерина Шапошникова окончила Якутское художественное училище и Государственный институт театра, музыки, кинематографии в Санкт-Петербурге, работала художником-постановщиком в питерском Театре юного зрителя им. А. Брянцева. Ее работа над спектаклем М. Корниловой «Воительница-Джырыбына» в Театре олонхо была номинирована на главную театральную премию страны – «Золотую маску».

Она работала над художественным оформлением таких фильмов, как «Мой убийца», который стал победителем кинофестиваля в Якутске в 2016 году, «Воительница Джырыбына», «Карина». «Хара саһыл» – лучший спектакль на фестивале «Желанный берег» 2020 года.

Екатерина Шапошникова – член Союза театральных деятелей РФ и Союза художников Якутии, заслуженный деятель искусств РС(Я).

Нарыйа ПАХОМОВА

  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением