Первоочередное значение
Встреча прошла в рамках ХIV межрегиональной специализированной выставки «САХАПРОМЭКСПО-2024». Организаторы назвали ее «Актуальные вопросы транспортной логистики Северного завоза, продовольственной безопасности центральных улусов и города Якутска. Проблемы и пути их решения». В ней приняли участие представители регионов, министерств и ведомств, депутаты Госсобрания РС(Я), предприниматели и эксперты.
«Проблемы с доставкой грузов возникают ежегодно, как в отдаленные населенные пункты республики, так и в город Якутск. С наступлением холодов мы наблюдаем коллапс на переправах, рост цен на услуги перевозчиков, испорченные товары, убытки предпринимателей, занимающихся оптовыми поставками продуктов и товаров первой необходимости, полупустые полки магазинов. Вопросы продовольственной безопасности в наших суровых условиях имеют первоочередное значение», — говорится в обращении президента Торгово-промышленной палаты Якутии Марины Богословской к участникам круглого стола. Как отметил модератор, член ТПП РС(Я) Виктор Потылицын по итогам встречи необходимо четко и конкретно сформулировать поступившие предложения и включить их в резолюцию, чтобы донести их до руководства республики.
Вначале председатель комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике Госсобрания РС(Я) Павел Петров кратко проинформировал о ходе северного завоза в республику. «По предварительным данным доставлено примерно 95% от запланированных объемов. Из них порядка 90% — это топливно-энергетические ресурсы для обеспечения арктических районов и труднодоступных населенных пунктов. Можно с уверенностью сказать, что план будет выполнен», — сказал он, уточнив, что есть вопросы с доставкой продуктов первой необходимости, строительных материалов.
Железнодорожный коллапс
О сложностях с доставкой грузов в Якутск рассказала индивидуальный предприниматель, председатель комиссии Гордумы г. Якутска по предпринимательству, туризму и транспорту Ольга Шерстянникова. По ее словам, задержки с транспортировкой стали возникать в 2022 году. Тогда во взаимодействии республиканского Минпреда, железнодорожников и самих предпринимателей был организован оперативный штаб. Ежедневно собирали информацию, откуда, в чей адрес и с чем идут вагоны, где и на каких путях они простаивают. Буквально в ручном режиме отслеживали прохождение, вызволяли вагоны из тупиков. Кроме этого, в период ледостава речники пошли навстречу и сохранили летние тарифы на паромной переправе для перевозки социально-значимых грузов.
Но наиболее сложная ситуация возникла в текущем 2024 году. С февраля начались задержки с предоставлением железнодорожных составов. Для понимания — предприниматели заключают контракт с поставщиком и если вовремя не загрузишься, то начинают действовать штрафы, причем миллионные. «Летом ничего не исправилось, стало только еще хуже. Составы стояли два-три месяца в пробках. Даже в Нерюнгри наши составы стояли по три недели», — говорит Ольга Витальевна.
При этом предприниматели получили письма от РЖД о том, что до 15 августа им надо срочно отправить все железнодорожные составы. Тогда многие стали брать крупные кредиты, чтобы успеть закупить товар, загрузить его и отправить в Якутию. Но здесь они снова столкнулись с задержками. Как объяснили в РЖД загрузка в наш регион возросла на 15%. При этом был издан приказ о первоочередном пропуске составов с углем. В результате грузы, в том числе с социально-значимыми продуктами питания, пришли с большим опозданием. Хотя и в этот раз удалось договориться с речниками о продлении «летнего коридора» до 24 октября. Но погодные условия осложнили работу паромной переправы. Это привело к тому, что с обеих сторон, с Нижнего Бестяха и с Якутска скопилось около 500 большегрузов. «С 26 октября цены на переправу повысили, а с 26 числа паромы перестали ходить из-за ледостава», — сообщила Шерстянникова.
Чтобы ускорить доставку многие предприниматели решили уйти от железнодорожных перевозок и стали использовать автотранспорт. С 2022 года объем грузовых автоперевозок из центральных регионов в Якутию вырос на 250%. Такая же картина наблюдается практически на всем Дальнем Востоке. При этом, по словам Шерстянниковой, поставщики ориентированы в первую очередь отгружать товар в центральную Россию, а дальневосточные регионы, в том числе и Якутия, идут последними.
Но даже и автодоставка сопряжена с трудностями. Как говорит Шерстянникова, необходимо своевременно проводить очистку трасс, особенно в период гололеда. Например, на горном перевале Тит федеральной автодороги «Лена» на границе Алданского и Нерюнгринского районов, где зачастую возникают аварийные ситуации и образуются многокилометровые заторы из автомашин.
Предприниматели несут убытки
За все это приходиться платить предпринимателям. За простой транспорта, перегрузочные работы, к этому прибавляются убытки, понесенные при транспортировке скоропортящихся продуктов — яйца куриного, фруктов, мясной и молочной продукции и т.д. «Был случай, когда весной из-за задержек на переправе, у предпринимателя испортилась партия мяса, которую пришлось выкинуть», — рассказала Ольга Витальевна.
Кроме того, возрастает кредитная нагрузка на предпринимателей, которые берут заемные средства под большие проценты на закуп, и в результате задержек с доставкой получается эти средства замораживаются на два-три месяца. При этом сегодня все поставщики работают по предоплате и никаких отсрочек, даже по социально-значимым продуктам питания никто не предоставляет.
Сейчас, в период межсезонья, у якутских предпринимателей возникает другая проблема — необходимо формировать объемы, закупать и отгружать товар, чтобы успеть его завезти до весенней распутицы и ледохода. Значит, снова придется брать кредиты. А по ледовым переправам через Лену движение большегрузам разрешат скорее всего не раньше февраля.
Возвращаясь к транспортной проблеме, модератор круглого стола, член ТПП РС(Я) Виктор Потылицин подчеркнул, что основная причина заключается в отсутствии комплексного подхода. «Есть установленные правила работы паромных переправ. Но у нас зачастую получается, что ответственные лица не готовы к погодным изменениям, когда ситуация меняется очень быстро. Это относится и к организации грузовых перевозок в Якутске, ведь, когда будет построен Ленский мост, то количество автотранспорта увеличится в разы. Поэтому надо быть готовыми к этому», — отмечает Потылицин, имея ввиду в том числе и своевременную переработку грузов, наличие складских терминалов и т.д.
Объемы, тарифы и торговые надбавки
Участники круглого стола высказали свои предложения по выходу из создавшейся ситуации. Например, представитель Минтранса РС(Я) считает нужным маркировать грузы, в частности, социально-значимые продукты питания, чтобы их пропускали в первую очередь. Насколько это реализуемо сегодня и эффективно — другой вопрос, поскольку это потребует дополнительных средств.
Как сообщил глава Минпреда РС(Я) Тимур Ханды, министерство в ежедневном режиме ведет мониторинг завоза грузов. «Ежегодно количество бизнеса увеличивается, объемы грузоперевозок растут, а число паромов на переправе не меняется, как было 14, так и остается. К примеру, только федеральная торговая сеть «Пятерочка» добавила ежемесячно до 50 фур. В следующем году эта цифра будет еще больше, на якутский рынок приходят новые компании», — отметил он. Кроме этого, сегодня северный завоз рассматривается не только с точки зрения обеспечения арктических районов и отдаленных, труднодоступных населенных пунктов, но и всей республики в целом, в том числе и города Якутска.
Тимур Ханды напомнил, что в следующем году многое изменится в системе налогообложения малого бизнеса, уже сегодня кредитные продукты практически недоступны из-за высокой ставки ЦБ. В том числе, это может привести к сокращению ассортимента в магазинах и как следствие к росту цен.
Также была поднята тема торговых надбавок на социально-значимые продукты питания. Напомним, в Якутии они регулируются Госкомцен РС(Я) для большинства районов. Например, в этом году вагоны с мукой задержались, и они пошли по «ледокольному тарифу» — более 200 тысяч рублей за фуру, что сказывается на прибыли предпринимателей. В частности, как сообщил Ханды, вместе с Госкомцен РС(Я) рассматривается вопрос об отмене регулирования торговых надбавок для Центральной Якутии, ограничив этот механизм только арктическими районами. То есть регулятором выступит сам потребительский рынок — люди будут голосовать рублем. С такой позицией согласен и народный депутат Павел Петров, предложивший отменить такие ограничения в Якутске.
Отметим, что в соответствии с приказом Госкомцен РС(Я) предельный размер торговой надбавки в Якутске на муку высшего сорта закупаемую за пределами республики не должен превышать 80%, сахара 57%, риса и гречки 55%, подсолнечного масла 50%.
В августе Госкомцен сообщал, что с начала года органами прокуратуры республики проведены проверки на предмет соблюдения установленных торговых надбавок к ценам на социально значимые продовольственные товары. Проверки были проведены в отношении 55 хозяйствующих субъектов в 24 районах республики и в Якутске. По их итогам в Госкомцен РС(Я) рассмотрены 27 административных дел по факту несоблюдении обязательных требований в области порядка ценообразования. Из них выдано 26 предупреждений, в том числе 20 индивидуальным предпринимателям, пяти должностным лицам и одному юридическому лицу. Административный штраф на сумму 50 тыс. рублей вынесен в отношении одного должностного лица.
Задача со многими неизвестными
Кроме того, на круглом столе были высказаны предложения на федеральном уровне провести совещания с крупными поставщиками, представителями РЖД, транспортных компаний, на которых необходимо поставить вопрос о важности первоочередной отправки грузов в отдаленные регионы, в том числе на Дальний Восток, учитывая сложную логистику доставки до конечного потребителя.
Прозвучали инициативы о развитии альтернативных видов транспорта — беспилотников, амфибий, вездеходов, с помощью которых можно доставлять грузы в отдаленные местности. Но судя по выступлениям экспертов, эти предложения требуют всестороннего и детального рассмотрения. Более того, для практического внедрения и использования такого рода техники нужно время на проведение различного рода согласований, тестирования технических характеристик, установления регламентов и т.д. К тому это потребует дополнительных значительных финансовых затрат.
Отметим, что в конце октября из-за погодных условий на паромной переправе Нижний Бестях — Якутск скопилось большое количество легкового транспорта и большегрузных машин. Затем перевозчики резко подняли тарифы. Тогда на совещании в правительстве региона было принято решение разграничить перевозки — легковые машины пустить через Техтюр, а на основной переправе — только грузовой транспорт. С призывом к населению ограничить поездки обратилось и министерство транспорта республики.
Своим мнением тогда поделился депутат Госсобрания Якутии Гаврил Парахин. «Мое мнение, что в рамках северного завоза, в том числе и продовольствия, в Якутск, где самое большое количество населения, в первую очередь следует пропускать грузовые машины и делать акцент на них, — сказал депутат. — Сегодня нужно обеспечить перевозку жизненно важных грузов, чтобы фуры не жили неделями на паромной переправе и успели вернуться по нормальному тарифу». По его словам, задержки с транспортировкой грузов могут обернуться впоследствии вынужденным повышением цен и серьезными убытками предпринимателей.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что несмотря на принимаемые меры ситуация на паромной переправе через Лену пока кардинально не меняется. К сожалению, для полноты картины на этой встрече отсутствовали представители крупных оптовых компаний Якутска. Судя по всему, такая же ситуация не будет исключением и в следующем году. Более того, учитывая растущую инфляцию, рост ключевой ставки ЦБ РФ, что напрямую отражается на кредитах для бизнеса, вполне определенно можно прогнозировать быстрый рост цен в ближайшие месяцы.
UPD: Грузовые железнодорожные тарифы на 2025 год будут проиндексированы с 1 декабря 2024 года на 13,8%. Такой проект приказа ФАС опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (Интерфакс).
Фото ЯСИА и пресс-службы Госкомцен РС(Я)
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0