Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -19 oC

В конце прошлого месяца на пленарной сессии Ил Тумэна народные депутаты Якутии рассмотрели и поддержали ряд антиалкогольных законопроектов.

В конце прошлого месяца на пленарной сессии Ил Тумэна народные депутаты Якутии рассмотрели и поддержали ряд антиалкогольных законопроектов.

В том числе о полном запрете розничной продажи алкогольной продукции на территории 12 наслегов Хангаласского, Горного, Сунтарского, Усть-Алданского, Кобяйского, Ленского, Верхоянского, Намского, Верхневилюйского, Таттинского улусов.

Таким образом, на сегодня в Якутии стало более 200 сёл, жители которых приняли твёрдое решение убрать из продажи в своих населённых пунктах алкоголь.  И это не какая-то кампанейщина, а планомерная, долгосрочная борьба против алкоголизации населения и за здоровый образ жизни. Для справки: в целом, в Якутии - 582 сельских населённых пункта.

Чистый регион

Алкоголизм - социальная болезнь, пронизывающая Россию и, независимо от благосостояния, все слои ее общества. Борьба с алкоголизмом ведётся по-разному: где-то, как у нас в Якутии, ограничивают потребление путем сокращения часов продажи алкоголя, а кое-где на Кавказе и вовсе алкомаркеты жгли как чумную заразу.

Алкоголь и алкоголизм, как народное бедствие, по историческим меркам в Якутии появилось сравнительно поздно. Спору нет, что “горячее вино”, как называли ранее водку, пришло ещё в начале XVII века вместе с казачьими отрядами.

Однако, буквально до начала XX века в улусах, по свидетельству Серошевского, водка, если и появлялась, то у богатых тойонов, а для большинства народа она была недоступна и считалась даже неким редким лакомством. Некоторый процент алкоголя можно было узреть, разве что, в летнее время в кумысе, который по содержанию алкоголя уступал даже современному бырпаху от отдельных (не буду делать рекламу) производителей. Просто в старину в молочные напитки под закваску сахара не добавлялось.

1417101636 min

Есть некая историческая загадка: в отличии от южных монголоязычных соседей, народ саха не занимался перегоном забродивших молочных напитков в куда более крепкую, молочную водку. И таким образом, до поры до времени алкоголь отсутствовал в культуре аборигенных народов, населяющих территорию республики. И Якутия в то время, когда алкоголизм захлёстывал Российскую империю как в городах, так и в деревнях, в этом отношении была куда более здоровым регионом. 

Трезвые хлебопашцы

Конечно, производство крепкого спиртного продукта, как и его завоз,  присутствовал в Якутске. Где, собственно, самих якутов было совсем немного. Притом что зерно - основной продукт для производства водки - под Якутском было, причём вполне в товарных количествах. Но винокурнями и самогоноварением местное крестьянство не увлекалось.

И тому есть объяснение: хлебопашцами на маганских и мархинских землях были религиозные, ссыльные духоборы и скопцы. Отношение у них к алкоголю и табаку было, мягко говоря, отрицательным. До работы были удивительно жадными, алкоголя не употребляли, и пьющих ни на работу, ни в соседи не брали.

Скопцы в Якутии

Духоборов, кстати, ещё до революции вывезли при содействии писателя Льва Толстого - часть из них возвратилась в Россию, часть выехала в Канаду. Скопцы хоть тоже порядком уехали, но многие остались. Причём, судя по рассказам ветеранов, пользовались в Мархе уважением. 

Отсчет масштабного производства и продажи водки, можно сказать, начался с 1 января 1895 года - в этот день Российская империя ввела монополию на продажу спиртных напитков. То есть производить частникам было можно, но всё сдавалось на перегонку и продажу государственным предприятиям.

До Якутска нововведение дошло чуть позже, в 1902 года был построен и введён каменный, казенный винный склад. Он располагался в трех каменных двухэтажных зданиях, примерно через дорогу от нынешнего Крестьянского рынка. По меркам тех лет, когда каменных зданий в столице было наперечёт, это было передовое, технически хорошо оснащенное предприятие, которое, к тому же, имело несколько паровых машин.

От царя до Брежнева

Судя по масштабам, водка с тех пор «полилась рекой». Ну, по крайне мере, до 1914 года. С началом Первой Мировой войны царское правительство ввело в стране «сухой закон». Причём, после революции большевики его продлили. Алкогольное производство было возобновлено с 1924 года уже при полной монополии и на производство, и на продажу, фактически сразу после Гражданской войны, которая, как мы знаем, закончилась в 1923 году бесславным якутским походом Пепеляева.

Кстати, следующий масштабный «сухой закон» в стране случился с приходом Михаила Горбачёва. СССР его, как и прежде, империя пережить не смогла…

Старт официальной истории производства алкоголя в Советской Якутии принято отсчитывать с 1925 года, когда вышло постановление Совета народных комиссаров Якутской АССР о предоставлении Правительству ЯАССР монопольного права розлива и выпуска в продажу, в пределах Якутской республики, водочно-спиртных изделий. К концу эпохи СССР в Якутии пили много и повсеместно. Пили, травились, умирали. Как, впрочем, и во всём Советском Союзе.

1610523159 1290950719 473828

Что можно вспомнить из начала 80-х? К тому времени что-то сломалось в стране развитого социализма. Потребление алкоголя, которое не превышало 5 литров на человека в год ни в Российской империи, ни в эпоху Сталина, достигло к 1984 году отметки в 10,5 литров, а с учётом подпольного самогоноварения, скорее всего, превышало 14 литров. По различным оценкам, такой уровень потребления был эквивалентен примерно 90 - 110 бутылкам водки в год на каждого имеющегося взрослого мужчину…

Страх и ужас Бестяха

Якутия в те времена славилась ЛТП - лечебно-трудовым профилакторием, расположенном в п. Верхний Бестях. Был тогда такой, весьма действенный, метод борьбы с пьянством, который, по сегодняшним меркам, больше походит на срок в зоне общего режима.

Сколько всего было по стране ЛТП - неизвестно, но по отдельным цифрам ежегодно там проходили реабилитацию больше 70 тысяч алкоголиков. И из всех ЛТП огромной страны самым страшным считалось якутское ЛТП, который работал в Верхнем Бестяхе. Им пугали всех алкоголиков СССР. В ЛТП забирали по ходатайству женсовета, заявлению жены, родственников, соседей... 

Сроки, так называемого, лечения были лютыми: обычно от 6 месяцев до 2 лет. Но некоторым пациентам ЛТП, тем, кто попадался на нарушении режима, добавляли ещё год и они отбывали срок до трех лет.

В 1986-1988 годах в якутском ЛТП содержалось от 1000 до 1200 лечащихся. Оттуда можно было убежать (и пешком до ещё строящегося БАМа), но это считалось отказом от лечения и каралось уже уголовным сроком.

Не сказать, чтобы ЛТП было переполнено жителями Якутии. Лечились у нас бедолаги из Хабаровска, Сахалина, Камчатки. Были отдельные, особо суровые алкоголики из центра страны. После народных волнений в Казахстане в Якутию оттуда пришло два полных борта Ту-154 тамошних самых идеологически вредных алкоголиков, дебоширов и прочих либералов.

nmTVa0cETa

Рабочие ЛТП были востребованы на производствах мохсоголлохского цементного завода, ЖБИ, вплоть до того, что убирали картошку на сезонных работах. В ЛТП за работу платили зарплату. Зарплата, по большей части, отсылалась семьям - на алименты или просто откладывалась на счёт. Но перспектива попасть в Якутию, чтобы потом абсолютно трезвым вкалывать два года на заводе железобетонных изделий и в жару, и в якутский холод, могла в то время перепугать до ужаса любого.

Замечу, что в последние годы в России не раз поднимается вопрос о возрождении системы лечебно-трудовых профилакториев. Согласно независимым социологическим опросам, возрождение ЛТП поддерживают не менее 81% россиян.

На дне

Лихие 90-е, да и «нулевые», весьма пагубно отразились на республике в плане широкой алкоголизации населения. Сибирь и Дальний Восток, в целом, традиционно не самые благополучные регионы по части «широко отпраздновать» и «отлично отметить». На наших территориях как бы даже гордились тем, что человек может зараз много выпить.

Якутия, можно сказать, до недавнего времени была на самом дне статистики «запойных» регионов, конкурируя там за сомнительное лидерство с Магаданской областью, Забайкальским краем, Бурятией и, кто бы мог подумать, с Еврейской автономной областью… Такое лидерство влечёт за собой целый вал отрицательных явлений - повышенную смертность, пьяную преступность, рост разводов, снижение демографии, обнищание населения, детские суициды…

С тех пор, надо отметить, наша республика откатилась от этого опасного края. Не так, чтобы совсем далеко - примерно к середине списка регионов. И даже это дорогого стоит.

Алкогольное лобби

Как бы то ни было, с алкоголизацией населения у нас боролись как могли. Не всё, что хотели, получалось, а порой выходило и наоборот - хуже. Сложно плыть против течения, идти против общего правового поля страны, где алкоголь - доступный пищевой продукт, который продавался, если вспомнить, круглосуточно в киосках, на ближайших автобусных остановках.

statistika alkogolizma v rossii 1

Однако торговля алкоголем приносит слишком большие доходы, чтобы так просто это остановить. В республике есть, да и никуда не денется, алкогольное лобби, продвигающее интересы производителей и торговцев алкоголем. И это не обязательно некие злодеи, воплощающие в себе всех демонов ада. Вполне с виду приличные люди, отмеченные наградами, трезвенники, предприниматели, рестораторы, общественники, а то и политики. Есть у них свои интересы и весомые доводы. Кого послушаешь, так кажется, что, чем больше алкоголя продают, тем меньше его покупают. Но тех, кто против - ещё больше. И правда - за ними.

Трезвые сёла

Одной из действенных инициатив стали трезвые сёла, поселения, где алкоголя в официальной продаже нет, как такового.

Напомним, в Якутии первые из них появились в начале 2000-х годов, как следствие принятия Доктрины здорового образа жизни, инициированной первым Президентом Якутии Михаилом Николаевым. С ними, между прочим, было не всё так просто. За то, чтобы такие сёла имели место быть, народным депутатам и руководству республики приходилось их буквально отстаивать, спорить с надзирающими над буквой закона органами прокуратуры, искать правовые лазейки и идти на компромиссы, действовать, в конце концов, с позиции политической воли и общественной целесообразности.

o 698715

Начиная с 2015 года, по инициативе руководства региона, села получили право объявлять свои территории свободной от розничной продажи алкоголя. Это стало вторым дыханием «Движения трезвых сёл». В деревнях начались общественные сходы, опросы населения, люди начали голосовать за трезвость. Депутаты наслежных Советов, ориентируясь на мнение подавляющего большинства жителей, начали принимать свои муниципальные законы «О полном запрете розничной продажи алкогольной продукции на территории тех или иных муниципальных образований». Сельчан можно понять - это их дом, они голосуют за здоровых и трезвых отцов и матерей, за подрастающее поколение, против пьяной преступности, за правильную и спокойную жизнь.

Тут разве что не стоит строить «розовых замков», считая, что в «трезвых посёлках» разом решаются все проблемы с продажей алкоголя. В большей части из них его можно приобрести - находятся люди, которые продают на, так называемых, «точках». Плюс в том, что борьба с таким явлением уже переходит на более простой уровень. В том числе и борьба с суррогатами. У нас не было трагедий масштаба иркутской, когда от концентрата для ванн "Боярышник" за какие-то сутки погибли 78 человек.

Но и никто не забыл трагедию Таттинского района, где девять человек в селе Томтор, сев за стол, разлили по рюмкам антисептик из канистры, а после из них выжил только один. А ведь село из тех, что в «зоне трезвости»… Так что не всё тут так просто. И ничего не решается разом.

Столичные инициативы

Борьба с алкоголем не менее, а скорее, куда более проблематичная ведётся в столице республики - городе Якутске.

6 мая 2022 года принято постановление «Об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», утвержден порядок, определены границы прилегающих территорий, а также перечень зданий, рядом с которыми приняты условия по ограничению розничной продажи алкогольной продукции. Согласно принятому постановлению, расстояние для предприятий, оказывающих услуги общественного питания с розничной продажей алкогольной продукции, должно составить: от образовательных учреждений – 300 м, детских садов – 200 м; для общественного питания: от образовательных учреждений – 50 м, лабораторий, спа-центров, салонов красоты – 15 м. Постановлением также закреплены понятия «прилегающих территорий» многоквартирного дома – 50 м от фасада (по периметру).

В результате проведенной работы 26 магазинов по г. Якутску ограничили продажу пива.

По большому счёту, это был один из наказов горожан избранному мэру Евгению Григорьеву, которое он и выполнил.

Стоп - «наливайкам»!

Об еще одной инициативе нам рассказала народный депутат от Набережного одномандатного избирательного округа Мария Христофорова.

Христофорова МН1

«На крайней сессии в парламенте мы в первом чтении рассмотрели законопроект, ограничивающий торговлю алкоголем в, так называемых, «разливайках» и «лжекафе». В первом чтении законопроекта говорится о том, чтобы увеличить у таковых площадь торгового зала обслуживания на территории городского округа Якутск до 75 кв.м.

Уточню, что под ограничения из 490 объектов общественного питания попадут 63. Из этих 63 лицензиатами являются только 9, остальные, так называемые, «лжекафе», зал обслуживания которых составляет от 10 кв.м.

Мы, парламентарии, надеемся, что это станет одним из рычагов регулирования и сдерживания этого антиобщественного, коммерческого формата, который представляют собой «разливайки и «лжекафе». Их весьма напористый темп развития и широкое распространение в Якутске не оставляет ни одного горожанина равнодушным.

Мы говорим о тех заведениях, которые размещены в гаражных помещениях, пристроях к МКД, на первых, нежилых этажах многоквартирных домов. А также о тех, так называемых, объектах общепита, которые находятся в непосредственной близости от социальных объектов - школ, больниц, детских садов, детских площадок и т.д.

Этот законопроект будет рассмотрен во втором и третьем чтениях в первом полугодии наступающего 2023 года. Скажу, что мы, народные депутаты, активно подключились и собираемся внести к данному законопроекту ещё ряд поправок, которые позволят ещё более ужесточить данный законопроект и закрыть имеющиеся лазейки для подобных антиобщественных заведений», - подчеркнула Мария Николаевна.

  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением