Эдуард Пахомов родился 6 марта 1951 года в с. Сунтар. Вырос в многодетной семье, поэтому привык заботиться о младших сестрах и братьях. Его отец, Иннокентий Петрович, был партийным работником, вел общественную деятельность, мать, Ксения Степановна, работала в пекарне, пекла хлеб для всей деревни. Школу Эдуард окончил в отдаленном от центра, маленьком таежном поселке Вилючан, где позже по его инициативе был открыт Музей изобразительных искусств, ставший филиалом Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). Еще дальше от Вилючана, на берегу реки Вилюй, находится село Мэйик, куда каждое лето на каникулы приезжал Эдуард и восторженно воспевал красоту родного края.
«По отцовской линии наш дед был знаменитым кузнецом в своем округе. Его в народе звали «Чёрный Петр». Отец считал, что брат унаследовал талант, умение работать с металлом, от деда», - отмечает родная сестра скульптора Людмила Пахомова.
Эдуард Иннокентьевич вошел в художественную жизнь, когда поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В его работах можно было увидеть его неповторимый мир, в котором есть место и легендам, и истории, и современности. Художник активно работал в станковой и монументальной скульптуре, мастерски используя различные материалы - красное дерево, мрамор, бронзу, гальванопластику.
После окончания института в 1986 году Пахомов был направлен в Красноярск, где только недавно были открыты творческие мастерские Российской академии художеств. Туда по приглашению приезжали художники, проявившие себя в творческом плане после окончания университета, для повышения профессионального мастерства. В красноярский период творчества он приобретает новый для якутской скульптуры характер. Затрагиваются лирико-романтические произведения, насыщенные личностным ощущением автора.
Позже, вернувшись в Якутск, начал преподавать скульптуру в Арктическом государственном институте культуры и искусства. Из всех учеников Эдуард Пахомов особенно гордился тем, что его называет учителем выдающийся художник, скульптор и ювелир, снискавший всемирную славу, Даши Намдаков. Начиная с 2008 года, Даши работал над большим монументом в Казахстане. Скульптура высотой 12 метров и длиной 10 метров в виде девушки-Царицы Ханшаим, стоящей на огромном быке, олицетворяла силу и мощь страны. На презентацию этой работы Даши пригласил своего педагога Эдуарда Пахомова.
Автор в своих скульптурах отражал самые разнообразные формы эстетического освоения действительности, представленной в обширном диапазоне, так называемых, форм самой жизни. Тонкость моделировки композиции переплетается в произведениях из мрамора («Туллуктар» (Снегири), 1987, «Первые стихи», 1989). Традиции национальной пластики своеобразно преломляются в приемах обработки дерева, металла и ровдуги. Одна из его работ «Кыыс Амма» на русский язык переводится, как «Девушка Амга». Монумент был открыт 10 сентября 2011 года в селе Амга на набережной реки. Эдуард отразил в своей скульптуре всю утонченную красоту, чистоту и спокойный нрав природы Амги.
Привлекает внимание жителей Якутска памятник мореплавателю Семену Дежневу и его жене Абакаяде с сыном Любимом (2005). Народ воспринял образ первопроходца Семена Дежнева и якутской красавицы Абакаяды как символ любви и верности. Затем у молодоженов зародилась святая традиция - приходить к памятнику в день свадьбы, чтобы прикоснуться к вечной любви. Наверное, самой важной по замыслу и сложной по исполнению является комплекс памятника Бекетову - основателю г. Якутск и первопроходцам Сибири (2007). Монумент представляет собой колонну высотой 33,4 метра и символизирует историческое единение народов России. Колонна опирается на четыре арки, на которых высечены рельефы «Град-Якуцк», «Встреча казаков с местным населением», «Якутская интеллигенция» и «Крещение якутов». Каждый из них имеет глубокое по смыслу символическое и реальное содержание.
Работы скульптора украшают не только Якутск, но и другие города нашей республики. А одна из его известных композиций, посвященная матери Юрия Гагарина, выиграла на всероссийском конкурсе и теперь стоит на родине первого космонавта - на Смоленщине. Памятник помогли отлить в бронзе скульпторы Александр Шляхтин и Евгений Кац в мастерской Академии художеств в Санкт-Петербурге. За этот замечательный памятник Эдуарду Иннокентьевичу было присвоено звание лауреата Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени П.А. Ойунского.
Одним из плодотворных работ было творческое содружество, с помощью которого общими усилиями была создана динамичная скульптура Нептуна, придающая красоту знаменитому Константиновскому Дворцу в Санкт-Петербурге.
Эдуард Пахомов оставил после себя большое художественное наследие в станковой и монументальной скульптуре. Жизнь его была прервана на взлете творчества. Он видел в дате своего рождения великого Микеланджело Буонарроти - скульптора эпохи Возрождения. В дневнике Эдуарда Иннокентьевича есть запись: «Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в городе Капрезе, недалеко от Флоренции 4,5 века назад в один день со мной. Ура! Старше меня на 476 лет».
Эдуард Пахомов был человеком колоссальной работоспособности и большого таланта. Ровно восемь лет назад его не стало. Но по-прежнему, глядя на работы Пахомова, хочется его понять. Разгадать все тайны и истины его произведений. Разве не в этом великая сила искусства?
Лена ВАСИЛЬЕВА
- 6
- 0
- 1
- 0
- 0
- 0